Естесственные монополии и их роль в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – как можно полнее раскрыть роль естественных монополий в экономике, уделив особое внимание данной проблеме в контексте российской действительности.
Задачи, поставленные автором в ходе написания работы:
определить теоретические основы понятий естественных монополий и методов антимонопольной политики;
выявить основные проблемы, возникающие при вмешательстве государства в монопольные процессы и предложить возможные пути их решения;
рассмотреть общие подходы к реформированию естественно монопольного сектора в России;
проанализировать вопрос собственности на естественные монополии, финансовые и управленческие проблемы в данном секторе экономики;
выявить наиболее монополизированные отрасли российской экономики;
провести анализ их экономической деятельности и на основе этого предложить оптимальные пути дальнейшей реструктуризации естественно монопольного сектора в России.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Final.doc

— 1.92 Мб (Скачать документ)

Финансовый  Университет при правительстве  РФ

Кафедра «Микроэкономика» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: 

  «Естественные монополии и их роль в экономике России» 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Студент группы

                                                                                        

                    Научный руководитель:  
                     
                     
                     
                     
                     

Москва

2011 г.

План  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Естественные  монополии в отличие от других предприятий занимают особое место  в системе экономических отношений. Это определяется их уникальными  свойствами и той специфической  ролью, которую они играют.

     В экономике России наступил момент, когда для ускорения развития электроэнергии, железнодорожного и трубопроводного транспорта, газового комплекса, равно как и для других отраслей – естественных монополий, требуются значительные капиталовложения. Планируются мероприятия по реструктуризации и реформированию естественных монополий с целью повешения их инвестиционной привлекательности.

     Поток публикаций в периодической печати и экономических журналах свидетельствует  о повышенном интересе к этим проблемам. Тем более, что нередко именно на естественные монополии, их высокие тарифы возлагают вину за отсутствие ощутимого роста экономики страны.

     Цель  данной работы – как можно полнее раскрыть роль естественных монополий  в экономике, уделив особое внимание данной проблеме в контексте российской действительности.

     Задачи, поставленные автором в ходе написания работы:

    • определить теоретические основы понятий естественных монополий и методов антимонопольной политики;
    • выявить основные проблемы, возникающие при вмешательстве государства в монопольные процессы и предложить возможные пути их решения;
    • рассмотреть общие подходы к реформированию естественно монопольного сектора в России;
    • проанализировать вопрос собственности на естественные монополии, финансовые и управленческие проблемы в данном секторе экономики;
    • выявить наиболее монополизированные отрасли российской экономики;
    • провести анализ их экономической деятельности и на основе этого предложить оптимальные пути  дальнейшей реструктуризации естественно монопольного сектора в России.

     При написании работы были использованы методы экономической теории: статистический, позитивный и нормативный анализ, причинно-следственный метод, метод экономических категорий, использован инструментарий неоклассической и институциональной теории.

     План  работы отражает задачи, поставленные автором, и состоит из двух частей – теоретической и практической. В первой раскрыты понятия монополии, естественной монополии, приведена их законодательная трактовка, кратко рассмотрены взгляды русских и зарубежных экономистов на данную проблематику; также показана необходимость государственного регулирования естественных монополий, описаны основные теоретические методы его проведения. Вторая глава посвящена непосредственно роли естественных монополий в экономике России; на примерах электроэнергетики, газовой отрасли и железнодорожного транспорта показаны возможные пути их реформирования с целью оптимизации ситуации в экономике страны. И наконец, в разделе, посвященном особенностям управления естественных монополий отражены взгляды автора на данную проблематику.

    При написании данной работы использовались федеральные законы и законодательные акты Правительства РФ, учебная литература и научные монографии, а также периодические издания и Интернет-ресурсы. Теоретическая часть написана на базе следующих учебных пособий: Микроэкономика: практический подход -  учебник, под  ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – М., Кнорус, 2005 г. (на его основе было составлено теоретическое представление о принципах антимонопольной политики, проблеме собственности на естественные монополии); Бутыркин А.Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования. – М., Новый век, 2003 г. ( вопрос корректной формулировки сущности естественных монополий и их основных свойств), также более конкретные рекомендации по вопросам проведения антимонопольной политики были почерпнуты из научных пособий: Шаститко А.Е., Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной   монополии,  - М., 2004 г.; Практическая часть данной работы написана с использованием периодической изданий («Ведомости», «Известия»), экономических журналов («Деловые люди»), данные о финансовой деятельности ведущих монополистов России взяты с Интернет-сайтов соответствующих компаний.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Естественная монополия  как экономическая  категория

    • 1.1. Понятие монополии

        Естественная монополия является важнейшим случаем монополистической структуры рынка, поэтому прежде чем приступить к более подробному рассмотрению данной темы необходимо разобраться, какой смысл вкладывается в базовое понятие монополии.

        Согласно  определению, «монополия – состояние рынка, при котором на нем действует одна-единственная фирма-производитель, полностью контролирующая изготовление и продажу товара»1. Можно привести и такое определение монополии -  «крупное хозяйственное объединение, находящееся в собственности (индивидуальной, групповой, государственной, акционерной) и осуществляющее контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой концентрации производства и капитала с целью получения экономических прибылей»2.

        Таким образом, исходя и всех вышеназванных определений, можно обозначить основные черты монополистической отрасли:

    1. на рынке действует единственная фирма-гигант;
    2. существуют непреодолимые барьеры для входа в отрасль;
    3. уникальность, незаменимость продукции монополиста, что способствует становлению его всевластия на рынке;
    4. наличие полной информации у фирмы-монополиста.

        Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, т.к. экономическая  власть не разделена, а находится  в руках одной фирмы-гиганта, способной  самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли. Именно получение сверхприбылей является важнейшим стимулом для производителей стремиться к монопольному положению (конечно в тех отраслях, где это возможно).

        Основной  темой данной работы является детальный  анализ функционирования естественных монополий, относящихся к долговременной структуре монополистического рынка, которая существует только в там, где она защищена практически непреодолимыми барьерами входа в отрасль, а именно:

    • преимущества крупного производства;
    • легальные барьеры (монопольные права собственности на ресурсы, владение патентами научно-технические достижения и др.);
    • нечестная конкуренция.

        Традиционно естественную монополию считают  формирующейся на основе преимуществ  крупного производства, но следует  заметить, что легальные барьеры (например, монопольное владение источником сырья) и нечестная конкуренция  также присущи данной разновидности монополии.

      • 1.2. Сущность естественной  монополии

        • 1.2.1. Понятие естественной  монополии 

            Современная теория естественной монополии –  очень бурно развивающаяся в  последние годы часть более общей  теории организации и анализа  структуры отраслей. Данная проблематика была и остается объектом активного научного исследования уже на протяжении многих лет. Поэтому  в данной главе будет дано не только общее понятие естественной монополии, но и будут рассмотрены концепции ведущих российских и зарубежных экономистов.

            Понятие «естественная монополия» впервые  было применено к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов (откуда и пошло  название). Первым это явление исследовал в 1838 г. А.Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Спустя десять лет, в 1848 г. Дж. Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, вторая же существует независимо от усилий государства и закона.

            С.Фишер, Р.Дорнбуш и Р.Шмалензи выделяют естественную монополию как отрасль, в которой производство любого объема продукции одной фирмой обходится  дешевле, чем производство двумя  или более фирмами. Иными словами, естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.3

            К.Макконел и С.Брю делают важное добавление, что в таких отраслях конкуренция неосуществима затруднительна или просто неприменима в силу технологических особенностей. Аналогичной точки зрения придерживаются Д.Хэй и Д.Моррис, полагая, что в сферах деятельности естественной монополии вовсе отсутствует способность свободного рынка обеспечить эффективное распределение ресурсов или стимулы для эффективности производства.

            Существуют  и альтернативные взгляды на проблему естественных монополий, принадлежащие  в основном последователям австрийской  школы, которые отрицают экономические  и технологические предпосылки формирования естественных монополий. В рамках данного направления, выступающего против государственного вмешательства в экономику, крупномасштабное производство и экономия издержек, достигаемая за счет расширения масштаба производства, рассматривается как положительный результат конкуренции, сам по себе не ведущий к возникновению монополий. Они появляются в результате правительственного вмешательства, режима патентов, лицензий, субсидий, торгов по франшизам и др. Таким образом, в трактовке неоавстрийцев проблемы монополий вообще не существует, и при отсутствии государственного регулирующего органа она в принципе не возникнет. 

            В западной экономической науке проблематика естественных монополий развивалась  на протяжении полутора веков, и уже к 40-м гг. XX в. было сформировано представление о естественных монополиях, связанное с наличием экономии от масштаба. Несложно объяснить то, что для отечественной экономической теории и практики проблематика естественных монополий как элемента рынка до относительно недавнего времени не была актуальна, во времена СССР такие исследования не проводились.

            Первым  российским ученым, рассмотревшим проблему естественных монополий на высоком  научном уровне, был В.Студенцов4. Он сделал упор на технологические особенностяе монопольной организации рынков и выделил одну из основных отличительных черт естественной монополии – наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, железнодорожные пути и т.п.), что особенно типично для отраслей коммунального хозяйства. Как правило, в них высоки постоянные издержки, а переменные, напротив, незначительны, что обеспечивает возможность экономии на масштабе производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

            В.Гальперин, С.Игнатьев и В.Моргунов называют технологическую  природу естественной монополии  в качестве ее основной черты: «монополию, способную удовлетворить весь рыночный спрос, называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры  зиждутся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат».5 Концепция естественной монополии, таким образом, начала применяться в отраслях, в которых технологические особенности и соответствующие необратимые инвестиции создают де-факто монополистическую структуру рынка.

            Отличительной чертой большинства естественные монополий, помимо других признаков, является их явно выраженный территориальный характер, привязка к конкретной местности либо условиям функционирования (аэропорты, морские порты), либо к основным потребителям услуг (операторы телефонной связи, метрополитены), либо для соединения различных территорий (железные дороги, трубопроводы).

              Однако  если единственная фирма способна производить  выпуск, удовлетворяющий весь рыночный спрос, более эффективно (с более  низким уровнем средних издержек), чем это делало бы множество фирм, это вовсе не означает, что она всегда в состоянии одновременно предотвратить вход потенциальных конкурентов, удовлетворить всех платежеспособных покупателей и покрыть свои затраты. Барьер входа, возникающий благодаря относительному преимуществу в издержках, обеспечивает устойчивость естественной монополии только в том случае, если необратимые издержки входа достаточно высоки, а время, необходимое потенциальному конкуренту для проникновения на рынок, продолжительно. Такая естественная монополия называется устойчивой. На  устойчивость и неустойчивость естественной монополии оказывает существенное воздействие государственное регулирование.

              Подводя итог данной главы, необходимо дать наиболее полное определение естественной монополии, которое строится следующим образом: пусть все действующие на отраслевом рынке фирмы имеют доступ к одним и тем же технологиям и, соответственно, - одинаковый вид зависимостей совокупных производственных издержек от объемов выпуска при оптимальных режимах использования всех ресурсов (оптимальных технологиях). При этом существенно, что видов выпускаемой продукции (услуг) может быть несколько, то есть имеется возможность рассматривать фирмы не только как однопродуктовые, но и как многопродуктовые. Именно такой уровень агрегации представления отрасли, когда в расчетах можно учесть реальную дифференциацию выпуска, открывает дополнительную возможность оптимизации структуры производства. Предполагается, что объемы выпуска обусловлены известными  для данной отрасли кривыми спроса.

              Согласно теории, состояние отраслевого рынка может быть отнесено к сфере естественной монополии тогда и только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна при отраслевой структуре, состоящей из одной-единственной фирмы.

          • 1.2.2. Законодательная  трактовка

              В российской нормативной практике наиболее корректной с точки зрения экономического анализа является понятие естественной монополии, сформулированное в ст.3 Федерального закона от  17.08.1995 №147-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О естественных монополиях». Согласно данному закону, «естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на них в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров».

              Данное  определение отражает сложившиеся  в нашей стране ко времени выхода закона представления о монополизме – как естественном, так и «неестественном». В качестве важнейшей характеристики для отнесения рынка к естественно-монопольному названо существенное понижение по мере роста выпуска продукции средних издержек производства. Вторая часть определения характерна для любой монополии, поскольку предполагается отсутствие близких заменителей. В этом определении необходимо отметить три основных особенности:

              Первая  относится к материальным предпосылкам рыночных отношений – производственному процессу. Именно этот процесс обеспечивает более или менее эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции.

              Второй  существенный компонент, уточняющий понятие  естественных монополий, обращен к  естественно-монопольному товару. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, то есть потенциальный покупатель в состоянии приобрести для своих нужд только данный, а никакой-либо другой товар, и купить его он может только у одного конкретного продавца -  естественного монополиста.

              Третий  компонент - главный по значимости с  точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов  рыночной экономики – цены: спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Т.е. спрос на товары естественных монополий является неэластичным. 

              Однако  с точки зрения некоторых российских экономистов, данное определение естественной монополии как объекте регулирования «недостаточно для ее идентификации и крайне упрощено, причем до такой степени, что перестает быть корректным, не вполне соответствует современным теоретическим представлениям и нуждается в уточнении».6 Действительно, данный закон допускает в какой-то мере неоднозначную трактовку некоторых аспектов, что очень существенно при его исполнении в реальной практике. Таким образом, еще более усложняется процесс контроля над фирмами-монополистами и привлечение их к административной ответственности за  экономические правонарушения. Более подробно данный аспект будет рассмотрен в главе, посвященной антимонопольной политике. 
           
           
           
           
           
           

            • 1.3. Государственное  регулирование естественных  монополий

                Если  отрасль является естественной монополией, это даёт фирме возможность установления цены выше издержек и ограничения объёма выпуска по сравнению с оптимальным для общества. Следствием этого являются завышенные цены, недопроизводство, порой плохое качество продукции. При этом полностью блокируются механизмы саморегуляции рынка. Такая отрасль требует определённых мероприятий со стороны правительства для достижения эффективности производства и размещения ресурсов.

                Сейчас, пожалуй, нет и одной развитой страны, в которой не проводилась бы антимонопольная политика, не существовало бы специальных органов, ее проводящих. Поэтому не случайно  в России  были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий. 19 июля 1995 г. вступил в действие Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях», была начата работа по созданию органов регулирования  на федеральном уровне.

                Применение  экономического регулирования необходимо для:                                 

              • обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов);
              • стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и. т. д. 
              • определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
              • создания условий для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

                Целью любой антимонопольной политики является не борьба с монополистом как таковым путем реструктуризации его фирмы, а проведение ряда мер  по борьбе с монополистическими злоупотреблениями (порой, результатом этого является если не превращение отрасли в наиболее конкурентный вариант олигополии, то прямой контроль государства за деятельностью монополиста). Такое поведение легко объяснимо: демонополизация ведет к формированию в определенной отрасли ряда мелких фирм, издержки которых будут во много раз превышать таковые у фирмы-монополиста, что сделает их попросту нерентабельными. Это как раз и есть действие уже упомянутого ранее эффекта масштаба.

                В настоящее время основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:

              1. ценообразование на продукцию естественных монополий;
              2. ограничение доходности фирмы - естественного монополиста;
              3. регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий (оно будет более подробно рассмотрено в практической части работы).

              • 1.3.1. Методы ценообразования  на продукцию естественных  монополий

                  Ценовая политика является одним из главных  рычагов  государственного регулирования  деятельности естественных монополий, направленных на обеспечение стабильности и единства экономического пространства страны. С практической точки зрения она является наиболее эффективным способом воздействия на фирмы – естественные монополисты.

                    В случае использования субъектами естественных монополий в своей практике рыночного механизма ценообразования с его непременным требованием производить в основном лишь рентабельную для товаропроизводителей продукцию не только не повысило бы их шансы на выживание, но и непременно привело бы к еще большему дисбалансу на рынке услуг. Кстати, по такому пути, однозначно ведущему к невозможности большинством потребителей оплачивать услуги субъектов естественных монополий, установленные с учетом конъюнктуры рынка, не идут даже страны с давно сложившимися и успешно функционирующими рыночными структурами.  Вот почему в большинстве высокоразвитых стран широко практикуется  не рыночный механизм установления цен, а  вмешательство со стороны государства в процесс формирования тарифов на многие виды жизненно важных услуг. Убытки же, понесенные в этом случае субъектами естественных монополий по причине превышения их издержек над установленными государством тарифами, в обязательном порядке возмещаются в форме предоставления дотаций, льготных кредитов. В некоторых случаях применяется льготное налогообложение.

                    Схемы установления цен на  продукцию естественной монополии  преследуют общую цель снижения  потерь общественного благосостояния  от монопольной власти, не жертвуя  производственной эффективностью. Рассмотрим преимущества и недостатки основных моделей государственного ценообразования.

              1.3.1.1. Ценообразование  по предельным  издержкам

                   По данному методу ценой, обеспечивающей Парето-эффективное равновесие на рынке, является цена, равная предельным издержкам (Preg=MC=D). Кривая предельного дохода монополиста меняется с MR на MR1 (горизонтальная линия), т.к. за каждую единицу продукции производитель вынужден запрашивать одну и ту же цену Preg . Далее по правилу MR=MC монополист доводит объем продукции до Qreq. Плюсом данной методики является то, что, лишь правильно установив уровень цен, государство заставляет монополиста увеличить объем производства. Однако недостатком метода является то, что не учитываются средние издержки фирмы (ATC). При назначении цены на уровне предельных издержек фирма-естественная монополия будет получать нормальную (экономическую) прибыль только в случае постоянной (убывающей) отдачи от масштаба производственной функции (рисунок 1(а)). Если же отдача от масштаба положительная (рисунок 1(б)), то средние издержки снижаются и при любом объёме выпуска превышают предельные, назначение цены, обеспечивающей Парето-эффективный выпуск («первое лучшее»), должно сопровождаться субсидированием фирмы со стороны государства.  

              Рисунок 1: Регулирование цен естественной монополии с целью увеличения производства7 

                  Изменение общественного благосостояния по сравнению  с нерегулируемой естественной монополией складывается из следующих компонентов:

                  1 - рост потребительского излишка  благодаря снижению цены до уровня предельных издержек;

                  2 - снижение прибыли естественной  монополии;

                  3 – сумма субсидии, необходимая  для безубыточности естественной  монополии;

                  В данном случае положительный эффект ценообразования по предельным издержкам  превосходит отрицательный, ценообразование на уровне предельных издержек приводит к повышению благосостояния по сравнению с рынком нерегулируемой монополии. Рост благосостояния достигается путем его перераспределения в пользу потребителей продукции естественной монополии, за счет, во-первых, прибыли фирмы-естественной монополи и, во-вторых, налогоплательщиков, в том числе тех, кто не потребляет конкретную продукцию. Такая модель ценообразования теоретически могла бы быть эффективной. Однако в реальной жизни выбору оптимальной цены и оптимального объема потребления субсидии препятствуют, с одной стороны, асимметричность информации между фирмой-естественной монополией и регулирующими органами об уровне издержек, с другой стороны, проблемы, связанные с введением новых налогов. Потери благосостояния от повышения налогов государство редко способно – если вообще когда-либо способно  - компенсировать выигрышем от осуществления отраслевой политики. В немалой степени это связано с  высокими издержками, необходимыми для административного перераспределения средств через бюджет. Кроме того, государственное субсидирования порождает проблему мотивации менеджеров: если менеджеры знают, что убытки неизбежны и будут возмещены государством, они перестают стремиться к минимизации издержек. В результате выигрыш общества от установления низких цен на уровне предельных издержек может даже не компенсировать потери производственной эффективности. Поскольку источником государственного субсидирования являются налоги, государственное субсидирование сопровождается в этом случае непомерным ростом налогового бремени.    

              1.3.1.2. Двухступенчатый  (двухставочный) тариф

                  Помимо  описанного выше метода ориентации на предельные издержки существует способ ценообразования на уровне средних  издержек фирмы-монополиста (Preg=ATC=D). При этом устраняется главная проблема предыдущего метода регулирования, т.е. монополист работает без прибылей и убытков. Но такой подход к ценообразованию имеет еще больше недостатков, в чистом виде он вызывает товарный дефицит. Поэтому со стороны государства необходимы дополнительные меры по принуждению монополиста к производству достаточных объемов продукции. «Чаще всего это выражается в составлении списков потребителей (школ, больниц и т.д.), прекращать снабжение которых монополист не имеет права».8

                   Но в данном параграфе будет  рассмотрен так называемый двухставочный  тариф, представляющий собой наиболее оптимальный вариант сочетания  методов ориентации на предельные и  средние издержки, который сейчас довольно распространен на практике. В реальности он применим лишь к тем естественным монополиям, характерной особенностью которых является снижающаяся кривая издержек. В подавляющем большинстве случаев речь идет об инфраструктурных отраслях (например, услуги телефонной связи) с низкими предельными, но высокими постоянными издержками. 

              Рисунок 2: Двухступенчатый тариф9

                  Идея  метода заключается в том, что  государство, устанавливая потолок  цен на уровне предельных издержек, затем покрывает убытки монополиста (прямоугольник PAABPreg ) путем распределения из между потребителями (в случае телефонных услуг это абонентская плата). На второй ступени со всех потребителей собирается уже определенная плата за непосредственное пользование услугами. Таким образом, данный метод, с одной стороны, обеспечивает безубыточность, с другой, исключает дефицит. Но могут возникнуть некоторые проблемы с размером платы с потребителей, ясно, что необходимо учитывать их различие на разные социальные группы с разным доходом.

                  Такова, например, схема ценообразования по Рамсею, которая различается в зависимости от вида монополии: однопродуктовый монополист (когда фирма производит однородный продукт) и многопродуктовый монополист (когда, соответственно, фирма производит несколько видов товаров).

              1.3.1.3. Цена Рамсея («социально  справедливая») для  однопродуктового  монополиста

                  Принципом установления социально справедливой цены служит максимизация потребительского выигрыша при условии безубыточности деятельности естественной монополии (напротив, методы ценообразования по предельным издержкам и двухставочный тариф были направлены в большей мере на сохранение интересов монополистов, чем потребителей). Для этого необходимо установление такого уровня цены, чтобы фирма могла получать нормальную прибыль, производя выпуск, равный объему спроса на ее продукцию. Результатом установления цены на уровне «социально справедливой» является выигрыш общественного благосостояния. Таким образом, достигается субоптимальное распределение ресурсов: хотя цена выше предельных издержек, потери общественного благосостояния минимизированы.

                  Тем не менее, многие проблемы, указанные  в связи с ценообразованием по предельным издержкам, сохраняют свою силу и для «социально справедливой»  цены. Это относится к асимметрии информации об уровне издержек, создающей стимул к завышению отчетного уровня затрат естественной монополии.

                  Кроме того, ценовое регулирование естественной монополии предполагает, что производитель  должен не только возместить свои издержки, но и получить доход, соответствующий альтернативной ценности использования капитала. Однако что касается практической оценки уровня нормальной доходности для естественной монополии, то она чрезвычайно затруднена.  Довольно сложно определить уровень риска, соответствующий положению естественной монополии, и, следовательно, величину премии за риск. Дополнительные проблемы связаны ещё и с тем, что уровень хозяйственного риска естественной монополии преимущественно зависит от осуществляемой государственной политики.

                        Поскольку условия  спроса и издержек подвержены постоянным изменениям, регулируемая цена также требует постоянной корректировки. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивыми, являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводиться подобные корректировки. Но чем чаще происходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издержки производства с тем, чтобы выиграть на разнице  между уровнем цены и уровнем реальных издержек. Выбирая периодичность пересмотра регулируемых цен, государственным органам приходиться решать, что выбрать: либо эффективность размещения ресурсов, либо эффективность производства, ведь «чем короче интервалы между пересмотрами цен, тем в большей степени ценовые рычаги способствуют эффективному размещению ресурсов, но тем ниже стимулы к эффективным управленческими решениями и производству».    

              1.3.1.4. Цена Рамсея для  многопродуктового  монополиста

                  Проблема  выбора уровня цены для многопродуктовой монополии несколько сложнее, т.к. для данного вида монополий необходимо,  чтобы на все производимые товары были установлены цены, обеспечивающие максимизацию потребительского выигрыша за вычетом затрат на производство продукции, причем так, чтобы естественные монополии не несли убытков.

                  Цена  Рамсея для многопродуктового продукта устанавливается следующим образом:

                  Предположим, что монополист производит товары, перекрёстная эластичность которых  равна нулю (т.е. имеется независимый  спрос на данную продукцию)

                  При данном методе целью государственного ценообразования является максимизация чистого выигрыша для всех продуктов, производимых фирмой - естественной монополией при ограничении  безубыточности монополиста (сбалансированного бюджета), где чистый  общественный выигрыш для каждого продукта определяется как разница совокупного выигрыша и объёма издержек. Каков же уровень цен, который должно установить государство, чтобы не обидеть монополиста и потребителя одновременно?

                  Решая данную задачу, получим окончательную  формулу:

                   , где

                  P(i) - цена на i-ый товар многопродуктовой фирмы

                  MC(i) - предельные издержки i-ого товара

                  Ed(i) - показатель ценовой эластичности спроса на i-ый товар

                  a - множитель Лагранжа

                  Интуитивно  ценообразование по Рамсею следует  логике, согласно которой система  цен тем лучше, чем меньше объём  спроса на данный товар из производимого монополией набора отклоняется  от объёма спроса, соответствующего  ценообразованию по предельным издержкам. По этому принципу наиболее существенное отклонение цены от предельных издержек возможно для товаров с наименьшей ценовой эластичностью спроса. Однако здесь государственное ценообразование наталкивается на соображения социального характера. К примеру, известно, что в доходах малообеспеченных хозяйств доля расходов на товары с неэластичным спросом больше, чем в хозяйствах с более высокими доходами. Отсюда очевиден вывод: ценообразование по Рамсею углубляет разницу между распределением  реальных доходов среди разных слоёв населения.

              1.3.1.5. Ценообразование  по издержкам пиковой  нагрузки

                  Модель  ценообразования по издержкам пиковой  нагрузки разработана для регулируемых государством отраслей, где вслед за объёмом спроса нагрузка меняется в течение определённого промежутка времени (сезона, месяца, недели или дня). Например, потребление электроэнергии в вечерние часы достигает максимума. Эта схема ценообразования, помимо достижения максимума общественного благосостояния, должна заинтересовать компании в создании такого объёма мощностей, которых достаточно для удовлетворения «пикового» объёма спроса.

                  Предположим, что фирма достигает пиковой  нагрузки в период Х. Тогда объём спроса на продукцию данной фирмы составляет Q(x).

                  В таком случае государство устанавливает  цены таким образом, что во время  периода Х (периода пиковой нагрузки)  цена равна долгосрочным средним  издержкам(LAC), а в любое другое время она равна лишь средним переменным издержкам (AVC).Таким образом, во время пиковой нагрузки издержки больше, и в этот период они целиком оплачиваются потребителями. В свою очередь цена для потребителей в период непиковой нагрузки равна средним переменным издержкам по той причине, что альтернативная ценность мощности в этот период равна нулю10.

                  Легко заметить, что в данном случае выполняется  условие безубыточности, т.к. когда  мощность равна объёму пикового спроса, то бюджет фирмы сбалансирован и  фирма получает нулевую экономическую прибыль.

                    Ценообразование по издержкам  пиковой нагрузки предполагает  использование ценовой дискриминации,  влияние которой на рынок естественной  монополии довольно противоречиво:  использование различных тарифов,  конечно же, повышает общественное благосостояние, но, с другой стороны,  при данной схеме ценообразования есть и существенные недостатки: система «перекрёстного субсидирования» может иметь довольно сильные побочные стороны, которые невозможно предугадать заранее; а также при проведении ценовой дискриминации необходимо повысить барьеры для входа потенциальных конкурентов, в противном случае при использовании ценовой дискриминации не будет обеспечена сбалансированность бюджета естественных монополий.

                • 1.3.2. Проблемы, возникающие при вмешательстве государства в процессе ценообразования на продукцию естественных монополий

                    Выше  уже не раз была упомянута проблема «х - неэффективности», проявляющаяся  в том, что государству очень  сложно установить реальный уровень  издержек монополиста. Тем более производителю куда легче обосновать в бухгалтерии свой уровень издержек как минимальный, чем постараться снизить их на практике. Таким образом, государство в большинстве случаев не обладает полной информацией для установления оптимальной цены на продукцию отрасли, что безусловно влияет и на потребителей и на состояние экономики в-общем. На практике эта ситуацию оказывается практически безвыходной, значительно снижая эффективность ценовой политики государства в монополизированных отраслях. Вот почему в развиты странах все чаще используется институциональный подход к регулированию естественных монополий. Он будет рассмотрен несколько ниже.

                    Еще одной проблемой, связанной с  государственным вмешательством в  процесс ценообразования, является качество продукции, т.к. в условиях устанавливаемой государством цены фирма не имеет стимулов к  улучшению качества продукции или его усовершенствованию. Более того, иногда для увеличения своей прибыли компании  снижают издержки за счёт пренебрежения (или снижения) качеством продукции. Такие действия могут привести к присвоению дополнительной прибыли фирмами, но при наличии потенциальных конкурентов в долгосрочном периоде это может пошатнуть авторитет компании; если же потенциальных конкурентов в отрасли нет, то это не отразится на положении компании. В теории существует два способа стимулирования качества продукции, заключаются они в следующем: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и компенсация потерь потребителей за счёт фирмы-производителя  в случае снижения качества товара ниже допустимого. Однако реально, на практике, эти меры не стимулируют  компании к повышению качества.

                  • 1.3.3.Регулирование  доходности естественных  монополий.

                      Иногда  государство может выбрать другую стратегию в отношении естественных монополий, которая заключается в регулировании доходности фирмы (например, такая политика проводится в США). По данному методу устанавливается максимальная граница нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией, что приводит к снижению цены и росту объёма продаж, а это, как видно, приводит к росту общественного благосостояния.

                      Однако  многие экономисты считают, что регулирование  нормы доходности оказывает побочное влияние на инвестиционные решения  регулируемой фирмы. Максимизируя прибыль в условиях регулируемой доходности, фирма стремится заместить капитальными ресурсами факторы производства, т.е. возникает так называемое избыточное инвестирование. Однако результатом таких действий является повышение средних издержек по сравнению с минимально возможным уровнем (этот феномен называется эффектом Аверча-Джонсона).

                      Итак, каковы же последствия регулирования  нормы доходности?

                      Как уже было упомянуто выше, одним  из последствий является рост благосостояния за счёт снижения цены и увеличения объёма продаж товаров естественной монополии. Однако государственное ценообразование на уровне «социально справедливой» цены привело бы к ещё большему росту благосостояния, чем при регулировании нормы доходности. Приведём параметры равновесия на рынке естественной монополии в следующей таблице (значения выбраны произвольно для более наглядной демонстрации их соотношений) 11:

                     Таблица 1: Параметры рыночного равновесия в зависимости от метода государственного

                      регулирования

                    Цена Объём продаж Прибыль фирмы Выигрыш потребителей Общественное  благосостояние
                  Нерегулируемая  монополия 13,75 6,25 5,94 19,5 25,44
                  Нормирование  доходности монополии на уровне 8%  
                  11,25
                   
                  8,75
                   
                  4,44
                   
                  38,3
                   
                  42,74
                  Социально справедливая цена  
                  10
                   
                  10
                   
                  0
                   
                  50
                   
                  50
                   

                      Однако помимо повышения общественного благосостояния способ регулирования нормы доходности имеет и ещё одну особенность: фирма делает выбор в пользу более капиталоёмкого метода производства, т.е. естественный монополист выбирает технологию, при которой не обеспечивается эффективное размещение ресурсов (растут затраты на единицу продукции). Происходит это потому, что при ограничении нормы доходности  фирмы повышают свою заинтересованность в наращивании выпуска за счёт использования капитальных ресурсов, а это позволяет увеличивать общую сумму прибыли намного быстрее по сравнению с ростом доходности используемого капитала.

                    • 1.3.4. Институциональное  регулирование естественных  монополий

                        Помимо  уже описанных ранее методов  ценообразования и регулирования  доходности естественных монополий существует так называемый институциональный подход. Его сущность заключается в том, чтобы без каких либо последующих действий со стороны государства заставить фирму-монополиста снизить или вообще устранить негативные последствия монополизации отрасли, улучшить производительность при минимизации цен.

                          Классическим примером институционального  подхода являются торги по  франшизе, проводимые как правило  раз в 5-7 лет в сильно монополизированных  секторах экономики. При этом  право на управление отраслью (франшизу) получает тот производитель, который предложит государству наилучшие условия (на практике, минимальную цену на товары и услуги монополии). Стараясь обойти других претендентов, фирма добровольно снижает цены и отказываясь от части монополистических прибылей. Таким образом, искусственно воссоздается отсутствующий при естественных монополиях элемент конкуренции, который частично устраняет последствия монополизации.

                        Следует оговориться, что  условием для фирмы, выигравшей тендер (открытые торги по франшизе) является не только зафиксированная государством цена, но и объем инвестиций в производство. Это предупреждает недобросовестное пользование активами компании и сохранение их для последующих фирм,  которые получат франшизу в будущем.

                        К сожалению, на практике институциональный подход имеет свои недостатки, как правило, связанные с повторными тендерами. Первый победитель может повети дело так, чтобы сделать свою последующую победу предопределенной (скажем, система сервиса может быть построена им так, чтобы передать ее другому владельцу было бы невозможно, приходилось бы платить арендную плату и т.д.)12.

                        В результате этого торги по франшизе могут стать безальтернативными, что подрывает саму идею подобного  контроля за монополиями (создание некой конкуренции).

                        Тем не менее, сейчас институциональный  метод контроля за естественными  монополиями является наиболее перспективным  и используется в большинстве  развитых стран. Да, он обладает своими недостатками, но они значительно  меньше возникающих при других методах антимонопольной политики, напрямую связанных с определением уровня издержек монополиста, что на практике практически неосуществимо. 
                     
                     
                     

                      2. Естественные монополии  в России

                      • 2.1. Проблемы и перспективы  реформирования

                          В первой части данной работы были рассмотрены основные методы антимонопольной политики с теоретической точки зрения, но куда более важным представляется анализ их практического применения в контексте российской экономики. Это и является основной целью второй части данной работы.

                          Безусловно, реформировать естественные монополии в России необходимо. Хотя бы потому, что тарифы на их продукцию в любом случае будут постоянно расти, причем опережающими относительно роста потребительских цен темпами, но улучшится ли качество предоставляемых услуг – большой вопрос. При использовании теории на практике необходимо учитывать ограничения на применяемые в отрасли технологии и режимы их использования, характер рынков используемых ресурсов, цен на соответствующие факторы производства и т.д. Следует также иметь в виду особый характер российских естественных монополий, сложившихся не в условиях конкурентной среды, а образованных административным путем в централизованно управляемой системе.

                          Не  нужно пренебрегать и имеющимся  зарубежным опытом в данной сфере. Но не следует забывать, что иногда отрасль, считающаяся на Западе монополизированной, в нашей стране такой не является. В качестве примера можно привести теплоснабжение как подотрасль ЖКХ13. Если в России получила развитие теплофикация, означавшая комбинирование централизованного электро- и теплоснабжения, то в Западной Европе теплоснабжение было децентрализировано и не может быть отнесено к естественным монополиям.

                          При разработке стратегии реформирования естественных монополий в России необходимо учитывать такие их особенности:

                      1. использование сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории;
                      2. непрерывность процессов производства, передачи и распределения тепла, воды, газа и электричества;
                      3. незаменимость товаров  и услуг монополиста у потребителей (в частность, низкая эластичность на газ, воду, электроснабжение);
                      4. невозможность запасать и хранить многие виды продукции монополистов (т.е. их производство должно быть устойчивым и ритмичным);
                      5. территориальная специфичность активов компаний, требующая согласования инженерных условий с местными условиями, что, в свою очередь, требует значительных издержек на начальной стадии осуществления проектов.

                          Разработка  стратегии реформирования предполагает решение следующих ключевых проблем:

                      • Определение сектора естественной монополи в рассматриваемой отрасли и выделение естественно монопольного ядра многопродуктового отраслевого рынка.

                        Эта проблема возникает в связи с  тем, что в реальной ситуации отрасль-монополист, воспринимаемая в хозяйственной  практике как естественная монополия, может иметь достаточно сложную структуру, многие элементы которой не являются естественно монопольными. Примером можно назвать ситуацию сложившуюся с «Газпромом», уже более 10 лет чиновники пытаются разделить его на транспортную и добывающую компании (подробнее об этом в главе, отдельно посвященной проблемам газовой промышленности)

                      • Определение для выделенного естественно монопольного сектора мер по регулированию и дерегулированию, направленных  на обеспечение его эффективной работы с позиции максимизации общественной полезности, т.е. оптимизация стратегии реформирования.
                      • Выделение и реорганизация потенциально конкурентных сегментов отрасли для формирования реальной конкурентной среды.

                          В России начало формированию естественных монополий положил Федеральный закон №147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях». В нем в качестве субъекта естественной монополии выделяются только услуги по передаче и транспортировке соответствующих видов товаров, таким образом  основные направления реформирования – преобразование производства и распределения товаров в конкурентные отрасли, в то время как передача по сетям останется монополизированной в полной мере (в силу экономии на масштабах производства).

                          Также при реформировании естественных монополий необходимо не забывать о принципе синхронности. Соответственно, повышение тарифов у одного субъекта естественных монополий должно автоматически вызывать изменение тарифов у других.   

                            Еще одной важнейшей тенденцией  в области реформирования естественных монополий является устранение перекрестного субсидирования («перекрестное субсидирование – частный случай ценовой дискриминации, которая заключается в назначении разных цен на товар (услугу) одного и того же качества, не обусловленная различиями в издержках производства»14) и замена его на систему адресной помощи населению с низким уровнем дохода.

                          Таким образом, основные направления реформирования естественных монополий в России можно сформулировать так15:

                      1. анализ существующей структуры отрасли, выявление того, насколько естественно монопольная структура отрасли эффективна с позиции минимизации затрат, выделение естественно монопольного ядра отрасли;
                      2. анализ поведения фирмы-монополиста, проверка устойчивости выделенного естественно монопольного ядра в рыночной среде, выбор соответствующих методов регулирования;
                      3. анализ допустимых вариантов стратегий реформирования монополии и степень вмешательства государства в эти процессы;
                      4. конкретизация типов рыночных сред, совместимых с выделенным естественно монопольным ядром, определение условий введения для определенных сегментов рынка специальных типов конкуренции;
                      5. определение нормативных ценовых альтернатив, ориентированных на получение социально желаемых результатов деятельности естественной монополии;

                          Движение  по данным направлениям позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять государственное регулирование в разумных пределах  только в тех отраслях, где это действительно необходимо. Это принесет выгоды и потребителям (понижение цен), и нерегулируемым предприятиям (повышение либерализации рынка), и регулируемым предприятиям (обеспечение новых инвестиций и технического развития путем стабильного режима регулирования).

                          При отсутствии же необходимого реструктурирования государственное регулирование будет все более превращаться в дорогостоящий и навязчивый контроль за действиями и издержками предприятий, то есть к то, от чего стремится уйти большинство развитых стран.

                        • 2.2. Газовая отрасль

                          • 2.2.1. Общая характеристика  отрасли

                              Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. было создано РАО "Газпром",  а в 1999 г. оно было преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт".

                              Сейчас «Газпром» является самой крупной производственной компанией России, на его долю приходится около 95% добычи (20% в мировой добыче) и 100% транспортировки газа.

                              «Газпром» - крупнейшая в мире газовая компания, в 2005 г. было добыто 547,9 млрд. куб. м газа (из экспортировано 151 млрд. куб. м газа) и 12 млн. т нефти. Чистая прибыль по МСФО за девять месяцев 2005 г. – 232,1 млрд. руб., выручка – 902,2 млрд. руб16. «Газпром», также, - самая дорогая российская компания. Ее капитализация на 2011 г. составляет 112,614 млрд. долл. (первое место в России и двадцать восьмое в мире)17.  Добыча Газпрома почти в 8 раз больше добычи компании Royal Dutch Shell, являющейся второй газодобывающей компанией мира, и больше, чем добыча всех последующих девяти крупнейших газодобывающих компаний, вместе взятых.

                              Уникальность  ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяют устойчивость позиций "Газпрома" на мировом  рынке. В создании единой системы  газоснабжения Россия опередила  страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wintershall" (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

                              Входящие  в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия  фактически остаются его производственными  подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права  на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

                              В настоящее время государству  принадлежит 38,7 % акций РАО «Газпром». «Газпром» является вертикально  интегрированной структурой, что позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития, которая наряду с активной внешней экспансией предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования РАО.

                            • 2.2.2. Пути реформирования

                                Не  смотря на, казалось бы, благоприятную  ситуацию в отрасли, на газовом рынке  существует ряд проблем:

                                Рынок инвестиционно не привлекателен,

                                Инвестиции  недостаточны,

                                Внутрироссийский  спрос не удовлетворен,

                                Нет стимулов к энергосбережению,

                                Неадекватный  рост внутреннего потребления,

                                Не  создана конкурентная среда в  добыче и сбыте газа,

                                Не  обеспечен свободный доступ к  газотранспортной инфраструктуре.

                                Уже сейчас в отрасли проводится целый  ряд реформ, ведущийся по двум основным направлениям – либерализация цен  и непосредственное внутренняя реструктуризация «Газпрома». Рассмотрим их подробнее.

                            2.2.2.1. Либерализация цен

                                Цена  газа, который продает «Газпром» на внутреннем рынке, определяется государством. По нерегулируемым ценам продается только газ независимых производителей, которые в совокупности удовлетворяют около четверти российского спроса на «голубое топливо».

                                В настоящее время в России цена газа в расчете на одну тонну условного топлива ниже стоимости угля почти в 1,5 раза. При этом экономически обоснованным считается соотношение, при котором стоимость газа должна быть как минимум в 1,3 раза выше цены угля.

                                Ценовые диспропорции препятствуют не только развитию газовой отрасли, не имеющей достаточных средств для инвестиций, но и ведут к развитию негативных макроэкономических последствий для экономики страны в целом. Например, поставки дешевого газа российским производителям, ориентированным на экспорт, рассматриваются как экспортные субсидии и осложняют вступление России в ВТО.

                                Перекос в российском топливном балансе  делает реальной угрозу энергетической безопасности страны, так как из-за дешевизны газа практически не развивается  производство и потребление других видов топлива — мазута, торфа, угля. Низкая цена на газ не стимулирует энергосбережение, что, в совокупности с ежегодным ростом потребления «голубого топлива» в среднем на 3 млрд. куб. м, заставляет увеличивать добычу невосполнимого природного ресурса и сильнее загружать газотранспортную инфраструктуру (см. Приложение №1).

                                Газпром»  исходит из того, что развитие рыночных отношений в газовой отрасли  России должно осуществляться в условиях ценовой конкуренции, возможности  для которой открываются при отказе от директивного установления цен на газ для промышленных потребителей. За последние годы в российской индустрии появились целые отрасли, способные оплачивать поставляемый газ не по регулируемым — и на сегодняшний день заниженным — а по объективно складывающимся рыночным ценам. В этих условиях переход на свободное ценообразование не повлечет за собой «ценового взрыва» и существенного роста инфляции.

                                Позицию компании высказал Председатель Правления  ОАО «Газпром» Алексей Миллер 22 марта 2005 г.18: «„Газпром“ предлагает полностью отказаться от практики регулирования цен на газ для промышленных потребителей со следующего года, — заявил он. — ...Мы предлагаем уже с 2006 года использовать биржевые технологии для определения цен поставок газа промышленным потребителям, а регулируемые цены на газ сохранить только для жилищно-коммунального хозяйства, бюджетных потребителей и населения. Предложение об отмене регулирования может показаться довольно радикальным шагом, но не следует ставить знак равенства между переходом на рыночные отношения в газовой сфере и бесконтрольным ростом цен на газ. Конечно, «Газпром» занимает доминирующее положение на рынке газа, но независимые производители вместе с поставщиками альтернативных видов топлива — угля и мазута — при создании равных экономических условий составят нам конкуренцию».

                                Данная  позиция является оптимальной исключительно  со стороны «Газпрома», хотя возможно и оправданной с позиций рынка. Но будет ли она выгодной государству? Не приведет ли еще к большей монополизации рынка?

                                Безусловно  либерализация цен является важным этапом реформирования отрасли, но сейчас государство делает больший упор на внутреннюю реструктуризацию «Газпрома», как наиболее очевидный метод  преодоления явной монополизации  отрасли.

                            2.2.2.2. Реструктуризация  «Газпрома»

                                Разговоры о реформе «Газпрома» ведутся  много лет. Ее цель – понять, сколько  компания тратит на добычу, бизнес, где  возможна конкуренция, а сколько  – на транспортировку. «Газпром»  более 10 лет упорно сопротивлялся попыткам чиновников и инвесторов разделить его на транспортную и добывающую компании, пусть даже последняя и осталась бы в структуре монополии. Но все компания начала реформу изнутри. 28 марта 2006 г. на совете директоров компании был принят структурный план реформы компании, суть которого в следующем: из нынешних дочерних предприятий («дочек») «Газпрома», сейчас занятых одновременно добычей, транспортировкой и переработкой газа, будут выделены неосновные виды бизнеса. Реструктуризации будут подвергнуты 17 «дочек» «Газпрома», которые владеют или арендуют в общей сложности 80% всего имущества газовой монополии. Все выделенные активы, кроме добывающих, будут переданы в шесть новых спецподразделений. (См. Приложение №2)

                                Реструктуризация, по замыслу «Газпрома», пройдет в два этапа и займет около двух лет. На первом «дочки» монополии выделят свой неосновной бизнес в специальные ООО («компании-буферы»). Суть второго этапа реформирования заключается в повышении эффективности работы «Газпрома» как вертикально интегрированной компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт. Важнейшая задача — оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. Каждая «дочка» будет специализироваться на выполнении узкого круга профильных функций, что позволит избежать распыления финансовых и людских ресурсов на смежные, а иногда непрофильные виды деятельности.

                                В результате реформы повысится эффективность  управления дочерними организациями  «Газпрома», сократятся непроизводственные расходы, будут разделены и станут более прозрачными финансовые потоки. Все это направлено на выполнение тех задач, которые поставлены перед «Газпромом» государством, как основным акционером компании.

                                По  предварительным оценкам, реформа обойдется «Газпрому» в 597,8 млн. руб. Но эти затраты быстро окупятся, считают эксперты 19. Ведь реорганизация позволит руководству компании наконец оценить реальную эффективность или убыточность каждого направления бизнеса монополии.

                              • 2.3. Железнодорожный транспорт

                                • 2.3.1. Общая характеристика  отрасли

                                    Ведущим видом транспорта в России по-прежнему являются железные дороги. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота страны. Эксплуатационная длина российских железных дорог сегодня составляет 85,5 тысяч километров, из них почти половина – 42,3 тысячи километров – электрифицирована. По протяженности железных дорог Россия сегодня занимает второе место в мире после США (230 тыс. км.)20.

                                    По  данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), грузооборот железнодорожного транспорта за 2010 г. составил 2116 млрд. т/км, что на 64% больше, чем в 2000 г.(1373 млрд. т/км).21 На сегодняшний день железнодорожный транспорт не имеет разумной альтернативы при перевозках массовых грузов на дальние и средние расстояния.

                                    Важнейшей приоритетной задачей развития железнодорожного комплекса является завершение структурного реформирования отрасли, одним из главных  социально-экономических результатов  которого должно стать увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок, повышение транспортной обеспеченности за счет создания конкурентного рынка перевозок, проведения гибкой тарифной политики, повышения качества транспортного обслуживания.

                                  • 2.3.2. Реформирование отрасли

                                      Сейчас  железнодорожная отрасль является наиболее наглядным примером успешного проведения антимонопольной политики со стороны государства, здесь реформа не только детально проработана, но и с успехом применяется на практике.

                                      К настоящему времени завершен первый этап реформы, в ходе которого подготовлена законодательная база и проведены мероприятия, необходимые для разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте, ранее осуществлявшиеся МПС РФ. На первом этапе создано государственно акционерное общество «Российские железные дороги», которое приступило к работе 1 октября 2003 г. В результате административной реформы в марте 2004 г. функции по государственному регулированию в сфере железнодорожного транспорта, ранее осуществляемые МПС, переданы Министерству транспорта РФ, государственное регулирование тарифов осуществляется совместно с Федеральной службой по тарифам.

                                      В ходе первого этапа реформирования реструктурирована кредиторская задолженность  предприятий федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней. Введение в действие с 28 августа 2003 г. нового прейскуранта   10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД», позволило обеспечить основные условия для заинтересованности владельцев в использовании собственного подвижного состава и развития конкурентного рынка.

                                      Таким образом, наметились объективные возможности  перехода от монополистической деятельности в области железнодорожных перевозок  к развитию конкуренции среди перевозчиков, повышению качества и разнообразия предоставляемых услуг в целях привлечения клиентов.

                                      В ходе первого этапа реформы появилось  более двух тысяч частных предприятий, владеющих собственным вагонным парком. Выступая на второй международной  конференции «РЖД на рынке транспортных услуг» в декабре 2004 г. министр транспорта РФ И.Левитин отметил, что произошла демонополизация транспортного рынка22.

                                      На  втором этапе реформирования планируется  выделение из состава ОАО «РЖД»  дочерних акционерных компаний, которые сосредоточатся на видах хозяйственной деятельности, не связанных с предоставлением монопольных услуг (ремонт подвижного состава, контейнерные грузовые перевозки и т.д.). Другими важными задачами второго эта являются поэтапное сокращения перекрестного субсидирования (о котором уже шла речь выше), увеличение доли конкурентного сектора, переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах, создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов, увеличение объема привлекаемых в отрасль инвестиций. В дальнейшем, на третьем этапе реформы, успешная реализация этих мероприятий позволит довести долю частного сектора на рынке перевозок до 50%.

                                      Важнейшей задачей дальнейшего развития реформы  является привлечение частных инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта. Одним из вариантов привлечения частных инвестиций могла бы стать такая форма государственно-частного партнерства, как концессия («концессия - метод приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или определенный процент от прибыли получает право использовать принадлежащие государству основные активы. Оставшаяся часть дохода от концессии находится в распоряжении частного инвестора»23). Однако закон для ее использования еще не был принят.

                                      Данные  реформы крайне благоприятно отразились на финансовом положении компании. По словам президента ОАО «Российские  железные дороги» Г.Фадеева, за 2004-2005 гг. в компании сформировалась вполне рыночная структура, удалось добиться роста объемов грузовых и пассажирских перевозок более чем на 5%, увеличилась доходность работы железных дорог, поэтому в ближайшие годы «планируется продолжить движение в данном, крайне благоприятном для нас направлении».24 
                                   

                                    Заключение

                                      Отразив в курсовой работе наиболее существенные проблемы естественных монополий и показав их специфику в российских условиях, следует подчеркнуть, что от  функционирования этих структур во многом зависит не только бесперебойная работа всех без исключения субъектов рыночных отношений, но и надежное обеспечение потребителей социально значимыми товарами и услугами.

                                      В данной работе были, во-первых, определены теоретические основы  концепции  естественных монополий, доказана необходимость  государственного регулирования деятельности фирм-монополистов и рассмотрены основные проблемы, связанные с данным регулированием, во-вторых, проведен анализ деятельности крупнейших российских монополистов, и, наконец, предложены пути их дальнейшего реформирования. 

                                      Ключевым  аспектом данной работы стала проблема антимонопольной политики, в особенности конкретные пути ее реализации в российской практике путем тщательно выверенного внедрения особых видов конкуренции в монополизированные сферы экономики с целью повышения эффективности их функционирования.

                                      С одной стороны, естественные монополии  нельзя ликвидировать, не разрушив окончательно инфраструктуру производства, а с другой, - невмешательство в их  деятельность со стороны государства значительно ослабляет позиции потребителей на рынке промышленных услуг.

                                      Во  многом такое положение, сложившееся в отраслях естественных монополий, происходит из-за отсутствия практического опыта и профессиональных навыков регулирования их деятельности в период проведения рыночных реформ, отсутствия научных разработок и теоретических обоснований процессов регулирования в этих жизнеобеспечивающих секторах экономики, разграничения уровней регулирования и т.д. Субъекты промышленных естественных монополий, осуществляя производство своей продукции и ее реализацию, как правило, определяют экономику всех остальных отраслей и регионов, поэтому правительство и регулирующие органы должны знать о проблемах естественных монополий, пути реструктуризации, наиболее подходящие для российских условий.

                                      Оценивая  значение российских естественных монополий - ОАО «Газпром» и ОАО «Российские железные дороги» - необходимо отметить, что по экономическим, техническим и организационным показателям они находятся на уровне мировых стандартов, а по отдельным показателям и превосходят их. Поэтому  мы должны не только изучить базовые понятия и составляющие естественных монополий, но и их российские особенности.  На сегодняшний день российские естественные монополии представляют собой наиболее передовые в техническом и организационном отношении вертикально-интегрированные производственно-технические комплексы, что придаёт им мощный запас устойчивости. По существу, именно эти хозяйственные организации при разумном к ним отношении могут вывести нашу страну из неустойчивого, «шаткого» состояния, а в 21 веке позволят занять одно из лидирующих мест на мировой арене. Поэтому естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее мировых аналогов!    
                                   
                                   
                                   

                                    Список литературы

                                   

                                  I. Нормативно-правовые акты:

                                  1. Федеральный закон от 17.08.1995 №147-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О естественных монополиях»;
                                   

                                  II. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:

                                  1. Микроэкономика: практический подход -  учебник, под  ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. – М., Кнорус, 2005 г.
                                  2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М.: Теория организации отраслевых рынков: учебник, - М., Магистр, 1998 г.
                                  3. Бутыркин А.Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования. – М., Новый век, 2003 г.
                                  4. Шаститко А.Е., Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной   монополии,  - М., 2004 г.
                                  5. В.Гальперин, С.Игнатьев и В.Моргунов: Микроэкономика, - М., Экономическая школа, 2004 г.
                                   

                                  III. Периодические издания:

                                  1. Коммерсант, 28.03.2003 г., №53
                                  2. Деловые люди, октябрь 2004 г., №163
                                  3. Деловые люди, декабрь 2004, №164
                                  4. Деловые люди, март 2005 г., №168
                                  5. Известия, 10.04.2006 г., №62
                                  6. Ведомости, 27.04. 2006 г., №69
                                   

                                  IV. Справочники:

                                  1. Современный экономический словарь, под ред. Райсберга Б.А., - М., Инфра-М, 2005 г.
                                   

                                  V. Интернет-ресурсы:

                                  1. http://www.gazprom.ru – официальный сайт ОАО «Газпром»
                                  2. http://www.rzd.ru – официальный сайт ОАО «Российские железные дороги»
                                  3. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистик

                                    • Приложение  №1
                                     

                                    Структура российского рынка  газа25. 
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

                                      • Приложение  №2

                                                                                      

                                      Схема реструктуризации "Газпрома"26 

Информация о работе Естесственные монополии и их роль в экономике РФ