Формирование топливно-энергетического баланса Дальневосточного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:50, реферат

Описание

Стратегической целью государственной энергетической политики в области формирования рационального топливно-энергетического баланса является оптимизация структуры производства, внутреннего потребления и экспорта топливно-энергетических ресурсов с учетом требований обеспечения энергетической безопасности, экономической и энергетической эффективности, усиления внешнеэкономических позиций страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Топливно-энергетический комплекс ДФО – сдерживающий фактор экономического роста или основа модернизации………………………….….5
2. Стратегия формирования топливно-энергетического баланса ДФО.…11
3. Особенности развития и перспективы ТЭК ДФО………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Используемые источники…………….…………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Колоскова_ЭУП_СОП_5к_Экономика отрасли_зачёт_реферат.docx

— 51.97 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Филиал  федерального государственного автономного образовательного

учреждения  высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

в г. Южно-Сахалинске 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

Кафедра экономика и управление на предприятии 

По дисциплине «Экономика отрасли» 

ТЕМА: «Формирование топливно-энергетического баланса Дальневосточного федерального округа» 
 

  

              Студентки

              Колосковой  Галины Александровны

              5 курс СОП дистанционного  обучения  

              Руководитель _____________________

                                                                                                  (уч.степень) 

              реферат   __________________________

                                                                   зачтён/не зачтён

                «____» _________________ 2012 г. 
               
               
               
               

Южно-Сахалинск, 2012 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Топливно-энергетический комплекс ДФО – сдерживающий фактор экономического роста или основа модернизации………………………….….5
  2. Стратегия формирования топливно-энергетического баланса ДФО.…11
  3. Особенности развития и перспективы ТЭК ДФО………………………13

Заключение……………………………………………………………………….16

Используемые  источники…………….…………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Стратегической  целью государственной энергетической политики в области формирования рационального топливно-энергетического  баланса является оптимизация структуры  производства, внутреннего потребления  и экспорта топливно-энергетических ресурсов с учетом требований обеспечения  энергетической безопасности, экономической  и энергетической эффективности, усиления внешнеэкономических позиций страны.

     Для достижения стратегической цели политики формирования рационального топливно-энергетического  баланса необходимо решение следующих  задач:

     снижение  доли газа, сопровождаемое адекватным увеличением доли угля и нетопливной  энергетики в структуре внутреннего  потребления топливно-энергетических ресурсов;

     обеспечение рационального соотношения объемов  экспорта и внутреннего потребления  различных видов топливно-энергетических ресурсов;

     стимулирование  производства, экспорта и внутреннего  потребления энергоносителей, а  также продукции топливно-энергетического  комплекса неэнергетического назначения с высокой добавленной стоимостью.

     Поставленные  задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной  энергетической политики:

     обеспечение эффективной межтопливной конкуренции  взаимозаменяемых энергоносителей (газ, уголь), прямая государственная поддержка  развития атомной энергетики и стимулирование развития угольной энергетики (технологий "чистого угля");

     формирование  долгосрочной политики развития возобновляемых источников энергии, учитывающей структуру  и тенденции изменения прогнозного  топливно-энергетического баланса;

     обеспечение равнодоходности поставок энергоносителей  на внутренний рынок и на экспорт;

     реализация  государственной политики в сфере  повышения качества моторного топлива  и глубины переработки нефти, рациональной государственной поддержки  проектов глубокой переработки и  обогащения угля, а также развития производства синтетического жидкого  топлива на основе всех видов энергоресурсов (природный газ, уголь, биомасса и  др.);

     повышение роли отчетных и прогнозных топливно-энергетических балансов как инструмента анализа  и устранения диспропорций, эффективного управления развитием топливно-энергетического  комплекса и его отраслей (без  придания этим балансам директивного характера), включая переход на формирование отчетных и прогнозных топливно-энергетических балансов в структуре, соответствующей  международным стандартам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Топливно-энергетический комплекс – сдерживающий фактор экономического роста или основа модернизации. 

     Сегодня экономика Дальнего Востока имеет  экспортно-сырьевую направленность и  характеризуется неконкурентоспособностью ее перерабатывающего сектора.

     Государство, конечно же, с этим не хочет мириться, поэтому намечены конкретные пути изменения  всей структуры экономики Дальневосточного региона. Благодаря особому вниманию президента и правительства России на Дальнем Востоке реализуются  крупные инвестиционные проекты. В  ближайшее время на принципах  государственно-частного партнерства  в развитие экономики Дальневосточного федерального округа будет вложено  около трех триллионов рублей. И  это не предел - до 2025 года инвестиционный портфель ДВФО предлагает к реализации только крупных проектов на общую  сумму более девяти триллионов рублей. Основной объем инвестиций предполагается направить на создание современной  инфраструктуры, модернизация и дальнейшее развитие которой станут стимулом и  надежной базой для привлечения  инвестиций в промышленность и другие отрасли Дальнего Востока.

     Для того, чтобы развивать эффективную  экономику в регионе и создавать  комфортные условия проживания, необходимо, прежде всего, реализовывать инвестиционные программы в сфере развития энергетики Дальнего Востока, направленные на повышение  надежности электроснабжения, создание новых генерирующих мощностей и  снижение затрат на производство электрической  и тепловой энергии. Важно внедрять новые станции с высокой эффективностью отдачи, а главное - соединять объекты  энергетики Дальнего Востока в единую систему энергоснабжения.  

     Энергетика  Дальнего Востока имеет целый  ряд специфических особенностей. Прежде всего, это изолированность  энергетики региона от единой энергетической системы страны. На территории округа функционируют несколько территориальных  энергосистем - Амурская, Приморская, Хабаровская, Камчатская, Магаданская, Чукотская, Сахалинская  и Якутская. Более того, часть  из них, а именно – Камчатская, Магаданская, Чукотская, Сахалинская, Якутская энергосистемы, работают изолированно, и режимы их работы индивидуальны. Кроме того, в  Якутии изолированы друг от друга  Центральный и Западный энергорайоны. В Чукотской энергосистеме функционируют  три локальных энергоузла: Анадырский, Эгвекинотский и Чаун-Билибинский.

     Если  бы Дальневосточный федеральный  округ был соединен электросетями  хотя бы с Сибирью, то часовая разница  во времени дала бы совершенно другие тарифы. А пока отсутствие альтернативного  источника заставляет в регионах не просто содержать, а постоянно  поддерживать в рабочем состоянии  двойные, а то и тройные мощности на случай экстремальной ситуации.

     Безусловно, сказываются также значительный уровень износа оборудования, высокая  себестоимость производства электрической  и тепловой энергии, необходимость  создания больших запасов топлива  на осенне-зимний период,сложные климатические  условия и другие причины. Следует  отметить, что региональная структура  топливного баланса, прежде всего, включает уголь, мазут, нефть и газ.

     Особое  место в топливно-энергетическом комплексе Дальнего Востока занимает угольная промышленность. Основные угледобывающие территории– Республика Саха (Якутия) и Приморский край, на которые приходится около 70 % всей добычи. В целом на Дальнем Востоке доля угля в топливном балансе тепловых электростанций составляет 75 % от общего потребления топлива. При этом 23 % твердого топлива завозится из-за пределов региона. В свою очередь, это напрямую влияет на конечную цену топлива и размер тарифов. На Дальнем Востоке в стоимости топлива транспортная составляющая превышает 40 %, а, например, в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе – 60 %. В результате ценовая нагрузка на потребителей электрической энергии на территории округа в 1,7 раза выше среднероссийской, а тарифы на тепловую энергию выше средних по России в 2,2 раза.

     В свою очередь, угольная база Дальнего Востока позволяет в полном объеме обеспечить потребителей региона местными углями требуемого качества, а их стоимость  ниже, чем привозных углей.

     Возрастающая  потребность округа в угольном топливе  может быть обеспечена за счет потенциала следующих месторождений: в Приморском крае – Бикинского, Павловского, Раковского, Ореховского и Чернышевского  месторождений; в Хабаровском крае – Ургальского и Хурмулинского; в Амурской области - Ерковецкого, Огоджинского, Свободного и Сергеевского; в Еврейской  автономии - за счет возобновления добычи на Ушумунском месторождении и других.

     Нельзя  не заметить, что в последние годы внимание федерального центра к социально-экономическим  проблемам Дальнего Востока значительно  увеличилось. Так, сегодня успешно  реализуется федеральная целевая  программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Принята «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Большое значение для будущего развития энергетики на Дальнем Востоке имеет «Стратегия развития электроэнергетики Дальнего Востока до 2020 года и на перспективу  до 2025 года». В настоящее время  проект Стратегии проходит согласование в субъектах Федерации округа.

     Сегодня колоссальные государственные и  частные средства вкладываются в  реализацию на территории округа грандиозных  инвестиционных проектов, в том числе  в развитие энергетической инфраструктуры.

     В настоящее время продолжаются работы по усилению электрических связей между  ОЭС Востока и ОЭС Сибири. Ведется  строительство «Забайкальского  преобразовательного комплекса» на ПС 220 кВ Могоча (трасса Транссиб), которое  включено в инвестпрограмму ОАО  «ФСК ЕЭС» на 2009 - 2010 гг. Ввод в эксплуатацию «Забайкальского преобразовательного  комплекса» намечен на 2010 г. В Республике Саха (Якутия) ведется строительство  ВЛ 220 кВ «Сунтар - Олекминск» с ПС 220/35/10-6 кВ в г. Олекминске.

     В рамках подготовки к саммиту АТЭС в Приморском крае осуществляются работы по электро- и теплоснабжению задействованных  в мероприятии объектов в городе Владивостоке и на острове Русском.

     Активно развиваются нефтегазовый комплекс и трубопроводная система. Наряду с  проектами «Сахалин-1», «Сахалин-2», которые на протяжении последних  лет успешно функционируют, сегодня  реализуются такие крупные нефтегазовые программы, как трубопроводная система  «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), спецморнефтепорт «Козьмино». В конце  прошлого года введена первая очередь  «ВСТО» (линейная часть от Тайшета  в Иркутской области до Сковородино  в Амурской области и конечная точка в специализированном морском  нефтеналивном порту «Козьмино»). Резервуарный парк нефтебазы «Козьмино» рассчитан на прием 350 тыс. кубометров нефти. В настоящее время ведется  строительство второй очереди ВСТО – участок НПС «Сковородино»  – спецморнефтепорт «Козьмино».

     Из  других объектов нефтепереработки в  настоящее время на Дальнем Востоке  действуют два нефтеперерабатывающих  завода (в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре), а также небольшие нефтеперерабатывающие  мощности на Сахалине, в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае. В Приморском крае начаты подготовительные работы по строительству нефтеперерабатывающего завода, выполняются проектно-изыскательские работы по площадкам: НПЗ, морского терминала, водохранилища.

     Стоимость проекта, по предварительной оценке, составляет 5 - 7 миллиардов. Проект строительства  НПЗ мощностью 20 миллионов тонн в  год предполагается осуществить  в две очереди. Мощность первой очереди  составит 10 миллионов тонн. На первом этапе планируется выпуск широкого спектра продукции: бензина, керосина, дизтоплива, пропана, бутана, кокса, серы и других наименований нефтепродуктов. На втором этапе будет налажено производство полиэтилена, полипропилена и других производных.

Информация о работе Формирование топливно-энергетического баланса Дальневосточного федерального округа