Финансовое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:07, реферат

Описание

Главным объектом государственного финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы.
Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам.

Работа состоит из  1 файл

Finansovoe_planirovanie_i_prognozirovanie.docx

— 39.12 Кб (Скачать документ)

Финансовое  планирование и прогнозирование 

Финансовое  планирование – это осуществление  государством планомерного управления процессами создания, распределения, перераспределения  и использования денежных ресурсов.

Главным объектом государственного финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы.

Движение  финансовых ресурсов закрепляется в  соответствующих планах, которые  образуют единую систему финансового  планирования. Центральное место  в системе финансовых планов принадлежит  бюджетам.

Целью финансового  планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйствующих  субъектов финансовых систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов.

Задачи финансового  планирования:

1. Определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины.

2. Установление оптимальных пропорций, распределенных средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями народного хозяйства и административно-территориальными подразделениями.

3. Определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

В основе финансового  планирования лежат следующие важнейшие  принципы:

1. сочетание централизованного и децентрализованного подхода

Центральное финансовое планирование позволяет  государству проводить единую финансовую политику целенаправленно руководить распределением и перераспределением финансовых ресурсов в масштабе.

Децентрализм в финансовом планировании способствует развитию творческой активности производственных единиц и местных органов власти в составлении реальных планов и их выполнении, в изыскании резервов роста производства и повышение его результативности.

2. Единство. Принцип единства находит выражение в тесной взаимосвязи финансового планирования с экономическим и социальным планированием РК.

3. Непрерывность. Предполагает тесную увязку перспективных и годовых финансовых планов, что достигает продлением срока действия перспективных планов и уточнением их задач годовых планов.

 

В финансовом планировании используются следующие  методы:

1. метод экстраполяции (или коэффициентов);

2. метод экспертных оценок

3. нормативный метод

4. балансовый метод

5. программно целевой метод

6. экономико-математические методы

В области  финансового планирования предстоит  осуществить переход на бюджетирование, ориентированное на результат, а  также на комплексное среднесрочное  планирование расходов.

Под бюджетированием, ориентированным на результат понимается метод планирования, исполнения и  контроля исполнения бюджета, обеспечивающих распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства  с учетом приоритетов государственной  финансовой политики.

Финансовое  прогнозирование – это предвидение  возможного финансового положения  государства, обоснование показателей  финансовых планов.

Финансовое  прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно  предназначено для выработки  концепции финансовой политики на определенный период развития общества.

Прогнозы  позволяют органам финансовой системы  наметить разные варианты развития:

1. высокий, оптимистический

2. средний, наиболее вероятный

3. низкий, пессимистический

и совершенствование  финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

При прогнозировании  большое внимание уделяется факторам влияющим на перспективу.

Идентификаторами  являются:

- уровень  инфляции;

- уровень  безработицы;

- инвестиционный  климат;

- уровень  доходов населения;

- норма амортизационных  отчислений;

- ставка  рефинансирования НБ;

- курс валюты;

- мировые  цены;

- законодательные  документы.

 

Основные  направления совершенствования  финансового планирования

Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть

экономического и социального  планирования.

Прогнозирование - разработка прогноза о конкретных перспективах развития какого либо явления, объема, процесса.

Содержание финансового  планирования проявляется в возможности маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений, и на этой основе формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Переход на рыночные отношения требует  планового регулирования экономики, важным элементом которого является финансовое планирование. Государственное  регулирование рыночной экономики  обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, банковской, таможенной политики.

Важное место в государственном  регулировании занимает индикативное планирование (прогнозирование), в процессе которого определяются общие контуры  желаемого развития экономики.

Неотъемлемой его частью является индикативное финансовое планирование, главная цель которого - определение  предполагаемого объема и направления  финансовых ресурсов для обеспечения  прогнозируемого развития.

Внедрение хозяйственного механизма, соответствующего принципам рыночной экономики, предполагает необходимость  разработки новых методов финансового  планирования на всех уровнях управления. В качестве важнейших условий, определяющихизменения в содержании финансового планирования, можно выделить следующие:

• расширение самостоятельности в  использовании собственных средств  и повышение ответственности  предприятий за результаты финансово-хозяйственной  деятельности; введение новых налоговых  принципов распределения прибыли  выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;

• расширение сферы использования  товарно-денежных отношений требует  разработки методов поддержания  платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансированности сводных  экономических показателей по материально-вещественному  и финансово-стоимостному составу;

• в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность  местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Поскольку производство и финансы  в условиях рынка находятся под  воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут  быть продолжительными.

Финансовое и бюджетное планирование должно строиться на базе системы  стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства.

Предпринимательские звенья в своей  хозяйственно-коммерческой деятельности руководствуются бизнес-планами. Бизнес-план- это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию

предпринимательской деятельности. Бизнес план включает разделы, характеризующие  особенности продукции или услуг, их конкурентоспособность, оценку рынка  сбыта, стратегию маркетинга, производственный, организационный и юридический  планы, оценку риска и страхование.

Задачи финансового планирования:

• достижение пропорциональности и  сбалансированности развития хозяйствующих  субъектов;

• систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам  воспроизводства.

 

Сущность  и значение финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку

обоснованности  стоимостного распределения валового общественного продукта по соответствующим  фондам денежных средств и их расходование на определенные цели.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено  тем, что финансам присуща контрольная  функция. Посредством этой функции  финансы предупреждают о складывающихся пропорциях распределения, соотношения  фондов, источниках их формирования, использовании. Контрольная функция создает  возможность воздействия со стороны  общества на процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ. Контрольная функция создает  объективные условия для использования  финансов в качестве инструмента  контроля, а сознательное применение осуществляется в ходе функционирования финансов в общественном производстве.

Специфика финансового контроля состоит в  том, что он осуществляется в денежной форме. Основными принципами осуществления  контроля являются:

• регулярность, повсеместность, универсальность контроля;

• превентивность контроля, то есть предупредительный  его характер;

• действенность, реальность, гласность, которые могут  быть достигнуты только при правильной организации контрольной работы, применении обоснованной методики, тщательном изучении дела, внесении конкретных предложений;

• беспристрастность  контроля;

• независимость  работников контрольных органов.

Классификация финансовою контроля основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах проведения контроля. Исходя из этих признаков, финансовый

контроль  подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости  от субъектов выделяются следующие виды финансового контроля:

Общегосударственный контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности. Его осуществляют органы государственного управления.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, объединениях, организациях, учреждениях.

В зависимости  от времени проведения финансовый контроль может быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, и поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

В данном случае проверяются подлежащие утверждению  и исполнению документы, которые  служат основанием для осуществления  финансовой деятельности- проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.д.

Текущий финансовый контроль-уго контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязанностей перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства).

Последующий финансовый контроль - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае выявляются нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Финансовый  контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или  способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит  от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания  возникновения контрольного действия.

Используются  следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др.

Каждый  из этих методов подразделяется на более частные способы, позволяющие  решать промежуточные задачи.

Основной  метод финансового контроля - ревизия – наиболее полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший период.

Ревизии проводят разные органы. Они могут  быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов - вышестоящих, следственных органов.

По объекту  проверки различают ревизии документальные, фактические, полные, выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми  и внеплановыми, комплексными.

При проведении документальной ревизии проверяются  документы, в особенности первичные  денежные документы, а не только отчеты, сметы.

Фактическая ревизия означает не только проверку документов, но и наличия денег, материальных ценностей.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период.

При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности.

Тематические ревизии проводятся в нескольких однотипных предприятиях, учреждениях или в нескольких министерствах и ведомствах по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Проверки и обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или по одному вопросу

путем ознакомления на месте с отдельными сторонами  финансовой деятельности. Целью проверок и обследований является выяснение  состояния отдельного участка хозяйственной  деятельности предприятия или хозоргана.

Камеральная проверка осуществляется без выхода на место и предшествует документальной проверке хозоргана.

 

Аудиторский контроль и его особенности 

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование