Факторы доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются, прежде всего, за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно понятие дохода, способы его определения. Актуальность темы выражается в том, что в настоящее время экономика Рос

Работа состоит из  1 файл

таня курсовая.docx

— 45.31 Кб (Скачать документ)

 Типы социальной политики. 
- Расширенная социальная политика. Означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства; 
- Ограничительная социальная политика. Означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы. 
- Либеральная (социал-демократическая) социальная политика; 
- Консервативная (жёстко-рыночная) социальная политика. 
Типы социальной политики в соответствии со степенью вмешательства государства в управление социальными процессами. 
компенсаторные (остаточные) модели; 
-интервенционистские (институциональные) модели. 
В первом случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер.  Ее основы формируются под воздействием идей консерватизма.  Вторая группа – институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами.  
Также различают типы социальной политики такие как 
- Территориально-государственный тип социальной политики; 
- Сферный тип социальной политики;

- Демографический  тип социальной политики. 
Территориально-государственный тип социальной политики присущ такой социальной политике, при которой группировка объектов осуществляется по территориям. Как правило, уровень жизни населения зависит от территории, в которой оно проживает. Такая ситуация характерна для России. Например, уровень жизни в Москве заметно отличается от уровня жизни в Еврейской АО, что обусловлено рядом экономико-географических особенностей территорий. Сферный тип социальной политики обусловлен различием в уровне жизни представителей различных отраслей народного хозяйства. Например,  в России нефтедобывающая отрасль выделяется высокими заработными платами, что ведёт к росту благосостояния работников данной отрасли. Педагоги, врачи и некоторые другие категории граждан, имеют в России низкие доходы, что ведёт к их социальной незащищённости. Именно поэтому государство ориентирует социальную политику в пользу представителей определённых отраслей народного хозяйства, принимая меры их социальной защиты. Сферный тип социальной политики присущ так же социальной политике в отношении некоторых категорий граждан, которые обособлены по ряду признаков (инвалиды).Демографический тип социальной политики обусловлен различием в социальном положении разных возрастных категорий граждан. Как правило, это дети и старики, которые в силу своих возрастных особенностей не в состоянии самостоятельно заботиться о своём нормальном существовании. Основные направления социальной политики. Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику. Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование. Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений. В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.  
Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям. 
Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно).Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда. Наряду с этим целью современной политики обеспечения занятости является также решение проблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин, молодежи, иностранцев).Жилищная политика. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства. Это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Доходы населения и источники их формирования. Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем   их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. 
Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение реального уровня цен. 
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляется пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доходы  рассматриваются не только как конечный пункт действия каждого участника  рыночной экономики, но и как источник удовлетворения общественных потребностей, основа расширенного воспроизводства  и социальной защиты нетрудоспособных и малоимущих. Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами). Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.). Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих. Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума. Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики . Бедность представляет собой такое экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Различают абсолютную и относительную бедность, глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению к прожиточному минимуму).

Социальное  партнерство - это согласование экономической  и социальной политики (особенно доходов  и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Архипов А.И. Экономика. М.:

2.    Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая  теория Минск.

3.    Брагин Л.А. Доходы и прибыль.  М.: ИНФРА-М. 2007г.

4.     Борисов Е.Ф. Экономическая теория .

5.      Булатов А.С. Экономика. 

6.     Васильчук Е. А. Доходы больше  не растут, Потребители начинают  экономить/ Российская газета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Факторы доходов