Формирование товарных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Товародвижение может быть организовано в двух формах: транзитной и складской. Транзитная форма —это завоз товаров в розничную торговую сеть непосредственно от производителей. Она применяется преимущественно для товаров простого ассортимента, не требующих подсортировки.

Работа состоит из  1 файл

Раздел 3.docx

— 20.52 Кб (Скачать документ)
 

 Товародвижение может  быть организовано в двух формах: транзитной и складской. Транзитная форма —это завоз товаров в розничную  торговую сеть непосредственно от производителей. Она применяется преимущественно  для товаров простого ассортимента, не требующих подсортировки. Складская  форма товародвижения применяется  в основном для доставки в розничную  сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки  проводятся через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Рациональная организация товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев. 
   При анализе организации хозяйственных связей торговли можно выделить два аспекта. 
   Первый аспект заключается в том, что каждый хозяйствующий субъект, вступая в контакт со множеством контрагентов, может иметь основные и вспомогательные связи. Критерием разграничения признается регулярность и значительность связей (по объему, по сумме сделок) для хозяйствующего субъекта. 
   Структура основных связей определяет содержание деятельности организации, формирует доходы, предопределяет размеры различных выплат и затрат, влияет на численность персонала, частоту и качество управленческих решений. 
   Второй аспекте касается участия тех или иных субъектов в хозяйственных отношениях по реализации товара. Здесь можно выделить прямые связи, которые устанавливаются между организациями-изготовителями, с одной стороны, и организациями-потребителями и розничными торговыми организациями — с другой, и связи с участием посредников— оптовых торговых и других организаций, т.е. товародвижение проходит по нескольким звеньям. 
   Реализация хозяйственных связей осуществляется, как уже отмечалось, через специфический правовой механизм — договор. Две основные формы хозяйственных связей торговли предопределяют и характер договорных отношений по реализации товаров, которые могут быть прямыми и опосредованными. 
   Замена монопольной системы государственной торговли системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов, предоставила участникам торгового оборота широкие права. Каждый изготовитель и организация-потребитель самостоятельно решают, оформить прямой договор или согласиться на участие посредников. Как показала практика, для организации-изготовителя более выгодна продажа товаров оптовому посреднику. Посредник снимает с изготовителя заботу о реализации товара. На посреднические звенья перелагается целый комплекс сложных и трудоемких операций: поиск покупателей, подбор партий товара для контрагента, отгрузка по многим адресам. Однако контакт с посредником менее выгоден, потому что цена продажи товара посреднику всегда ниже той, которую уплачивает потребитель. Поэтому предоставляемая посреднику цена товара должна сопоставляться с затратами, которые понес бы изготовитель в случае продажи товара непосредственно потребителям. Такой расчет и должен служить основой для выбора изготовителями товаров структуры договорных связей. 
   Для розничных торговых организаций есть ряд показателей, определяющих, приобретать ли товар у изготовителя или у торгового посредника. В обстановке сохраняющегося монопольного положения изготовителей и крупных посредников возможности выбора структуры договорных связей существенно ограничены. Заключение договора с оптовым посредником предполагает, как уже отмечалось, две возможные формы организации товародвижения — транзитную и складскую. Транзитная форма практически не дает торговым организациям никаких выгод. Более того, они вынуждены платить наценку посреднику за его участие, хотя товар в их адрес отгружает непосредственно изготовитель. Транзитный режим в данном случае делает участие посредника излишним, и торговой организации следует добиваться установления прямых договорных связей с изготовителем. 
   При складской форме организации товародвижения торговой организации необходимо выяснять, какие преимущества дает ей участие посредника в приобретении товара. Например, если при контакте с посредником отпадает необходимость создавать и пополнять запасы соответствующих товаров и материальных ресурсов, арендовать для этого складские помещения, нести существенные затраты по хранению товара, то такие договорные отношения с посредником могут быть выгодны. Конкуренция заставляет посредников бороться за расширение рынка. Пока в такой борьбе слабо используются возможности расширения видов услуг, которые мог бы оказывать посредник торговой организации (например, расфасовка и упаковка товаров в количествах, удобных для потребителя, подборка ассортиментных групп товаров, составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями, и т.п.). Следовательно, для организаций-потребителей первоочередным при выборе структуры договорных связей является объем и характер услуг, которые им может предложить оптовый посредник. Вместе с тем очевидно, что и в этом случае необходимо просчитать, где — у изготовителя, оптового посредника или потребителя — дешевле выполнять соответствующие операции с товаром. 
   В поставках товаров для государственных нужд есть свои особенности. В § 4 гл. 30 ГК РФ закреплен общий порядок установления таких связей. Помимо ГК РФ эти отношения регулируются и специальными законами, которые применяются в части, не противоречащей ГК РФ (п. 2 ст. 525 ГК РФ). Для предпринимателей привлекательность быть поставщиком по государственному контракту состоит в надежных гарантиях рынка сбыта произведенных товаров и платы за них. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Федерации, федеральное унитарное предприятие или государственное учреждение, уполномоченные органами власти коммерческие и некоммерческие организации. Функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут выполнять и продовольственные корпорации. 
   Государственные заказчики разрабатывают заказы на поставку товаров для государственных нужд и размещают их в организациях-поставщиках путем заключения государственного контракта. В качестве поставщика могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Заказы могут размещаться на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых торгов. В ряде случаев государственный заказчик вправе размещать заказы с применением запроса котировок (при имеющемся в наличии у поставщика товаре) либо по согласованию с Министерством экономического Российской Федерации.-1994.- № 34.- Ст. 3540; от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве"//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- № 1.- Ст. 3; от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"//Собрание законодательства Российской Федерации-1996- № 1.- Ст. 6; от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999.-№ 19- Ст. 2302 развития и торговли Российской Федерации — у единственного поставщика товара. 
   После размещения заказа организация-заказчик разрабатывает проект контракта на поставку для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик подписывает контракт, и между сторонами возникает обязательство по поставке товаров. Основным документом, определяющим права и обязанности государственного заказчика и поставщика и регулирующим их правовые и организационно-технические отношения, является государственный контракт, который служит договором о возмездной передаче поставщиком товаров государственному заказчику, т.е. одновременно договором купли-продажи и договором поставки. Эта схема правоотношений применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например унитарные предприятия. 
   Наряду с этим ст. 529 ГК РФ предусматривается более сложная двухуровневая структура Хозяйственных связей. В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку товаров для государственных нужд. Таким образом, основанием для заключения договора непосредственно между поставщиком и покупателем является извещение о прикреплении покупателя к поставщику, выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом. 
   Итак, возникают два обязательства: между заказчиком и поставщиком по государственному контракту и между покупателем и поставщиком по договору на основании извещения о прикреплении. Причем в двух различных обязательствах совпадает только поставщик. С помощью такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы. Более предпочтительную структуру договорных связей определяет заказчик исходя из целей сохранения контроля за реальной поставкой товаров. 
   Порядок заключения госконтракта и договоров поставки для государственных нужд имеет свои особенности и детально регламентирован ст. 528 и 529 ГК РФ, специальными федеральными законами и указами Президента РФ. Ими определяются порядок и сроки направления государственных контрактов и договоров поставки для государственных нужд, их возвращения другой стороне, согласования разногласий, возникающих при их заключении, и передачи несогласованных разногласий на рассмотрение арбитражного суда. 
   Структуры хозяйственных связей могут быть и более сложными. Для России важное значение имеет межрегиональная структура. Углубление территориального разделения труда должно сопровождаться сглаживанием уровней экономического и социального развития регионов, сочетанием интересов центра и регионов. Это важно и для организации еще одного вида хозяйственных отношений, а именно: поставок товаров из одного региона страны в другой. В настоящее время межрегиональные торговые связи чрезвычайно значимы — они способствуют развитию конкуренции на товарных рынках, улучшению снабжения населения, закрепляют и углубляют производственную кооперацию и специализацию регионов. А в условиях продолжающегося углубления неравномерного развития регионов и действия центробежных сил, угрожающих целостности экономики России, межрегиональные торговые связи весьма актуальны, поскольку создают центростремительные силы, экономически скрепляющие государство. 
   Налаживание межрегиональных поставок на договорной основе — новое дело для органов исполнительной власти субъектов Федерации. Порядок установления межрегиональных договорно-хозяйственных связей не разработан, хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны. Потребности в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяют органы государственной власти субъектов Федерации в соответствии с общими принципами и положениями федерального законодательства О поставках товаров для государственных нужд. 
   Подтвердил свою жизнеспособность и получивший закрепление в ст. 33 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный заказ. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления в соответствии с Законом вправе координировать участие организаций различных организационно-правовых форм в социально-экономическом развитии муниципального образования, включая торговый оборот. Осуществляя координацию, они выступают инициаторами объединения материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов с ресурсами муниципального образования с целью их использования для развития объектов экономической и социальной инфраструктуры. Отказ от централизованного планирования производства и распределения товаров предполагает предоставление взамен хозяйствующим субъектам действенных инструментов, с помощью которых можно точно определить чего и сколько нужно производить, с кем налаживать договорные связи. Необходимы эффективные организационно-правовые средства, позволяющие перестроить производство под сбыт, йод продажу в целях нормального функционирования хозяйственных связей торговли с другими отраслями экономики. Инструментом решения этих задач служит маркетинг.

Информация о работе Формирование товарных ресурсов