Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:09, реферат
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Предприятие — основа рыночной экономики и ее главное, и самое массовое структурное порождение.
Введение.............................................................................................3
Функции финансового механизма....................................................5
Элементы финансового механизма...................................................9
Совершенствование финансового механизма..................................19
Заключение..........................................................................................24
Список литературы..............................................................................25
Становление активной рыночной
среды приводит к формированию и
использованию в
2.3 Финансовые методы.
Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на тенге капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
К финансовым методам относятся:
- финансовый учет;
- анализ;
- планирование;
- прогнозирование;
- финансовый контроль;
- финансовое регулирование;
- система расчетов;
- кредитование;
- налогообложение;
- материальное стимулирование и ответственность;
- страхование;
- залоговые операции;
- трансфертные операции;
- трастовые операции;
- лизинг, аренда;
- факторинг;
- другие методы.
Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы
финансового управления:
- кредиты и займы;
- процентные ставки;
- дивиденды;
- котировки валютных курсов;
- другие.
Рассмотрим более подробно один из методов финансового механизма – финансовый анализ, совершенствование которого позволит снизить расходную часть бюджета предприятия и повысить доходную.
Одним из важнейших условий успешного управления предприятием является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия, по сути дела, отражает конечные результаты его деятельности. При этом конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только его работников, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы.
В соответствии с этим финансовый анализ является существенным элементом управления предприятием. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют
финансовые отчеты для повышения
доходности капитала и обеспечения
стабильности положения предприятия.
Кредиторы и инвесторы
Субъектами анализа
выступают как непосредственно,
так и опосредованно
К первой группе пользователей относятся:
- собственники средств предприятия, в том числе акционеры;
- кредиторы и инвесторы;
- поставщики;
- клиенты (покупатели);
- налоговые органы;
- персонал предприятия;
- руководители предприятия.
Причем каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов.
Вторая группа субъектов финансового анализа:
- аудиторские фирмы;
- консультанты;
- биржи;
- юристы;
- профсоюзы;
- пресса и т.п.
Чаще всего источником
анализа финансового состояния
предпринимательской фирмы
Основные функции анализа финансового состояния:
- объективная оценка финансового состояния объекта анализа;
- выявление факторов
и причин достигнутого
- подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
- выявление и мобилизация
резервов улучшения
Анализ финансового состояния — часть полного анализа хозяйственной деятельности фирмы, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов:
- финансового анализа;
- производственного
Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Это же и порождает деление анализа на внешний и внутренний. Такое разделение анализа для самого предприятия является достаточно условным потому, что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот.
Основная цель анализа
финансового состояния —
2.4 Правовое обеспечение.
Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее
законодательство, регулирующее
предпринимательскую
- регулирование финансовых
аспектов создания
-налоговое регулирование;
- регулирование порядка аммартизации основных средств и нематериальных активов;
- регулирование денежного
обращения и форм расчетов
между предприятиями и
- регулирование валютных
операций осуществляемых
- регулирование инвестиционной деятельности предприятий;
- регулирование кредитных операций;
- регулирование процедур банкротства предприятий.
Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, инструкции, методические указания и др. Современное отечественное финансовое право насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов. В силу специфики переходного периода эти акты подвержены частой корректировке, тем не менее, в целом они создают основу государственного регулирования различных аспектов финансовой деятельности предприятий.
2.5 Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
Формирование системы информативных показателей для конкретного предприятия связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.
Первая группа — это
показатели, характеризующие
К данной группе относятся следующие показатели:
- темп роста внутреннего
валового продукта и
- объем бюджетного дефицита;
- объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде;
- денежные доходы населения;
- вклады населения в банках;
- индекс инфляции;
- учетная ставка ЦБ.
Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия, такие, как:
- общая сумма используемого капитала, в том числе собственного капитала фирмы;
- общая сумма активов фирмы, в том числе оборотных;
- сумма балансовой
прибыли по основной
- объем произведенной (реализованной) продукции;
- ставка налогообложения
прибыли по основной
- индекс цен на продукцию отрасли и др.
Данные показатели необходимы для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности предприятия. Источником их формирования служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес - справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.
Третья группа — это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиции, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.
К данной группе относятся следующие показатели:
- виды основных, котируемых фондовых инструментов, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке;
- котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;
- объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;
- сводный индекс динамики пен на фондовом рынке;
- кредитная ставка отдельных банков;
- депозитная ставка отдельных банков;
- официальные курсы отдельных валют;
- курсы покупки-продажи
отдельных валют,
Формирование системы
показателей этой группы основывается
на публикациях периодических
Последняя, четвертая группа — это показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия по данным управленческого и финансового учета. Система показателей данной группы составляет основу информационного обеспечения финансовой деятельности предприятия и включает в себя:
- показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности предприятия в целом;
- показателей, характеризующие
финансовое состояние и
- нормативно-плановые показатели, связанные с финансовой деятельностью предприятия.