Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:37, контрольная работа
Вносит свою лепту и мировой рынок, предъявляя спрос только на определенные виды сырьевых ресурсов, в основном топливно-энергетических. В результате, если в сырьевых регионах наблюдается стабилизация и даже некоторый рост, то развитые в прошлом регионы России с высококвалифицированными кадрами и высокой плотностью населения переживают глубокий спад производства. Возрастают различия и между регионами по уровню жизни, что вызывает социальную напряженность. Однако на региональном уровне поиск вектора развития экономики, а также средств и методов эффективного использования природной и интеллектуальной ренты во благо общества только начат. Актуальность решения проблем инновационного развития депрессивных регионов определяется объективной потребностью выработки и проведения активной инновационной политики, механизмов и инструментов ее реализации. Она возрастает в условиях необходимости решения важной стратегической задачи в экономике России, связанной с удвоением ВВП
Введение…………………………………………………………………….3
1. Факторы пространственного неравенства регионов России…………4
2. Понятие депрессивного региона………………………………………10
3. Характеристика депрессивных регионов России…………………….13
4. Поддержка депрессивных регионов…………………………………..17
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….25
- реструктуризация (трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических катастроф и т.д.);
- тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.
До настоящего времени тотальная санация проводилась исключительно вследствие чрезвычайных ситуаций, но в перспективе она может стать одним из типичных способов решения проблемы. Различия вариантов санации обусловлены не только преследуемой при этом конечной целью, но и содержательной направленностью регулятивных действий по санации региона, их длительностью и др. Так, санация может ориентироваться на содержательные действия по стимулированию, активизации извне экономического и социального потенциала территории, по снятию ограничений саморазвития и т.д. Тем самым делается попытка устранить основную причину депрессивного состояния: отсутствие стимулов нормальной воспроизводственной деятельности. В данном варианте могут быть использованы приемы установления особых правовых режимов хозяйствования: предоставление налоговых льгот и каникул, условий наибольшего благоприятствования, поддержки отдельных его форм (например, фермерских хозяйств) и т.д. Применимы и самые различные способы активизации населения — от создания новых рабочих мест до изменения форм собственности. Механизмы проведения санации депрессивных территорий охватывают действия федеральных, субфедеральных и местных органов власти и хозяйствующих субъектов по решению проблем региона. Практически каждое частное действие по санации депрессивных территорий уже сейчас имеет нормативно закрепленный (хотя и не обязательно совершенный) механизм реализации. Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения; мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.
Система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупность следующих принципов:
Заключение
Депрессивный регион — регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающего возникновение новых стимулов развития. Следует отметить, что, когда депрессия становится общерегиональной и общехозяйственной, традиционная трактовка лишается смысла: ее пришлось бы распространить на все производственно-хозяйственные структуры и все регионы и, следовательно, выхолостить ее специфическое содержание. В этих условиях депрессивными следует считать территории, в пределах которых негативные явления (спад производства, снижение уровня жизни, нарастание негативных тенденций в сфере занятости, демографии, экологии и т.п.) более высокие, чем общероссийские. Степень же такого превышения является показателем остроты проблемы и определяет одновременно приоритетность ее решения.
Депрессивными территориями в регионе следует считать компактные образования (например, населенные пункты), которые являются точками напряжений. Число таких точек зависит лишь от того, какие параметры опережающего спада производства и снижения уровня жизни и в каких определяющих условиях (районы Крайнего Севера, районы национально-этнических конфликтов и т.п.) признаются недопустимыми и требующими немедленных регулятивных мер противодействия. Социально-экономическое пространство Российской Федерации разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено множество больших и малых территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения. Понятие "отсталость (слаборазвитость)" региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К проблемным принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни. Значительная часть таких регионов находится в состоянии длительного застоя. Для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера.
Депрессивные регионы
принципиально отличаются от отсталых
тем, что при более низких, чем
в среднем по стране, современных
социально-экономических
Список использованной литературы
Информация о работе Факторы пространственного неравенства регионов России