Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:55, реферат

Описание

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы(-способы гос рег), которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Работа состоит из  1 файл

Формы и методы государственного регулирования экономики.docx

— 21.28 Кб (Скачать документ)

Формы и методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы(-способы гос рег), которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия  на экономику. Использование указанных  методов предполагает применение характерных  для них приёмов и средств.

Особенностью  административных средств регулирования  экономики является, то что они:

- не  связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;

- базируются  на силе и авторитете государственной  власти;

- включают  меры запрещения, разрешения и  принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают  организацию управления предприятиями  государственного сектора экономики,  государственной собственностью.

Базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт,  содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Экономические средства воздействия на хозяйственные  процессы предполагают использование  следующих регулирующих инструментов:

- государственного  экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования;

- бюджетно – налоговой системы;

- денежно – кредитной политики;

- валютной политики;

- таможенной политики.

Методы  косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает  условия, чтобы при самостоятельном  принятии экономических решений  субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим  целям государства. Вместе с тем  при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным эко­номическим целям.

Исходя  из организационно-институциональных  особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить  на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую ин­фраструктуру,  создать для частного сектора -   домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено  на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т. д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих  странах в XX в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Достижение  целей экономической политики государства  требует использования взаимосвязанного инструментария, т. е. комплексного использования  всех методов и способов государственного воздействия на экономику.

     Рассмотрим  основные инструменты  и их роль в регулировании  экономики государством.

Прямые (административные)

методы

Косвенные (экономические)

методы

-Принятие  законодательных актов,

нормативных документов,положений.

-Управление  государственной собственностью,в том числе:

_управление  предприятиями государственного  сектора;

_организация  производства и труда;

_госзаказ;

_государственные  инвестиции;

_государственные  кредиты;

_субсидии.

-Лицензирование  и квотирование.

-Применение  санкций.

-Охрана  окружающей среды.

- Индикативное планирование.

- Целевое  программирование.

- Регулирование  налоговой системы.

- Кредитно-денежные  инструменты:

_ регулирование  денежной массы;

_ антиинфляционные  меры;

_ регулирование  процентной ставки

по операциям  ЦБ;

_ рефинансирование  коммерческих банков;

_ регулирование  нормативов обязательных резервов  коммерческих банков;

_ операции  на рынке ценных бумаг.

-Формирование  и использование бюджета.

-Формирование  налоговой политики.

-Формирование  амортизационной политики.

-Определение  нормы банковского резерва.

-Установление  минимальной зарплаты.

-Регулирование  цен на некоторые виды

товаров и  услуг.

-Антимонопольная  политика,защита

Конкуренции.

- Валютные рычаги:

_стабилизация  национальной валюты;

_операции  на открытом валютном рынке;

_девальвация, ревальвация национальной валюты;

_ привлечение  иностранного капитала;

_ создание  совместных предприятий.

- Социальная  политика:

_ социальные  программы;

_ обеспечение  занятости населения

_ социальная  защита населения

_ регулирование  доходов

_ контроль за динамикой цен и зарплаты;

_ налоги;

_ трансфертные  платежи;

_ деятельность  в сфере образования, здравоохранения, культуры.

-Внешнеэкономические  формы воздействия:

_ регулирование  внешнеэкономической деятельности;

_ таможенные  тарифы;

_ валютное  регулирование;

_ налоги;

_ субсидии.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики