Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:27, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в сложном положении продовольственного рынка России и аграрного сектора, которое объясняется всеобщим спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово- кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Введение…………………………………………………………………………..….3
Теоретические основы АПК……………………………………………..….…..4
Современное состояние АПК……………………………………………….......5
Перспективы развития АПК………………………………………..…….……..8
Заключение……………………………………………………...……………….….12
Список использованной литературы………………………………………..….…14
3. Перспективы развития АПК.
Этапным решением стало принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. На проведение государственной аграрной политики выделяются солидные финансовые ресурсы как на федеральном, так и региональном уровнях.
Ключевые задачи - обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, повысить качество жизни на селе, добиться существенного роста эффективности АПК и конкурентоспособности отечественной продукции, а это значит застраховать от резких колебаний конъюнктуры мировых рынков.
Во-первых, нужно существенно увеличить производство основных видов сельхозпродукции, прежде всего мяса, молока, зерна. Причем особое внимание следует уделить именно зерну - главной сырьевой основе всего сельхозпроизводства. Необходимо не только увеличивать посевные площади под зерновыми культурами, но и серьезно заняться повышением их урожайности, ростом эффективности зернового производства.
Во-вторых, требуется техническое и технологическое перевооружение отрасли. В этих целях следует применять эффективные лизинговые инструменты, расширять практику долгосрочного кредитования.
В-третьих, важно обеспечить ценовую стабильность по основным видам ресурсов, потребляемых АПК, прежде всего, горюче-смазочных материалов и удобрений. Для этого необходимо повысить результативность антимонопольного регулирования и использования выделяемых субсидий.
В-четвертых, внедрение современной системы управления рисками. В Госпрограмме предусмотрены меры по развитию сельхозстрахования, которое пока не получило широкого распространения на практике. Ситуацию следует в корне изменить.
В-пятых, нужно применять современные рыночные механизмы реагирования на изменение конъюнктуры по основным видам сельхозпродукции. Для этого требуется внедрение системы постоянного мониторинга. Если цены выходят за установленные границы, должны автоматически включаться соответствующие механизмы, прежде всего рыночные, закупочные и товарные интервенции, таможенно-тарифное регулирование. Весь этот набор инструментов существует и уже применяется. Но применяется несистемно и, к сожалению, зачастую с большим опозданием.
В условиях быстро меняющейся конъюнктуры, роста цен на мировых рынках продовольствия Минэкономразвития России, Минпромторгу России необходимо провести инвентаризацию всех внешнеторговых соглашений, касающихся агропромышленной сферы, и совместно с Минсельхозом России представить конкретные предложения по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в этой области. Руководствуясь при этом исключительно интересами отечественных производителей и потребителей.
В этой связи следует обновить всю нормативную базу производства и продажи продуктов питания, принять современные технические регламенты. Для обеспечения устойчивого развития АПК и продовольственного рынка не обойтись без формирования эффективной торговой политики, которая позволит значительно снизить издержки на пути товара от производителя к потребителю. Нужно предметно этим также заняться.
Рис. 2 Структура розничных рынков.
В
2006 г. принят Федеральный закон «О
розничных рынках...», который был призван
обеспечить непосредственный выход производителя
к прилавку через создание сельскохозяйственных
кооперативных рынков (Рис. 2). По рисунку
видно, что большая часть розничных рынков
представлена универсальными (их количество
2898) и специализированными (их количество
818) рынками. Они представляют собой розничные
рынки, на которых менее восьмидесяти
процентов торговых мест от их общего
количества предназначено для осуществления
продажи товаров одного класса, определяемого
в соответствии с номенклатурой товаров,
устанавливаемой федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющими
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере торговли. Третье место занимают
сельскохозяйственные рынки (их число
178) - специализированные рынки, на которых
осуществляется продажа сельскохоз продукции
в соответствии с перечнем, определенным
Правительством РФ. Последнее место занимают
сельскохозяйственные кооперированные
рынки, за 2007 г. было создано всего пять
таких рынков на всю Россию. Это сельскохозяйственные
рынки, управление которыми осуществляется
управляющей рынком компанией, зарегистрированной
в соответствии с законодательством РФ
в форме сельскохозяйственного потребительского
кооператива, и на котором осуществляется
продажа сельскохозяйственной продукции
в соответствии с перечнем, определенным
Правительством РФ. Эта система принципиальна,
прежде всего, для продукции малого аграрного
бизнеса. Целесообразно обязать руководителей
субъектов РФ создать по одному такому
кооперативному рынку или иному подобному
торговому объекту в каждом муниципальном
районе, что позволит существенно поддержать
созданные в рамках нацпроекта 2 тыс. потребительских
сельскохозяйственных кооперативов, которые
должны стать полноправными участниками
торговой деятельности на районном уровне
и обеспечить доступные цены на продовольствие
для населения.
Заключение
Современное
состояние экономики сельского
хозяйства характеризуется
Ориентация государства на мировые цены на энергоносители и другие средства производства, отказ от эффективного регулирования рынка и монополизм производителей ресурсов вызвали рост внутренних цен на них, многократный диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), резкое падение покупательной способности сельских товаропроизводителей. Это послужило одной из главных причин разрушения производственного потенциала сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, работающих на АПК.
Однако реформирование сельскохозяйственного производства не сопровождается повышением его эффективности. В условиях кризисной ситуации в аграрном секторе и перехода к рыночной экономике исключительно большое значение имеет разработка мер, реализация которых позволит стабилизировать и обеспечить дальнейшее развитие этой важной для общества сферы производства.
Решение проблемы выхода АПК страны из экономического кризиса, необходимо начинать с анализа ситуации и изучения современного состояния развития региональных систем, где основными направлениями совершенствования развития агропромышленного комплекса являются: формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции, разработку и внедрение систем информационного обеспеченья деятельности сельскохозяйственных предприятий, товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках, создание и развитие специализированных кредитных институтов, подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства, поддержку инновационной деятельности, стимулирование экспорта продукции АПК, сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.
Реализация
предложенных мер по восстановлению
и развитию агропромышленного
Список использованной литературы
Информация о работе Факторы развития внешнеторговой политики России