Формирование рыночной системы в РФ и РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:44, реферат

Описание

Рынок – сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного: свобода индивида и честное соревнование – очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.

Содержание

Введение 2
Формирование рыночной экономики в Российской Федерации. 3
Формирование рыночной экономики в Республике Башкортостан 8
Заключение 15
Библиографический список 16

Работа состоит из  1 файл

Формирование рыночной системы в РФ и РБ.docx

— 43.44 Кб (Скачать документ)

     Во-первых, не совсем оправданы попытки «свалить» все свои неудачи на «единое российское пространство», ибо даже при самых неблагоприятных условиях этого пространства, но при квалифицированном управлении экономикой и умелом хозяйствовании можно «нейтрализовать» отрицательное влияние этого пространства. Подобно тому, как люди на одной и той же лестничной площадке живут по-разному в зависимости от их расторопности, при одних и тех же хозяйственных условиях и одинаковом законодательстве, различные предприятия и регионы могут жить по-разному в зависимости от организаторских талантов руководителей, трудовых навыков и дисциплинированности работников.

     Во-вторых, эффект нейтрализации отрицательного влияния усиливается обретением республикой экономической самостоятельности. Федеративный Договор и Приложение к нему от Республики Башкортостан, подписанные в марте 1992 г., Договор о разграничении полномочий (1994 г.) и соглашения в разных областях стали основой создания правовых актов, в известной мере защитивших экономику республики от ускоренного неорганизованного развала.

     Прежде  всего, в процессе развития федерализма  и обретения суверенитета происходило развитие, углубление и усиление собственно государственности Республики Башкортостан как государственного образования. Вследствие этого, если раньше полномочия Башкортостана как государства в сфере экономики были урезанными и во многом фиктивными, то с началом демократизации и рыночных реформ к республиканским органам государственной власти перешла значительная часть экономических функций центральных министерств и ведомств. Тем самым отказ государства от статуса всеобъемлющего субъекта экономических отношений на территории Башкортостана был не таким, как в России в целом.

     Экономическая самостоятельность позволила республике занять определенную выжидательную позицию, проводить реформы с некоторым интервалом, несколько отстающим от России, но позволяющим присмотреться к тому, что затевается в центре и что может из этого получиться. Некоторые пункты российских реформ в республике не были реализованы.

     Например, не допущен диктуемый сверху ускоренный роспуск колхозов и совхозов, отклонено  форсированное проведение приватизации на основе Указа Президента РФ № 721 от 1 июля 1992 г., в процессе приватизации не допущена продажа государственной собственности заезжим покупателям и за бесценок, отвергнуто расчленение ранее существовавших производственных объединений в промышленности, строительстве и иных отраслях.

     Имелось немало направлений реформ, которые  республика провела по собственным  вариантам или по-своему переработала российские проекты. Таковыми, в частности, являлись:

  • сохранение на длительный период управляемости не только государственных, но и смешанных, акционированных предприятий с использованием различных экономических и внеэкономических рычагов;
  • создание новых объединений, государственных и полугосударственных акционерных компании типа «Башнефтехим», «Башлеспром». «Башавтотранс» и. т.п;
  • не обвальное, а постепенное, с учетом решения трудовых коллективов, проведение приватизации;
  • осуществление приватизации со значительной переоценкой имущества с учетом инфляции;
  • индексация приватизационного чека в четыре раза и закрытие республики от доступа приватизационных чеков из других регионов, что обеспечило участие в приватизации только жителям республики и работникам предприятий РБ;
  • приостановка процесса выкупа арендованного имущества за бесценок по законам и ценам советского периода, как это делалось в России, и осуществление приватизации арендованного имущества по действующему законодательству о приватизации;
  • сохранение на приватизированных предприятиях доли государственных акций на начальном этапе в среднем на уровне около половины их уставного капитала, что в два с лишним раза больше, чем в среднем было по России;
  • разработка и внедрение первыми в России положений о «золотой акции» и уполномоченных лицах государства в акционерных обществах.

   Таким образом, в Башкортостане отказ  государства от функций главенствующего субъекта экономических отношений произошел так, что было устранено, как и в России в целом, непосредственное вмешательство государства в процессы производства и хозяйствования, но в то же время, в отличие от России, сохранены рычаги кадрового, финансового и иных форм косвенного влияния на управление предприятиями. Этому способствовало, прежде всего, наличие контрольного пакета или значительной части акций АО в руках государства, а также сохранившаяся традиция решающего значения позиции республиканских органов при назначении руководителей крупных предприятий.

     Более сильные позиции, чем в России в целом, занимают государственные органы РБ в сфере законодательства и правоохранительной деятельности. В республике создана последовательная законодательная база, включающая нормативные акты, которые в России были разработаны и внедрены позднее. В республике в сфере организованной экономической преступности обстановка была неблагоприятна, но она не так свирепствовала, как в иных регионах России. Этому способствовало признание и поддержка со стороны властных структур высокой роли правоохранительных органов, создание единственного (до 1997 г.) в России Государственного контрольного комитета РБ и т.п.

     В Республике Башкортостан процессы приватизации не форсировались, основное внимание первоначально  уделялось совершенствованию ее нормативно-правового обеспечения. При приватизации крупных предприятий в установленном порядке принимались нормативные акты о продлении сроков их приватизации. Срок действия приватизационных чеков также был на полгода продолжительнее российского, их номинальная стоимость была проиндексирована в четыре раза до 40 тыс. руб. соразмерно переоценке основных средств. Упрощенные схемы и процедуры приватизации не применялись. Акционирование предприятий и выбор ее способов проводились с учетом мнения трудовых коллективов, была осуществлена полная и всесторонняя инвентаризация государственного имущества.

     Принятием соответствующих нормативных актов  были заложены основы приватизации государственной  и муниципальной собственности в Республике Башкортостан: соблюдение законности, реальная оценка приватизируемого имущества, планомерность процесса приватизации, сохранение управляемости акционерных компаний, соблюдение реальных прав граждан при приватизации.

     Многие  крупнейшие предприятия нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, черной и цветной металлургии, строительного комплекса, оптовых баз, находившиеся ранее в союзном подчинении, были арендными предприятиями, некоторые из них – с правом выкупа. В этой связи был разработан особый механизм приватизации арендных предприятий, позволивший сохранить в них государственный пакет акций, чего в России больше нигде не было.

     Для сохранения устойчивости сельскохозяйственного  производства Госкомсобственностью РБ была разработана специальная нормативная база преобразования агропромышленного комплекса. При приватизации промышленных предприятий были сохранены технологические связи между подразделениями, целостность предприятий, а при приватизации предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Республики Башкортостан, в их учредительных документах было предусмотрено сохранение за государством контрольных пакетов акций или «Золотой акции».

     Учитывая  особую значимость объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемых предприятий, уже на первом этапе приватизации разрабатывались различные варианты сохранения профиля указанных объектов. Это позволило осуществлять необходимый контроль за объектами социальной инфраструктуры во всех акционерных обществах республики, которые или получили их в доверительное управление, или включили в уставный капитал.

     Исходя  из изложенного можно утверждать, что в Башкортостане реализована своеобразная модель социально ориентированной рыночной экономики, подверженная подавляющему влиянию монетаристской экономической политики российского государства.

     Особый  характер и содержание проводимых в  Башкортостане реформ, как отмечалось, обусловили меньшую глубину и более низкие темпы падения производства. И в какой-то мере предохранили от захлестнувших в 1990-е гг. другие регионы повальных невыплат зарплаты, пенсий и пособий, обеспечили определенную социальную стабильность. Иными словами, роль и функции государства на республиканском уровне в Башкортостане имели преимущественно предохранительную направленность по недопущению форсированного распада хозяйства, инициируемого политикой федерального центра.

     Основными причинами, замедляющими ход реформ, послужили следующие явления:

  • незначительный объем иностранных инвестиций;
  • медленные темпы и неупорядоченный характер развития рынка ценных бумаг и, как следствие этого, сужение финансовой базы для привлечения инвестиций;
  • очень пассивное и незначительное участие органов государства на фондовом рынке по операциям с государственной долей корпоративных акций с целью продажи их эффективным, добросовестным и ответственным собственникам, пополнения бюджета, оживления фондового рынка и повышения курса государственных акций;
  • отсутствие действенных и целенаправленных альтернативных вариантов реформирования агропромышленного сектора экономики после того, как был предотвращен ускоренный роспуск колхозов и совхозов;
  • слабое развитие малого и среднего предпринимательства;
  • недостаточно активная работа с регионами России и СНГ по налаживанию новых хозяйственных связей, особенно по поставкам сырья для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий;
  • отсутствие организационных мероприятий по развитию производственных, хозяйственных, финансово-экономических и иных кооперационных связей внутри республики между различными предприятиями, организациями и фирмами, по созданию с их участием финансово-промышленных групп, холдингов и т.д.;
  • отсутствие активной работы по пропаганде и внедрению новых методов хозяйствования: менеджмента, маркетинга, инновационных технологий и т.п.
  • отсутствие эффективной антимонополистической деятельности, демонополизации экономики, разукрупнения неоптимальных по размерам производств и их преобразования;
  • неэффективность системы налогообложения и деятельности налоговой службы на начальном этапе реформы.

   Защитительная экономическая политика Башкортостана  обеспечила сохранность производства на более высоком уровне, чем в среднем по России, что послужило более удобным «трамплином» для опережающего развития в дальнейшем. Однако указанные выше упущения и задержка в решении неотложных задач привели к определенной задержке преодоления кризисных явлений в Башкортостане.

   Перспективы социально-экономических реформ в  Республике Башкортостан зависят от множества объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов. Особо значимыми среди них являются квалификация, профессионализм, устремленность органов государственной власти на творческое осуществление преобразований, поскольку в период реформ работа исключительно усложняется, требует филигранной квалификации. Важным фактором выступает доверие населения властным органам. Решающее значение при этом имеют отсутствие коррумпированности государственных служащих, выполнение обещаний, действительная преданность интересам людей. Но главным фактором, естественно, выступают сами люди, их менталитет, образование, профессионализм, предприимчивость, отношение к труду, высокая культура потребностей, трезвый и здоровый образ жизни и т.д. Обеспечив действие всех названных факторов только в комплексе можно в перспективе вывести нашу республику из серьезного кризисного состояния.

 

    Заключение

 

Переход к рыночной экономике – очень сложный и длительный

процесс, неподвластный воле человека, ибо  последний не в состоянии точно

предвидеть  все его противоречия, поэтому  пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики.

Этот  переход состоит в том, что  на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности  каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами.

     Необходимо  учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто. Именно по этой причине наше правительство потерпело ряд поражений, которые коснулись каждого в отдельности и в страны в целом.

Информация о работе Формирование рыночной системы в РФ и РБ