Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 14:30, реферат
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными
Введение 3
Естественные монополии 4
Нормативно-правовая основа естественных монополий. 6
Естественные монополии в России. 9
Методы регулирования деятельности естественных монополий. 13
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях. 23
Реформирование структуры Российских естественных монополий 27
Заключение 32
Список литературы 33
Как правило, используются заранее выбранные схемы установления цен:
а. Метод предельных издержек. Он заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Тем самым обеспечивается эффективный с народнохозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.
б. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена равна средним издержкам). Этот метод может дать результат, при котором продукта будет производиться слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом, и, с другой стороны, не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.
в. Метод установления потолка цен обычно приводит к дефициту продукции.
г. Субсидирование естественных монополий. Многие страны с рыночной экономикой в умеренной степени используют этот метод, придерживаясь варианта предельных издержек. Суть практики перекрестного субсидирования состоит в том, что одни потребители продукции естественной монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых фактически возлагается дополнительное бремя. В наиболее тяжком положении оказались промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения.
Недостатки подобной практики заключаются в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики.
Неудивительно, что социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей крайне низка: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это означает, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.
Однако
не существует наилучшей для всех
условий схемы, которая обеспечивала
бы безотказную реализацию целей
общества, — производства необходимого
объема продукции с минимальными издержками.
Как правило, эффективной оказывается
система мер, включающая сочетание элементов
частной собственности и государственного
контроля посредством установления жестких
правил ценообразования.
2.
Определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или) установление
минимального уровня их обеспечения в
случае невозможности удовлетворения
в полном объеме потребностей в товаре,
производимом (реализуемом) субъектом
естественной монополии. Необходимость
его применения прямо детерминирована
природой естественных монополий. Производимые
в них товары нередко объективно ограничены
по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы
(полное использование разведанных месторождений,
сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство
позволяет субъектам естественных монополий
выборочно, по своему усмотрению, продавать
товары одним потребителям и лишать этих
товаров других потребителей. Вмешательство
государства призвано защитить интересы
всех потребителей.
Также
органы регулирования естественных
монополий принимают решения
об изменении или о прекращении
регулирования в отношении
Вопросы,
касающиеся введения, изменения или
прекращения регулирования
Решение принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии с учетом стимулирующей роли методов регулирования. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
-
издержки производства (реализации)
товаров, в том числе
- налоги и другие платежи;
-
стоимость основных
-
прогнозируемая прибыль от
-
удаленность различных групп
потребителей от места
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
-
государственные дотации и
Орган
регулирования естественной монополии,
при принятии решения о применении
методов регулирования
основной
метод регулирования
Еще
одна функция органов регулирования естественных
монополий - внесение в установленном
порядке предложений по совершенствованию
законодательства о естественных монополиях.
Выработанные рекомендации по улучшению
действующего законодательства органы
регулирования естественных монополий
направляют Правительству РФ. Такую же
функцию, но только по вопросам совершенствования
антимонопольного законодательства, выполнял
прежний Государственный антимонопольный
комитет РФ.
Принятие решения о применении методов контроля и регулирования, а следовательно, и о включении в реестр есть результат большой подготовительной работы. Ошибки здесь должны быть полностью исключены, так как они неизбежно вызовут противозаконные ограничения деятельности хозяйствующего субъекта, вовсе не относящегося к естественным монополиям.
Во
избежание ошибок и их негативных
последствий важно соблюдение установленных
процедур рассмотрения вопросов введения,
изменения или прекращения
Решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования либо об отказе по внесенному предложению принимаются не позднее шести месяцев со дня поступления предложения. При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения должен быть мотивирован.
В пределах предоставленной компетенции органы регулирования естественных монополий осуществляют функцию контроля за соблюдением Федерального закона "О естественных монополиях". В остальной части деятельность субъектов естественных монополий подконтрольна федеральным антимонопольным органам.
Если субъект естественной монополии имеет долю на рынке товара более 35%, то он, помимо реестра, который ведет на него орган регулирования естественных монополий, включается еще и и соответствующий реестр хозяйствующих субъектов, находящийся у федеральных антимонопольных органов. Таким образом, субъект естественной монополии может числиться одновременно в обоих реестрах.
Федеральные
антимонопольные органы самостоятельно
принимают также решения о
наложении штрафов и
Реализация
контрольных полномочий открывает
для органов регулирования
Органы регулирования естественных монополий имеют право:
-
направлять субъектам
-
направлять органам
-
принимать решения о наложении
штрафа на субъект
-
привлекать к административной
ответственности в виде
-
обращаться в суд с иском,
а также участвовать в
-
осуществлять иные полномочия, установленные
федеральными законами.
Основаниями
для рассмотрения дел, связанных
с подконтрольными органам
Для
органов регулирования
Информация о работе Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности