Доходы предприятия торговли и особенности их формирования (на материалах ООО «ХХХ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ, классификация и факторов определяющих доходы торгового предприятия.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, состава и сущности доходов торгового предприятия;
- классификация доходов предприятия;
- изучение факторов, определяющих доходы торгового предприятия;
- изучение особенностей формирования доходов торгового предприятия;
- ознакомление с зарубежным опытом формирования доходной базы торгового предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5
1.1 Понятие, виды, состав и значение доходов торгового предприятия
5
1.2 Классификация доходов торгового предприятия
7
1.3 Характеристика валовой прибыли как основного элемента доходов торгового предприятия, источники её формирования
11
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ХХХ»
18
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «ХХХ»
18
2.2 Формирование доходов торгового предприятия ООО «ХХХ»
21
2.3 Пути повышения доходов торгового предприятия ООО «ХХХ»
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

1. Доходы от реализации товаров и имущественных прав

- от реализации товаров, работ и услуг;

- от реализации имущества и имущественных прав.

2. Внереализационные доходы

-  от долевого участия в других организациях;

- от операций купли-продажи иностранной валюты (возникает, когда курс   продажи (покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного  ЦБ РФ на дату совершения сделки);

- в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

-  от сдачи имущества в аренду (субаренду);

- от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

- в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета;

- в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов;

- в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав;

-  в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, а также в виде превышения стоимости возвращенного имущества, переданного налогоплательщиком в качестве вклада в простое товарищество при его выходе из этого товарищества;

- в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

- в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества;

- в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже выводимых из эксплуатации основных средств;

-  в виде использования не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности;

- в виде полученных целевых средств, предназначенных для резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, используемых не по целевому назначению;

- в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом возврата стоимости соответствующей части взносов акционерам (участникам) организации;

-  суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

- доходы, полученные от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

- стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации. /8/      

Состав прочих поступлений доходов торгового предприятия согласно бухгалтерскому учёту делятся на три вида:

1. Доходы от участия в дея­тельности дру­гих предпри­ятий, орга­низаций:

- доходы от участия в дея­тельности дру­гих предпри­ятий, орга­низаций;

- прибыль, полученная организацией в резуль­тате совместной деятельности по договору про­стого товарищества;

2. Проценты к получению:

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (депозит);

- процент за использование банком денежных средств на расчетном счете;

- поступления, связанные с предоставлением во временное пользование активов предприятия (аренда);

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности (торговая марка, фирменные знаки);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, кроме валюты, а также продукции, товаров.

3. Прочие доходы

- прочие операционные доходы;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение ус­ловий договора;

- активы, полученные безвозмездно, в т. ч. по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчет­ном году;

- суммы кредиторской и депонентской задол­женности, по которым истек срок исковой дав­ности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов за исключением внеоборотных активов;

- прочие внереализа­ционные доходы;

- поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной дея­тельности (аварии). /18/

В настоящее время изучение содержания доходов не завершено и ведется на двух уровнях – микроэкономическом, предполагающем анализ формирования  доходов в рамках предприятия, и макроэкономическом, который расширяет масштабы исследования до экономики в целом и подразумевает выявление роли доходов в доходе страны. /15/

В следующем параграфе курсовой работы дадим характеристику валовой прибыли, как основного элемента доходов торгового предприятия и рассмотрим источники её формирования.

1.3 Характеристика валовой прибыли как основного элемента доходов торгового предприятия, источники её формирования

 

Валовая прибыль от реализации товаров показывает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в сумме цен товара, зависящую от степени государственного регулирования цен. /8/

Доходы предприятия служат обобщающим показателем результата деятельности торгового предприятия, обеспечивают создание материальной заинтересованности работников в улучшении результатов деятельности, выступают источником производственного и социального развития предприятия.

Источниками валовой прибыли в предприятиях торговли являются:

- реализованные торговые надбавки;

- доходы от прочей торговой деятельности.

Основной источник валовой прибыли в розничной торговле - торговые надбавки. А точнее, валовая прибыль — это сумма реализованных торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. /8/

Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов:

- характера торговых услуг и специфики деятельности торгового предприятия;

- ценовой стратегии предприятия;

- степени развития конъюнктуры рынка;

- государственного регулирования цен;

- уровня издержек обращения торгового предприятия;

- спроса и предложения на реализуемые товары и т. д. (рис. 2). /19/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 - Факторы, определяющие уровень торговых надбавок в предприятиях торговли

Размер реализованной торговой надбавки должен не только покрывать издержки обращения предприятия  торговли, но и обеспечивать получение предприятием определенного размера прибыли (рис. 3) /8/

 

 

 

 

 

Рис. 3 - Состав реализованной торговой надбавки предприятия торговли

Торговые надбавки устанавливаются предприятием торговли самостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам. Размер торговой надбавки зависит от следующих факторов:

- характера торговых услуг и специфики деятельности торгового предприятия;

- ценовой стратегии предприятия;

- степени развития конъюнктуры рынка;

- государственного регулирования цен;

- уровня издержек обращения торгового предприятия;

- спроса и предложения на реализуемые товары и т. д.

К обоснованию размера торговых надбавок предъявляются следующие требования. Они должны:

1) создавать условия для получения оптимального размера прибыли предприятия;

2) отражать специфику реализации отдельных товаров и их издержкоемкость;

3) стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия;

4) учитывать пути товароснабжения и звенность. /8/

Чтобы избежать резкого взлета цен в условиях снижения платеже­способности покупателя, высшими органами управления рекомендовано,  торго­вым предприятиям при формировании торговых надбавок исключить случаи роста уровня рентабельности за счет более высокого размера торговой надбав­ки. Повышение уровня рентабельности должно обеспечиваться за счет роста оборота розничной торговли, ускорения товарооборачиваемости и интенсивных факторов развития торговых предприятий. В дальнейшем с осуществлением коренных рыночных преобразований предполагается полностью отменить государственное регулирование цен, а тем самым и уровня торговых надбавок на отдельные виды товаров. /17/

Реализация товаров торговыми предприятиями осуществляется преимущественно по свободным розничным (про­дажным) ценам. Однако ценовую политику на рынке в значительной степени формируют производители или зарубежные поставщики, избирая ту или иную маркетинговую стратегию. Роль торговых предприятий в формировании цен не идет ни в какое сравнение с ролью производителей или зарубежных поставщиков товаров. Поэтому каждому торговому предприятию просто необходимо учитывать ценовую политику производителей товаров.

Вместе с тем розничные торговые предприятия и другие юридические лица, осуществляющие продажу товаров (услуг), устанавливают окончательную розничную (рыночную) цену в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), количеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия- изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки (наценки).

Торговая надбавка (наценка) определяется продавцом исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения). В торговую надбавку включают расходы на продажу, в том числе транспортные и другие расходы розничных торговых организаций и предприятий.

Торговые надбавки (доход от торговой деятельности)- ими пользуются предприятия для возмещения расходов на продажу и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образования прибыли от продаж. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической база пополняя собственные оборотные средства и т. п.).

Органы исполнительной власти на местах могут регулировать размеры торговых надбавок (наценок) путем установления предельных величин, предельных уровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения о самостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых наценок на реализуемые товары (продукции)

Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления доходами торгового предприятия, но и важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты его экономического развития. Она существенно влияет на объемы хозяйственной деятельности торгового предприятия, формирование его имиджа у покупателей, уровень финансового состояния. Кроме того, ценовая политика торгового предприятия представляет собой действенный инструмент его конкуренции на потребительском рынке. /17/

При установлении цен предложения производителем оптовыми посредниками, торговой надбавки, рыночных цен на товары в розничной торговле учитывают одни и те же факторы: уровень потребительского спроса на тот или иной товар (продукцию), эластичность спроса, сложившегося на товарном рынке; реакцию рынка на изменение выпуска пред приятием определенной продукции или на увеличение объема продаж товаров; уровень цен на аналогичные товары конкурентов; меры государственного регулирования цен или торговых (оптовых) надбавок.

Так снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых платежей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказ от импорта ряда товаров, осуществления более эффективной налоговой политики (более полного использования системы налоговых льгот) и других мероприятий. Снижение уровня первых двух элементов в цене товаров позволяет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную ценовую политику. /21/

Необходимо отметить и значение ценовой конкуренции, та конкуренция связана с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий реализации товаров (маневрирование ценами, использование системы скидок для тех или иных групп покупателей, занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т. д.). Выработав ценовую политику, предприятие должно приступить к формированию системы скидок, постоянно проводить финансовый анализ вариантов ценовых решений. /17/

Информация о работе Доходы предприятия торговли и особенности их формирования (на материалах ООО «ХХХ»)