Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:44, реферат
Рынок – сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного: свобода индивида и честное соревнование – очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.
Введение 2
Формирование рыночной экономики в Российской Федерации. 3
Формирование рыночной экономики в Республике Башкортостан 8
Заключение 15
Библиографический список 16
Во-первых, не совсем оправданы попытки «свалить» все свои неудачи на «единое российское пространство», ибо даже при самых неблагоприятных условиях этого пространства, но при квалифицированном управлении экономикой и умелом хозяйствовании можно «нейтрализовать» отрицательное влияние этого пространства. Подобно тому, как люди на одной и той же лестничной площадке живут по-разному в зависимости от их расторопности, при одних и тех же хозяйственных условиях и одинаковом законодательстве, различные предприятия и регионы могут жить по-разному в зависимости от организаторских талантов руководителей, трудовых навыков и дисциплинированности работников.
Во-вторых,
эффект нейтрализации отрицательного
влияния усиливается обретением
республикой экономической
Прежде всего, в процессе развития федерализма и обретения суверенитета происходило развитие, углубление и усиление собственно государственности Республики Башкортостан как государственного образования. Вследствие этого, если раньше полномочия Башкортостана как государства в сфере экономики были урезанными и во многом фиктивными, то с началом демократизации и рыночных реформ к республиканским органам государственной власти перешла значительная часть экономических функций центральных министерств и ведомств. Тем самым отказ государства от статуса всеобъемлющего субъекта экономических отношений на территории Башкортостана был не таким, как в России в целом.
Экономическая
самостоятельность позволила
Например, не допущен диктуемый сверху ускоренный роспуск колхозов и совхозов, отклонено форсированное проведение приватизации на основе Указа Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 г., в процессе приватизации не допущена продажа государственной собственности заезжим покупателям и за бесценок, отвергнуто расчленение ранее существовавших производственных объединений в промышленности, строительстве и иных отраслях.
Имелось немало направлений реформ, которые республика провела по собственным вариантам или по-своему переработала российские проекты. Таковыми, в частности, являлись:
Таким образом, в Башкортостане отказ государства от функций главенствующего субъекта экономических отношений произошел так, что было устранено, как и в России в целом, непосредственное вмешательство государства в процессы производства и хозяйствования, но в то же время, в отличие от России, сохранены рычаги кадрового, финансового и иных форм косвенного влияния на управление предприятиями. Этому способствовало, прежде всего, наличие контрольного пакета или значительной части акций АО в руках государства, а также сохранившаяся традиция решающего значения позиции республиканских органов при назначении руководителей крупных предприятий.
Более сильные позиции, чем в России в целом, занимают государственные органы РБ в сфере законодательства и правоохранительной деятельности. В республике создана последовательная законодательная база, включающая нормативные акты, которые в России были разработаны и внедрены позднее. В республике в сфере организованной экономической преступности обстановка была неблагоприятна, но она не так свирепствовала, как в иных регионах России. Этому способствовало признание и поддержка со стороны властных структур высокой роли правоохранительных органов, создание единственного (до 1997 г.) в России Государственного контрольного комитета РБ и т.п.
В Республике Башкортостан процессы приватизации не форсировались, основное внимание первоначально уделялось совершенствованию ее нормативно-правового обеспечения. При приватизации крупных предприятий в установленном порядке принимались нормативные акты о продлении сроков их приватизации. Срок действия приватизационных чеков также был на полгода продолжительнее российского, их номинальная стоимость была проиндексирована в четыре раза до 40 тыс. руб. соразмерно переоценке основных средств. Упрощенные схемы и процедуры приватизации не применялись. Акционирование предприятий и выбор ее способов проводились с учетом мнения трудовых коллективов, была осуществлена полная и всесторонняя инвентаризация государственного имущества.
Принятием
соответствующих нормативных
Многие крупнейшие предприятия нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, черной и цветной металлургии, строительного комплекса, оптовых баз, находившиеся ранее в союзном подчинении, были арендными предприятиями, некоторые из них – с правом выкупа. В этой связи был разработан особый механизм приватизации арендных предприятий, позволивший сохранить в них государственный пакет акций, чего в России больше нигде не было.
Для сохранения устойчивости сельскохозяйственного производства Госкомсобственностью РБ была разработана специальная нормативная база преобразования агропромышленного комплекса. При приватизации промышленных предприятий были сохранены технологические связи между подразделениями, целостность предприятий, а при приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Республики Башкортостан, в их учредительных документах было предусмотрено сохранение за государством контрольных пакетов акций или «Золотой акции».
Учитывая особую значимость объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, уже на первом этапе приватизации разрабатывались различные варианты сохранения профиля указанных объектов. Это позволило осуществлять необходимый контроль за объектами социальной инфраструктуры во всех акционерных обществах республики, которые или получили их в доверительное управление, или включили в уставный капитал.
Исходя из изложенного можно утверждать, что в Башкортостане реализована своеобразная модель социально ориентированной рыночной экономики, подверженная подавляющему влиянию монетаристской экономической политики российского государства.
Особый характер и содержание проводимых в Башкортостане реформ, как отмечалось, обусловили меньшую глубину и более низкие темпы падения производства. И в какой-то мере предохранили от захлестнувших в 1990-е гг. другие регионы повальных невыплат зарплаты, пенсий и пособий, обеспечили определенную социальную стабильность. Иными словами, роль и функции государства на республиканском уровне в Башкортостане имели преимущественно предохранительную направленность по недопущению форсированного распада хозяйства, инициируемого политикой федерального центра.
Основными причинами, замедляющими ход реформ, послужили следующие явления:
Защитительная экономическая политика Башкортостана обеспечила сохранность производства на более высоком уровне, чем в среднем по России, что послужило более удобным «трамплином» для опережающего развития в дальнейшем. Однако указанные выше упущения и задержка в решении неотложных задач привели к определенной задержке преодоления кризисных явлений в Башкортостане.
Перспективы социально-экономических реформ в Республике Башкортостан зависят от множества объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов. Особо значимыми среди них являются квалификация, профессионализм, устремленность органов государственной власти на творческое осуществление преобразований, поскольку в период реформ работа исключительно усложняется, требует филигранной квалификации. Важным фактором выступает доверие населения властным органам. Решающее значение при этом имеют отсутствие коррумпированности государственных служащих, выполнение обещаний, действительная преданность интересам людей. Но главным фактором, естественно, выступают сами люди, их менталитет, образование, профессионализм, предприимчивость, отношение к труду, высокая культура потребностей, трезвый и здоровый образ жизни и т.д. Обеспечив действие всех названных факторов только в комплексе можно в перспективе вывести нашу республику из серьезного кризисного состояния.
Переход к рыночной экономике – очень сложный и длительный
процесс, неподвластный воле человека, ибо последний не в состоянии точно
предвидеть все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики.
Этот переход состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами.
Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто. Именно по этой причине наше правительство потерпело ряд поражений, которые коснулись каждого в отдельности и в страны в целом.