Формирование организационно-экономического механизма государственного регулирования развития регионального АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 12:02, реферат

Описание

Анализируя процесс реформирования экономики Украины, исследователи сходятся во мнении, что аграрные преобразования, которые были начаты в 1991 г., не только не создали базу для роста экономической эффективности сельского хозяйства, но, напротив, сопровождались разрушением производственного потенциала и серьезным спадом производства. Либерализация экономики, иногда неоправданная поспешность в реформировании основных сфер агропромышленного комплекса, отсутствие четкой стратегии и адаптационных мероприятий, а также резкое ослабление государственной поддержки привели к глубокому системному кризису в агропромышленном производстве и социальной сфере села.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.73 Кб (Скачать документ)

Формирование организационно-экономического механизма государственного регулирования  развития регионального АПК 

Анализируя процесс  реформирования экономики Украины, исследователи сходятся во мнении, что аграрные преобразования, которые  были начаты в 1991 г., не только не создали  базу для роста экономической  эффективности сельского хозяйства, но, напротив, сопровождались разрушением  производственного потенциала и  серьезным спадом производства. Либерализация  экономики, иногда неоправданная поспешность  в реформировании основных сфер агропромышленного  комплекса, отсутствие четкой стратегии  и адаптационных мероприятий, а  также резкое ослабление государственной  поддержки привели к глубокому  системному кризису в агропромышленном производстве и социальной сфере  села.  

В критическом состоянии  находится материально-техническая  база, снижается плодородие почв, ухудшается технологическая дисциплина, сокращается  численность работников, занятых  в аграрном секторе, особенно специалистов, снижается их качественный состав. В несколько раз сократилось  производство сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и других материально-технических ресурсов для аграрной сферы. Финансовое состояние  большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей не обеспечивает даже простого воспроизводства.  

В последнее время  сформировалось понимание того, что  при современном уровне развития производительных сил, масштабах производства, сложности хозяйственных связей обойтись без государственного вмешательства  в действие рыночных сил невозможно. Систему государственного регулирования, включающей различные механизмы  и инструменты, необходимо органично  включить в систему организации  экономики. Государство должно стать  гарантом динамичного и последовательного  осуществления задач хозяйственного регулирования, сознательно и целенаправленно  координировать процесс рыночных преобразований в аграрном секторе. Необходимо разработать  Украинская модель аграрных отношений, адекватную национальным традициям, которая  учитывала бы зарубежный и отечественный  опыт, и обеспечить их необходимой  нормативно-правовой базой.  

В годы рыночных преобразований региональный агропромышленный комплекс функционирует под воздействием разнонаправленных экономических  интересов: народнохозяйственных, региональных и хозяйствующих субъектов. Различия в географическом расположении, почвенно-климатических  и социальных условиях влекут дифференциацию уровней развития украинских регионов. Поэтому особое значение приобретают  региональные аспекты аграрной политики. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость учета региональной асимметрии осуществления аграрной политики, применения специальных инструментов для оценки неровностей развития и учета того, что региональные социально-экономические различия оказывают существенное влияние  на темпы проведения реформ не только в аграрном секторе экономики  отдельного региона, но и страны в  целом.  

Учитывая мировой  опыт государственного вмешательства  в экономику аграрного сектора  с целью его поддержания и  устойчивого развития, а также  оценивая современное состояние  отечественного механизма регулирования  агропромышленного развития Украины, задачи оптимизации, сбалансированности и совершенствования его элементов  становится весьма актуальным и необходимым.  

На региональном уровне не сформировано научно обоснованной системы управления агропромышленным комплексом в целом и сельского  хозяйства в частности. Отсутствует  четкая методологическая и правовая база, организационная структура  управления сельским хозяйством неадекватна  экономической ситуации.  

Исследованию проблем  экономического регулирования и  поддержки аграрного сектора  экономики посвящено много работ  отечественных и зарубежных ученых. Состояние и проблемы развития аграрного  сектора Украины отражено в трудах М. Барановского, М. Коденськои, Л. Мармуль, Ю. Мельника, Л. Мельника, Н. Притулы, П. Саблука, А. Шпичака и др.  

Общие вопросы совершенствования  механизма государственного регулирования  АПК Украины, а также проблемы стратегии социально-экономических  преобразований рассмотрены в статьях  и книгах А. Бородиной, Ю. Губени, Корецкого, М. Латынина, М. Малика, А. Мордвинова, К. Наконечной, А. Пешка, Д. Плеханова, М. Ревенко, В. Рябоконь, А. Фурсы, Г. Черевко и  др.  

Совершенствованию хозяйственного механизма АПК, системы  ценообразования, самофинансирования в сельском хозяйстве большое  внимание уделяют В. Валентинов, Т. Володько, В. Горб, Е. Гринь, А. Гудзь, Н. Демчук, И. Кириленко, И. Комарова, П. Макаренко , Б. Супиханов, А. Ульянченко, И. Червен, А. Шпикуляк и др.  

Значительную роль в условиях переходной экономики  играет трансформация социально-экономической  структуры сельского хозяйства. Эта проблема и пути ее решения  рассматриваются в работах В. Андрушко, Г. Броншпака, М. Герасима, Н. Касьновои, Р. Кулика, В. Самойленко, В. Трегобчук, В. Фостоловича и др.  

Опыт государственного регулирования развития АПК в  зарубежных странах отражен в  трудах А. Балян, А. Дубравы, С. Залоги, В. Збарского, С. Кваши, С. Кулина, С. Писаренко, В. Солдатова, Г. Спасского, В. Чеботарева и проч.  

Среди авторов, изучавших  проблемы государственного регулирования  сельского хозяйства на региональном уровне, следует выделить: В. Бакума, А. Гриценко, В. Евдокименко, И. Запоточны, В. Ильяшенко, А. Коротич, А. Корюгина, М. Крапивка, Л . Курносенка, Г. Мостового, А. Скидана, В. Ткаченко, В. Цибока, П. Шаповала, А. Шевченко и др.  

Однако механизм формирования и реализации аграрной политики, учитывающей региональную специфику, в отечественной литературе по государственному управлению разработан недостаточно. В современных условиях необходимы новые методы и подходы, основанные на использовании различных  рычагов и стимулов, ориентированных  на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциала, стимулирования деловой и инвестиционной активности, повышение конкурентных позиций региона на украинском и  мировом продовольственных рынках. В сложном процессе реформирования аграрного сектора центр тяжести  смещается на региональный уровень. Сложность проблемы формирования региональной аграрной политики, сочетающейся с  трансформационными изменениями в  экономике и обществе, объясняется  отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, доминированием политических конъюнктурных  интересов. В связи с этим проблему развития регионального АПК следует  рассматривать комплексно, включая  разработку стратегии развития аграрной сферы региона, повышение уровня доходов населения и обеспечения  продовольственной безопасности региона, совершенствование механизмов государственного регулирования социально-экономических  процессов.  

Актуальность проблемы, недостаточная ее исследования и  освещения в научно-практической литературе, теоретическое и практическое значение обусловили выбор темы исследования.


Информация о работе Формирование организационно-экономического механизма государственного регулирования развития регионального АПК