Доходы регионов: финансовые результаты, доходы бюджетов и населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 18:50, доклад

Описание

Целью и результатом экономической деятельности являются доходы, обобщающими показателями которых могут быть валовой внутренний продукт страны и валовые региональные продукты субъектов Федерации.
Важнейшей составной частью общих доходов являются финансовые результаты организаций, представляющие собой прибыль прибыльных организаций за вычетом убытков убыточных организаций.

Работа состоит из  1 файл

regionalka.docx

— 32.92 Кб (Скачать документ)

ДОХОДЫ РЕГИОНОВ: ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И НАСЕЛЕНИЯ

Целью и результатом экономической деятельности являются доходы, обобщающими показателями которых могут быть валовой внутренний продукт страны и валовые региональные продукты субъектов Федерации.

Важнейшей составной частью общих доходов являются финансовые результаты организаций, представляющие собой прибыль прибыльных организаций за вычетом убытков убыточных организацийСреди видов экономической деятельности наибольший вклад в общий финансовый результат внесли обрабатывающие производства (42%), добыча полезных ископаемых (22%), транспорт и связь (14%), торговля, автосервис и бытовые услуги (14%). Таким образом, на все остальные виды деятельности приходилось только 8% всех финансовых результатов. Например, доля сельского хозяйства в общем показателе оценивается только в 2 %.В России существует искусственная сверхконцентрация прибыли в Москве. В этом городе сосредоточены органы управления многими крупнейшими компаниями страны

наиболее низкая обеспеченность прибылью существует в Южном и Дальневосточном федеральных округах, что в значительной степени обусловливает их сложное социально-экономическое положение.

Другой важной характеристикой, определяющей доходы страны в целом и отдельных регионов, являются объемы поступлений средств в бюджетную систему. Общая величина доходов бюджетов государства определяется размерами валового внутреннего продукта, ставками налогов и сборов, эффективностью использования государственной и муниципальной собственности, ценами на экспортируемые Россией товары и другими факторами.

Бюджетная система России, как известно, включает три уровня:  

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, т. е. пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования;
  • бюджеты субъектов Федерации;
  • бюджеты муниципальных образований, т. е. городских округов, муниципальных районов, сельских поселений.

Общее количество ежегодно разрабатываемых и исполняемых территориальных (т. е. без бюджетов хозяйствующих субъектов) бюджетов в стране составляет более 28 тыс.

Кроме указанных бюджетов рассчитываются консолидированный бюджет Российской Федерации, который включает общие расходы и доходы всех бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Консолидированный бюджет субъекта Федерации представляет собой сумму доходов и расходов собственно регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований

Особенностью консолидированных бюджетов является то, что они законодательно не утверждаются на федеральном и региональном уровнях органами представительной власти. Тем не менее, именно консолидированный бюджет наиболее полно характеризует доходы бюджетной системы страны, в том числе реальные доходы бюджетов субъектов Федерации в целом, с учетом состояния как собственно региональных, так и муниципальных бюджетов.

В 2009-2010 г.г. бюджет России сводился с дефицитом. В 2011 г. профицит составил 0.5% ВВП. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации. В консолидированные бюджеты субъектов Федерации поступают:

 основная часть налога на прибыль организаций;

— полностью налоги на доходы физических лиц, имуще-ство организаций и физических лиц, транспортный налог, на-лог на игорный бизнес, земельный налог, налог на совокуп-ный доход, налог на доходы от предпринимательской деятель-ности;

 часть акцизов.

В бюджеты регионов направляется определенная доля сборов федеральных налогов и полностью сборы региональных и местных налогов.

Кроме налогов доходы региональных бюджетов образуют: поступления от приватизации или сдачи в аренду государственного или муниципального имущества; дивиденды по акциям, находящимся в государственной или муниципальной собственности; средства от региональных и муниципальных займов; поступления из федерального бюджета.

Все субъекты Федерации в зависимости от финансовой самостоятельности и степени обеспеченности собственными ресурсами делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты. Доноры перечисляют в федеральный бюджет больше средств, чем получают из него, у реципиентов существует обратное соотношение. По сложившейся в России практике большинство регионов относятся к реципиентам, но это положение в принципе может быть изменено за счет внесения изменений в распределение налогов между уровнями бюджетной системы.

С учетом различия размеров субъектов Федерации для характеристики уровня их доходов используется показатель бюджетной обеспеченности, представляющий собой величину доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации в расчете на душу населения.

Наконец, еще одним параметром, характеризующим уровень материального благополучия регионов, является величина денежных доходов населения. Они представляют собой объем денежных средств, которыми располагают жители территорий для обеспечения своих расходов и создания сбережений без привлечения ранее накопленных или заемных средств. Денежные доходы включают заработную плату наемных работников,социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и др.), доходы от предпринимательской деятельности и от собственности в виде поступлений от ее продажи и сдачи в аренду, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам

Уровень доходов населения отдельных субъектов Федерации зависит от общего состояния их экономики, наличия производства пользующихся спросом товаров и услуг, доли убыточных компаний. В свою очередь, величина доходов оказывает влияние на объем и структуру спроса на товары и услуги, т. е. на степень развития региональных рынков, объемы оптовой и розничной торговли, услуг общественного питания, масштабы продаж товаров различного назначения .      

                     

Определение доходов населения основано на расчете баланса средств населения с использованием банковской статистики и в ряде случаев содержит значительные погрешности, так как не учитывает перетоки средств между регионами, доходы от теневой экономики и ряд других факторов. Поэтому для характеристики материального положения населения необходимо также рассматривать данные о средней начисленной заработной плате. В определении этого показателя сохраняется некоторая недостоверность, но она ниже, чем при расчете общей величины денежных доходов. 

 В целом, из крупных регионов страны наиболее высокие уровни доходов населения и средней зарплаты характерны для Уральского и Северо-Западного федеральных округов, относительно низкие — Южного и Приволжского федеральных округов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

Государственная региональная политика является составной частью обшей политики государства, направленной на решение стратегических задач страны.

Субъекты Федерации России значительно различаются по уровням социально-экономического развития вследствие географического положения, влияния обеспеченности высокодоходными природными ^ресурсами, особенностей накопления экономического потенциала за предыдущие десятилетия, состояния производственной и социальной инфраструктуры. Часть регионов не имеет достаточных ресурсов для развития экономики и финансирования социальной сферы, вследствие чего нуждается в поддержке со стороны федерального бюджета. Степень дифференциации субъектов Федерации по величине валового регионального продукта и собственных доходов бюджетов на душу населения в текущем десятилетии увеличилась.

В этих условиях целями региональной политики федеральных органов являются:

  • повышение однородности экономического пространства, т. е. создание одинаковых правовых и организационных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах;
  • развитие единых общероссийских рынков, что, как показывает мировая практика, в том числе и Европейского союза, способствует увеличению масштабов производства и повышению его конкурентоспособности; .
  • усиление экономической интеграции регионов за счет стимулирования поставок товаров между территориями и развитие производственной кооперации в форме поставок комплектующих изделий из нескольких регионов для выпуска конечной продукции; оказание помощи бедным регионам, не имеющим достаточного объема собственных средств из-за ограниченности налоговой базы. (анализ показывает, что бюджетная обеспеченность субъектов Федерации собственными доходами различается)
  • сглаживание экономических противоречии между регионами;
  • достижение оптимальной комплексности экономики регионов. При этом не стоит задача обеспечения максимальной обеспеченности каждого из них продуктами собственного выпуска, обоснованным является создание только конкурентоспособных производств;  

I



— создание специальных условий для развития северных территорий, на которые приходится около двух третей всей территории России.

Субъектами региональной политики являются высшие органы государственного управления (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ), а также федеральные министерства, агентства,  службы.  Среди  федеральных министерств наибольший объем полномочий в рассматриваемой   сфере имеют министерства экономического развития, финансов, регионального развития, промышленности и торговли,  транспорта, сельского хозяйства, энергетики, природных ресурсов и экологии.

Существуют две базовые стратегии действий государства по отношению к регионам — политика выравнивания регионов и политика стимулирования полюсов роста. Первая из них предусматривает поддержку относительно слабых в экономическом отношении регионов за счет богатых регионов с перераспределением средств через федеральный бюджет. Целью государственного регулирования при этом является создание новых рабочих мест, увеличение собственной налоговой базы регионов и обеспечение социальной стабильности. При этом возникает сильная зависимость многих субъектов Федерации от поступления средств из общегосударственного бюджета.

Политика стимулирования полюсов роста предусматривает поддержку наиболее перспективных видов деятельности на ограниченном числе территорий, что должно способствовать общему экономическому развитию страны. Такая политика была продекларирована в середине прошлого десятилетия Министерством регионального развития, но в полном объеме не была реализована.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие формы финансовой поддержки бюджетов регионов за счет федерального бюджета:

— дотации на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности для регионов, не имеющих достаточных собственных доходов;

— субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов;

— бюджетные кредиты; 

— бюджетные ссуды на покрытие временных кассовыхразрывов, возникающих при исполнении региональных бюджетов.  

Федеральным законом об утверждении бюджета на 2010 годпредусмотрено около 40 видов финансовой помощи регионамРоссии. 

Дотации — средства, предоставляемые из бюджета вышестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и регулирующих доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Выделение дотаций осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения.

Субсидии выделяются на определенные цели на условиях софинансирования, т. е. долевого финансирования при условии использования на эти цели также и средств регионального бюджета. Например,  выделение субсидий из федерального бюджета на реформиро-вание региональных и местных финансов. Е

Субвенции — бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижнего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Например, они могут предоставляться на исполнение некоторых государственных| (в том числе федеральных) полномочий, социальную помощь гражданам в соответствии с законодательством страны, поддержку организаций социальной сферы, осуществление контрольных функций и т. д.

Могут предоставляться бюджетные ссуды на покрытие временного дефицита регионального бюджета с целью обеспечения своевременного финансирования предусмотренных затрат. В отличие от дотаций, субсидий и субвенций ссуды имеют возвратный характер и могут быть возмездными, т. е. с уплатой определенного процента за пользование денежными средствами.

Фонд финансовой поддержки субъектов Федерации предназначен для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности регионов.

Федеральный фонд компенсаций используется для предоставления субвенций на выполнение регионами полномочий, которые являются федеральными, но переданы для реализации субъектам Федерации.

Федеральный фонд софинансирования социальных расходов включает средства для решения особо важных социальных проблем регионов: выделение субсидий малообеспеченным гражданам на оплату услуг ЖКХ, поддержка реабилитированных лиц, тружеников тыла в период Великой Отечественной войны, ветеранов труда и т. д.

Федеральный фонд регионального развития предназначен для выравнивания обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства включает средства для регионов, выполняющих преобразования в одном из самых проблемных видов экономической деятельности. 

Особый порядок финансовой поддержки установлен для закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), которые получают средства федерального бюджета минуя бюджеты соответствующих субъектов Федерации. Основная часть данных образований связана с выполнением работ по повышению обороноспособности страны.

Одной из форм региональной политики является установление налоговых льгот для отдельных регионов с целью развития определенных видов экономической деятельности..

'

Федеральные программы делятся на три вида: 1) комплексные, охватывающие различные виды экономической деятельности в стране; 2) специальные отраслевые, предусматривающие реализацию мероприятий в отдельных видах деятельности; 3) специальные региональные, охватывающие отдельные территории страны.

Наиболее крупными по объемам финансирования по состоянию на середину 2010 года являлись следующие программы с величиной выделяемых средств в2010году:

Информация о работе Доходы регионов: финансовые результаты, доходы бюджетов и населения