Финансовый контроль. Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 15:13, реферат

Описание

На современном этапе финансы выступают одним из важнейших инструментов воздействия на систему рыночных преобразований в стране, преодоления кризисных явлений в общественном развитии. Это обусловлено существенным расширением и разнообразием финансовых отношений экономических субъектов, многозвенностью финансовых систем в условиях трансформирующейся экономики, высокой степенью их воздействия на воспроизводственные процессы.

Содержание

введение ------------------------------------------------------------------------------------------------- 3

1. финансы как экономическая категория------------------------------------ 4

2. Функции финансов и их роль в

общественном производстве--------------------------------------------------------- 12

2.1. Распределительная функция финансов--------------------------------------------------- 12

2.2. Контрольная функция финансов----------------------------------------------------------- 14

2.3. Финансы в общественном воспроизводстве--------------------------------------------- 18

3. Финансовая система, ее звенья--------------------------------------------------- 24

4. Финансовый контроль. Управление финансами------------------------ 26

Заключение-------------------------------------------------------------------------------------------- 31

Список использованной литературы--------------------------------------------------- 32

Работа состоит из  1 файл

Финансы и и хфункции 2.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

  Разница между всеми доходами и всеми  расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.8

  Таким образом, доходы и расходы имеются  у всех экономических субъектов  воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у других — «дефицит»; это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

  Все доходы субъектов экономических  отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных Доходов. Они образуются:

  —> у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

  —> у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;

  —> у государства в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

  Процессы  формирования и использования доходов  субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются процессами распределения и перераспределения этих доходов, необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью9:

   государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

   финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;

   финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.

  Таким образом, в процессе перераспределения  участвуют как государственные финансы, финансрвые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспределения денежные, кредитные и финансовые отношения тесно переплетаются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

  На  микроуровне финансы участвуют  как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансовый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие налогов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к информации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по законам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимостью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников. В реальности таких «идеальных рынков» не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР такое вмешательство было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизованное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нормы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других элементов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и пропорции ее распределения внутри предприятия и в бюджет.

  Итак, все распределение ВВП и национального дохода в условиях i командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что позволяло безоговорочно включать их финансы в общую систему государственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России деятельность предприятий регламентирована значительно меньше. Так, при создании и распределении стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует10:

  1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

  2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления 'налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

  3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также сроки полезного использования амортизируемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой прибыли;

  4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

  5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

  6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет налогооблагаемой прибыли11.

  Значительная  часть финансовых отношений предприятий  регламентирована гражданским законодательством: величина и порядок формирования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; порядок очередности списания средств с расчетного счета и др.

  Определенные  денежные доходы и фонды образуются на предприятии уже на стадии создания и распределения произведенного продукта (применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж должна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумулируются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчислений по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и нематериальным активам. Хотя они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приобретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламентируется соответствующим нормативным документом в области бухгалтерского учета и учетной политикой предприятия. У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного пополнения затрат на особо сложные виды ремонта основных производственных фондов в себестоимости продукции. Величина перечисленных выше денежных фондов включается в состав себестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распределения выручки от реализации продукции.

  Процесс распределения сопровождается и  процессом перераспределения. Так, при выплате заработной платы происходит удержание подоходного и социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. Определенная часть прибыли перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая собой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разницу между конечным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

  В свою очередь, чистая прибыль может  направляться (распределяться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и материальных поощрений (оба этих фонда формируются в соответствии с учредительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределений также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:                                

   уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сроки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирования средств во внеоборотные и оборотные активы;

  • целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

   целевое финансирование и поступления из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физических лиц — для осуществления мероприятий целевого назначения.

  Кроме того, в кругообороте средств предприятия  могут участвовать денежные источники средств .в виде эмиссионного дохода и безвозмездных поступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а также носящие характер специальных резервов, т.е. резервов предстоящих расходов и платежей. В процессе осуществления хозяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлеченный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и прочих займов, а также в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процессе перераспределения стоимости общественного продукта.

  Таким образом, финансы (в широком понимании  этого термина охватывают все  стадии воспроизводственного процесса — производство/обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие12:

  — создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня

оплаты  труда и собственного капитала;

  — обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

  — создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

  Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизводственный процесс должны отражаться в финансовой политике. 
 
 
 

    3. Финансовая система,  ее звенья

 

    По  определению, финансовая система - это  совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.13

    Внутри  каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Информация о работе Финансовый контроль. Управление финансами