Доходы населения и проблемы их распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
социальная политика государства.

Работа состоит из  1 файл

kurs-832.doc

— 678.00 Кб (Скачать документ)

      Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть будущая социально-политическая стабильность России, представляет собой неравенство регионов РФ по уровню жизни, о чём свидетельствует существенное неравенство одного из наиболее значимых индикаторов уровня жизни - денежного душевого дохода. При этом не имеет смысла просто сравнивать регионы по сложившимся в них уровням душевого денежного дохода, т.к. и цены на потребительские товары и услуги в регионах далеко не одинаковы, о чём говорит достаточно большая межрегиональная дифференциация прожиточного минимума. Так, например, стоимость ПМ в Чукотском АО в 5,4 раза выше, чем в Ульяновской области, и 2,3 раза - чем, например, в Москве. А в Москве стоимость ПМ более чем в 2 раза превышает стоимость ПМ в Татарстане.

Различия  в стоимости ПМ определяют различия в стоимости, практически, одного и  того же набора благ и услуг (или  мало различающихся наборов), т.е. различия в покупательной способности  рубля. Тогда отношения региональных среднедушевых денежных доходов к прожиточным минимумам представляют собой индикаторы, которые создают базу для сравнения регионов по реальному содержанию душевых доходов, по их покупательной способности. Назовём эти индикаторы нормированными среднедушевыми денежными доходами (НСДД). Чем больше величина НСДД, тем больше прожиточных минимумов можно купить на среднедушевой денежный доход, тем выше его реальное содержание при пространственном, т.е. межрегиональном сравнении.

      Дифференциация  регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону единой покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения - одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД в Агинском Бурятском А.О. (самый низкий уровень НСДД) (Р5 Приложение 2). Если исключить из рассмотрения эти крайние точки, как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О. больше НСДД в Корякском А.О. . После исключения и этих вторых по порядку крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к которой все уже привыкли и воспринимают как должное.

Резюмируя сказанное в настоящем разделе  можно сделать следующие выводы:

      Одним из результатов последних десяти лет социально - экономических преобразований в РФ стало снижение реальных располагаемых  доходов населения в 1,8 раза. Во втором квартале 2000 г. они составили 55% от уровня 1990г. Абсолютного максимума реальные доходы населения достигли в 1997г., когда они составляли 73% от уровня 1990г., абсолютного минимума - во втором квартале 1999г. - 51% от уровня 1990г. Последние 12 месяцев характеризуются невысокими, но устойчивыми темпами роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Однако, докризисный уровень ещё далеко. Отсутствие какой бы то ни было стратегической линии в социальной политике по поддержке доходов населения привело к тому, что доля малообеспеченного населения ( малообеспеченными считаются все, чьи душевые доходы ниже стоимости ПМ), снизившаяся было с 1992г. когда она составляла 33,6%, до 20,8% в 1997г., за последние 2 года и три месяца возросла до 36% (41% по новой методике исчисления ПМ).

      Несмотря  на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный Президентом РФ 17 июля 1999г. Федеральный закон " О государственной социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически (за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в соответствии со своим региональным законодательством) не оказывается, что имеет своим следствием существование почти 3%-го слоя голодающего населения.

      Крайне  высокая межрегиональная дифференциация нормированного среднедушевого денежного  дохода населения (т.е. скорректированного в направлении унификации покупательной способности рубля) ставит под вопрос существование в РФ единого социально-экономического и политического пространства. Положение, когда в едином государстве уровень жизни в одних регионах превышают уровень жизни в других в пять, десять и более раз, не сможет существовать уже в ближайшем будущем, если не будет поддерживаться силовыми мерами.  

3.2. Заработная плата:  динамика; межотраслевая  и межрегиональная  дифференциация

      В апреле 2000 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике равнялась 2223,4 руб., что в реальном выражении составило 41% от уровня 1990 г(см приложение Табл. 3).  Доля оплаты труда в денежных доходах населения за этот же период времени снизилась почти вдвое  - 74,1% в 1990 г. до 38%-40% в 2000г. Соответственно снизилась доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте. Так в 1990г. она составляла 42% ВВП, а с 1993г. варьировалась в диапазоне 29% - 32%. В 2000 г. доля оплаты труда в ВВП составила 31%.Следует отметить, что сам ВВП за этот период снизился почти вдвое и в 2000г. составил 55% от уровня 1990 г. С 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда" включается объём скрытой заработной платы, учитываемый раньше в статье "другие доходы". В этом случае доля заработной платы в денежных доходах населения увеличивается до 63,5% - 65%, что уже не так сильно отличается от этого показателя в 1990г. (77%-78%)(см прилож. Диагр. 1), пересчитанного соответствующим образом. Более приемлемым становится и удельный вес оплаты труда в ВВП. В 1996 - 1998гг. он уже составляет 49%, снижаясь в 2000 г. до 42%. Совершенно очевидно, однако, что скрытые формы оплаты труда, которые так улучшили отчётные макроэкономические показатели, имеют место в негосударственном секторе экономики, где зачастую в отчётности отражаются фиктивные ставки заработной платы, ориентирующиеся на уровень оплаты труда в бюджетной сфере. Сама заработная плата, на порядки превосходящая эти фиктивные ставки, не фиксируется ни в какой отчётности. Часто бывает и так, что работник вообще не включается в списочный состав организации и его заработная плата никак не отражается в бухгалтерской отчётности, даже на фиктивном уровне. Всё это свидетельствует о том, что, по крайней мере, работники бюджетной сферы ощущают снижение удельного веса оплаты труда в ВВП именно до 31%, а работники негосударственного сектора экономики - более чем пятикратное увеличение доли статьи "другие доходы" в денежных доходах населения.

      Номинальная среднемесячная заработная плата работника  за последние два года (апрель 1998 г. - апрель 2000 г.) более чем удвоилась (выросла на 102%), однако реальная среднемесячная заработная плата в апреле 2000 г. составила лишь 79% её величины в апреле 1998 г. (см. прилож. Табл 3) Вместе с тем в течении последних 12 месяцев сложилась тенденция роста реальной среднемесячной заработной платы одного работника (за исключением обычных её скачков, связанных с концом финансового года в декабре - январе каждого года). Годовой прирост реальной среднемесячной заработной платы одного работника составил 23,6%.

Много проблем связано с различиями в заработной плате работающих в  частном секторе экономики и  работников бюджетного сектора. Заработная плата в бюджетном секторе  экономики составляет около 60% средней  по РФ заработной платы. Это соотношение связано, в первую очередь, с заработной платой работников социальных отраслей экономики, таких как: образование, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание (см. прилож. Табл. 1). 

      Несколько особняком располагается государственная служба, средняя заработная плата работников которой на 30% выше средней заработной платы в частном секторе экономики и почти в два раза превосходит среднюю заработную плату работников социальных отраслей. Так средняя заработная плата работников образования составляет 41%, здравоохранения - 45%, культуры и искусства - 49%, науки и научного обслуживания - 60% от средней заработной платы работников государственной службы. Правда, если принять во внимание все источники заработной платы, в том числе вторую, третью и т.д. работы, коммерческие источники получения доходов, то уровень заработной платы отдельных отраслей социальной сферы существенно приблизится к уровню оплаты труда работников государственной службы. Так, например, в отраслях культуры и искусства средний уровень оплаты труда составит уже 80%, а в здравоохранении -58% от среднего уровня заработной платы государственных служащих. Однако, в науке и научном обслуживании и образовании прирост средней заработной платы за счёт дополнительных источников не превышает 2% - 3%

      Во  втором квартале 2000г. реальный размер начисленной среднемесячной заработной платы работника составил 41% от уровня 1990г. (см прилож. Табл 3)За десятилетний период доля оплаты труда в ВВП  снизилась с 42% до 31%. При учёте  скрытой заработной платы из статьи "другие доходы" в статье "оплата труда" доля оплаты труда в ВВП в 2000г. "возрастает" до 42% , а в 1996, 1997 и 1998гг. составляет даже 49%. Но для работников государственного сектора экономики "скрытая заработная плата" является скорее исключением, чем правилом, в связи с чем для них доля "оплаты труда" в ВВП составляет именно 31%.

Последние два, два с половиной года средняя  заработная плата работников более  высоких децилей в ряду распределения  численности работников по заработной плате росла более высокими темпами, чем средняя заработная плата более низких децилей. В связи с этим увеличивалось расслоение населения по уровню душевого дохода и во втором квартале 2000г. удельный вес малообеспеченного населения достиг 41% ( при исчислении ПМ по новой методике) или 36% ( при исчислении ПМ по старой методике) (см табл 5) 
 

3.3. Социальные трансферты

      Анализ  динамики удельного веса социальных трансфертов в денежных доходах  населения не позволяет говорить об устойчивой тенденции к его изменению. Можно считать, что его колебания за десятилетний период (с 1990 по 2000г.) от 13,1% (в 1995 и 1998гг.) до 16,3% (в 1991г.) относительно среднего уровня, составляющего 14,2%, лежат в пределах ошибки измерения. Такое предположение базируется на факте существования двух несовпадающих оценок доли социальных трансфертов в денежных доходах в 1998г., которая согласно равна 14,1%, а согласно  - 13,1% (это более поздняя скорректированная оценка). (см прилож. Диаграмма 1)

      Стабильность  удельного веса социальных трансфертов в денежных доходах населения свидетельствует о том, что реальное содержание социальных трансфертов снижалось в той же степени, что и денежные доходы населения. Таким образом, можно считать, что реальное содержание социальных трансфертов в начале второго квартала 2000г. не сильно отличается от 55% их уровня в 1990г.   

3.3.1. Пенсионное обеспечение:  уровень и динамика

      В первом полугодии 2000г. средний размер назначенных месячных пенсий равнялся 624,8 руб., что в реальном выражении  составило только 37% от уровня 1990 г. Следует отметить, что в результате повышения средней назначенной месячной пенсии в апреле 2000 г. - на 13% и в августе 2000 г. - в среднем на 18%, средний размер назначенной пенсии в сентябре 2000 г. будет равен 818,9 руб., что уже составит 45,0% (с учётом инфляции с апреля по сентябрь 2000г.) от уровня 1990 г. Размер номинальной средней месячной пенсии (с учётом компенсаций) в апреле 2000 г. составил 153% её величины в апреле 1998 г., т.е. относительный прирост номинальной средней месячной пенсии составлял только чуть более половины (51,9%) относительного прироста номинальной среднемесячной заработной платы одного работника. Следствием этого являлось крайне низкое реальное содержание средней месячной пенсии в апреле 2000 г. по сравнению с апрелем 1998 г. Несмотря на то, что за последние 12 месяцев этого периода реальный размер назначенных среднемесячных пенсий вырос на 26,8% (номинальная среднемесячная пенсия увеличилась на 52,1%), что превышает рост реальной среднемесячной заработной платы (реальная среднемесячная заработная плата выросла за этот же период на 23,6%), реальный размер назначенных среднемесячных пенсий в апреле 2000 г. составлял только 59,8% их величины в апреле 1998 г. Вместе с тем реальная начисленная заработная плата в апреле 2000 г. составила 79% от её уровня в апреле 1998 г.

      Такая динамика покупательной способности  среднемесячных пенсий по сравнению  с покупательной способностью среднемесячной заработной платы объясняется более  глубоким падением реального содержания среднемесячных пенсий за период с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. Так реальный размер среднемесячных начисленных пенсий в апреле 1999 г. составлял лишь 47,2% их величины в апреле 1998 г., а реальный размер среднемесячной заработной платы - 64,0%. Это положение сложилось в результате того, что за 12 месяцев с апреля 1998 г. по апрель 1999 г. пенсии ни разу не индексировались. Однако за последующие 12 месяцев пенсии повышались четыре раза: в мае 1999 г. - на 12%; в ноябре 1999 г. - на 15%; в феврале 2000 г. - на 12; в апреле - на 13%. Объявлено об увеличении пенсий с 1 августа 2000 г. на 125 руб., т.е. в среднем на 18%. Таким образом, в сентябре 2000 г. реальный размер назначенных среднемесячных пенсий повысится до 72% уровня апреля 1998 г.

      В апреле 2000 г. среднемесячная пенсия составила 68,4% прожиточного минимума (79% при исчислении ПМ по старой методике) а минимальный размер выплат пенсионерам - 46% ПМ (52,8% ПМ по старой методике), в то время как два года назад в апреле 1998 г. даже минимальный размер выплат пенсионерам составлял 75% ПМ, а среднемесячная пенсия -130% ПМ. В 1990 г. на сумму, равную среднему размеру назначенных месячных пенсий можно было купить 2,23 набора прожиточного минимума пенсионера 

      Феномен задолженности по выплате пенсий возник в 1995 г., когда на конец года задолженность составила 10% от общей суммы назначенных пенсий. Усилиями правительства к июлю 1997 г. задолженность по выплате пенсий была полностью погашена и вновь образовалась в июле 1998 г. в связи с финансовым кризисом . На конец 1998 г. задолженность составляла 27,0 млрд. руб. или 204% от общей суммы назначенных пенсий. Процесс постепенного снижения задолженности в 1999 г. растянулся на 8 месяцев, но к сентябрю 1999 г. задолженность была полностью ликвидирована и не возобновляется уже в течение 8 месяцев.

      Лежащей на поверхности причиной возникновения  задолженности является снижение на 7% - 8% поступлений страховых взносов  предприятий и организаций в  Пенсионный фонд Российской Федерации. Так было и в 1995 г. и в 1998 г. Ликвидация задолженности по выплатам пенсий была связана не с созданием постоянно действующих финансовых механизмов, демпфирующих возможные во время кризисов колебания финансовых ресурсов Пенсионного фонда, а, прежде всего, с усилиями правительства в направлении выколачивания страховых взносов с предприятий и организаций. В этом же направлении лежит и проект Правительства, связанный с передачей функций сбора страховых взносов в Пенсионный фонд Министерству по налогам и сборам.

Информация о работе Доходы населения и проблемы их распределения