Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:22, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены понятия фирмы и трансакционных издержек со стороны институциональной экономики, для этого освещены такие вопросы как:
- понятие фирмы в теории контрактов;
- типология фирм;
- классификация трансакционных издержек;
- теорема Коуза;
- организация фирмы как способ минимизации трансакционных затрат;
- стратегия снижения фирмой трансакционных издержек;
- пример использования выбора формы защиты трансакции при принятии решений о размерах и границах фирмы.
Введение 3
1. Сущность фирмы в институциональной экономике 6
1.1. Понятие фирмы в теории контрактов 6
1.2. Типология фирм 9
2. Роль трансакционных издержек в деятельности фирмы 17
2.1. Классификация трансакционных издержек 17
2.2. Теорема Коуза 26
3.Управление трансакционными издержками 30
3.1. Организация фирмы как способ минимизации
трансакционных затрат 30
3.2. Стратегия снижения фирмой трансакционных издержек 33
3.3 Пример использования выбора формы защиты трансакции
при принятии решений о размерах и границах фирмы 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Содержание
Введение 3
1. Сущность фирмы в институциональной экономике 6
1.1. Понятие фирмы в теории контрактов 6
1.2. Типология фирм 9
2. Роль трансакционных издержек в деятельности фирмы 17
2.1. Классификация трансакционных издержек 17
2.2. Теорема Коуза 26
3.Управление трансакционными издержками 30
3.1. Организация фирмы как способ минимизации
трансакционных затрат 30
3.2. Стратегия снижения фирмой трансакционных издержек 33
3.3 Пример использования выбора формы защиты трансакции
при принятии решений о размерах и границах фирмы 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Введение
Под фирмой обычно понимают все или почти все формы организации предпринимательской деятельности. Фирма - единица предпринимательства, понятие это более широкое, чем «предприятие». Предпринимательская фирма представляет собой организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность на одном или более предприятиях, т. е. фирма может включать в себя несколько обособленных хозяйственных единиц.
Обобщая существующие в экономической науке взгляды на природу фирмы, причины ее возникновения и развития, можно выделить следующие три позиции:
1. Фирма, с точки зрения производственно-экономических отношений, представляет собой систему, обеспечивающую процессы производства товаров и услуг.
2. С точки зрения социально-экономических отношений, фирма - общность людей, связанных едиными экономическими мотивами поведения, общими экономическими интересами и целями.
3. И наконец, фирма - совокупность взаимовыгодных контрактов, под которыми подразумеваются хозяйственные сделки - трансакции. Современные фирмы как таковые имеют контрактную природу. Внутренняя организационная структура любой фирмы представляет собой типичный пример иерархии, в основе которой лежит принцип подчинения отдельных участников сделок распоряжениям центральной власти. Фирма функционирует как целостная, слаженная система, слаженность и целостность которой обеспечивается за счет соблюдения принципа подчинения служащих фирмы решениям и распоряжениям управляющего. Иерархическая форма организации хозяйственной деятельности противостоит спонтанному порядку согласования действий через рынок, когда решение принимается участником сделки самостоятельно на основе личных интересов и имеющейся информации, главным носителем которой в условиях рыночной экономики являются цены.[6, с 170-173]
С каким бы способом организации хозяйственной деятельности не сталкивались, в любом случае ее реализация будет связана с трансакциями и трансакционными издержками. При осуществлении производственной деятельности у фирмы возникают затраты, связанные с привлечением необходимых экономических ресурсов, без которых невозможно осуществить производство, - производственные затраты или издержки производства. Кроме затрат, связанных непосредственно с производством, фирма сталкивается и с непроизводственными затратами, получившими название трансакционных издержек, которые включают в себя всевозможные затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок, на заключение и выполнение контрактов. Это затраты на поиск необходимой информации о потенциальных партнерах (поставщиках и покупателях), о рыночных ценах, маркетинговые и рекламные усилия, направленные на убеждение потенциальных партнеров в выгодности заключения сделки, затраты на заключение сделки, связанные с проведением переговоров и подписанием договора, затраты, направленные на обеспечение гарантий выполнения договора. По некоторым данным, в странах с развитым рыночным механизмом трансакционные издержки достигают 50 % стоимости готовой продукции. Огромные затраты на осуществление бесчисленного количества контрактов — причина возникновения фирм, если это обеспечивает возможность минимизации трансакционных издержек (издержек на проведение трансакций, под которыми понимаются хозяйственные сделки). Здесь необходимо четко разграничить внутрифирменные трансакции, охватывающие многогранную деятельность фирмы по организации производства и эффективному использованию экономических ресурсов, и внутрифирменные трансакционные издержки, с одной стороны, и внешние (рыночные) трансакции и трансакционные издержки, с другой стороны. Фирмы, как способ организации хозяйственной деятельности, выживают в том случае, если трансакционные издержки внутри фирмы оказываются ниже аналогичных рыночных издержек. Рыночные и внутрифирменные трансакции тесно взаимосвязаны.[6,с 182-183] Их соотношением и соотношением внешних и внутренних трансакционных издержек определяется выбор способа экономической организации — либо иерархический (фирма), либо спонтанный порядок (рынок), а также оптимальный размер самой фирмы.
В данной курсовой работе рассмотрены понятия фирмы и трансакционных издержек со стороны институциональной экономики, для этого освещены такие вопросы как:
- понятие фирмы в теории контрактов;
- типология фирм;
- классификация трансакционных издержек;
- теорема Коуза;
- организация фирмы как способ минимизации трансакционных затрат;
- стратегия снижения фирмой трансакционных издержек;
- пример использования выбора формы защиты трансакции при принятии решений о размерах и границах фирмы.
1. Сущность фирмы в институциональной экономике
1.1. Понятие фирмы в теории контрактов
В новой институциональной экономической теории фирма рассматривается не как внутри себя неделимая целостность, а как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но, вместе с тем, имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.
Контракт - это совокупность правил, структурирующих в пространстве и во времени обмен между двумя (и более) экономическими агентами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств и определения механизма их соблюдения.
Взгляд на фирму как на сеть контрактов позволяет проанализировать преимущества от сокращения количества контрактов и наделения одного из контрагентов функцией контроля над остальными.
Допустим, индивид является обладателем исключительных прав на ресурсы и активы, необходимые для предоставления товара или услуги и, кроме того, способен осуществлять производство. Это означает, что потребитель для получения данного блага должен заключить только один контракт - с продавцом-производителем. Более того, если предположить, что товар имеет только одно измерение - количество, то отпадает необходимость в несении трансакционных издержек, связанных с оценкой его полезных свойств.
В ситуации когда у одного собственника недостаточно ресурсов для производства блага - потребитель вынужден заключать контракт со множеством индивидов, в свою очередь, взаимодействующими между собой. Между несколькими экономическими агентами могут быть разделены права и на один и тот же ресурс или актив. В этих условиях обостряется проблема координации производственной деятельности и формирования согласованных ожиданий контрагентов, а также растет вероятность возникновения споров по поводу распределения доходов. [5, с. 213-218]
В силу комплиментарности ресурсов и их несовершенной делимости в соответствии с изначально распределенными правомочиями затрудняется определение цены, которую потребитель должен заплатить каждому собственнику ресурса, что, в свою очередь, предполагает выяснение вклада каждого фактора производства в продукт. Индивиду легче оценить стоимость блага в целом, чем роль каждого фактора в удовлетворении потребности. Проблема усугубляется в условиях ограниченной рациональности и склонности к оппортунизму: потребитель может не только не иметь возможностей оценить реальный вклад контрагентов, но и получать от них ложную информацию, поскольку от оценки зависит распределение вознаграждения между собственниками ресурсов.
Для обеспечения координации в условиях децентрализованного производства владельцам факторов производства необходимо согласовывать свои действия, заключая множество двусторонних договоров. Решением может стать использование услуг посредника как в отношениях с потребителем, так и в отношениях между собственниками ресурсов. Посредник, выполняющий функцию центрального агента, координирует действия участников производства и заключает договор с потребителем на поставку товаров или услуг.
Ситуация с точки зрения потребителя - возникает значительная экономия затрат при заключении соглашения только с центральным агентом, а не с каждым собственником ресурса в отдельности.
Ситуация со стороны производства - экономия трансакционных издержек:
1. вместо серии двусторонних краткосрочных контрактов между каждой парой собственников ресурсов возникает возможность заключения по одному контракту между центральным агентом и каждым собственником;
2. выполнение координирующей функции центральным агентом предполагает, что он обладает возможностью отдавать приказы по поводу использования вовлеченных в производственный процесс факторов. Это облегчает процесс адаптации к непредвиденным событиям;
3. центральный агент контролирует действия остальных участников производства и имеет возможность обеспечивать выполнение ими контрактных обязательств, используя механизмы принуждения.
Позитивные эффекты координации, контроля и принуждения распределяются между всеми участниками, в то время как издержки по осуществлению этих функций вынужден нести только центральный агент. Возможность получения вознаграждения центральным агентом возникает благодаря снижению трансакционных издержек и появлению сверхсуммативного эффекта, достигаемого путем скоординированного объединения усилий нескольких собственников факторов производства.
Центральным агентом становится один из собственников ресурсов, который обладает сравнительными преимуществами в реализации функции посредника по отношению к другим собственникам. [5, с. 240-242] В этих условиях предполагается заключение отношенческого контракта, определяющего общие условия и цели установления отношений.
Фирму можно доопределить как сеть долгосрочных двухсторонних контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, и в которых ценовые сигналы играют относительно небольшую роль, ввиду обеспечения координации посредством команд.
1.2. Типология фирм
Различным типам фирм соответствует то или иное распределение пяти основных правомочий, выявленных А. Алчаном и Г. Демсетцем. Место и роль индивида в команде определяется в соответствии с обладанием одним или несколькими из следующих правомочий:
- правом на остаточный доход (остающийся после осуществления выплат остальным участникам);
- правом на осуществление контроля над остальными участниками;
- правом заключать договора со всеми остальными участниками (соответствующим статусу центрального агента);
- правом изменения членства в команде;
- правом продажи всех правомочий сразу и каждого в отдельности.
Многообразие существующих в реальности фирм можно описать, анализируя распределение правомочий между их членами. В работе рассмотрено семь типов экономических организаций, таких как:
1. Частнопредпринимательская фирма.
Она является примером классической фирмы, собственник которой обладает одновременно всеми пятью правомочиями. Наличие центрального агента позволяет избежать издержек по ведению переговоров и заключению многочисленных контрактов, снижает затраты оценки вклада участников производства. Центральным агентом становится владелец специфического ресурса, который больше других заинтересован в продолжении отношений. Оппортунистическое поведение других членов команды может поставить под угрозу окупаемость инвестиций, осуществленных центральным агентом в специфические активы, поэтому он готов заплатить максимальную цену за право контроля. Обладание правом на изменение членства в команде позволяет создавать достоверную угрозу наказания и предотвращать, таким образом, оппортунизм служащих.
Функции собственности и управления в частнопредпринимательской фирме объединены - весь риск ложится на одного индивида и величина его дохода будет определяться рыночной конъюнктурой, предпринимательским талантом и способностью контролировать работу остальных членов команды. Наделение индивида правом на остаточный доход предотвращает проявление оппортунизма с его стороны.
Положительные черты этого типа фирмы - мощная мотивация собственника-управляющего, создаваемая оценкой и контролем его действий со стороны рыночного механизма и связанная с этим полная идентификация индивида с делом, которым он руководит. [5, с. 230-233]
Отрицательные черты частнопредпринимательской фирмы:
- концентрация права на остаточный доход у единственного собственника приводит к обострению проблем возникновения оппортунистического поведения со стороны других участников команды;
- невозможность осуществления контроля за большим количеством исполнителей предопределяет небольшой размер частнопредпринимательских фирм;
- недиверсифицированность используемых ресурсов и сфер деятельности, в результате чего увеличивается риск и принимаются дополнительные меры предосторожности;