Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение приемов и способов регулирования рыночной экономики, применяемые в развитых странах.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие рыночной системы, ее виды;
- проанализировать причины необходимости регулирования рынка;
- выявить субъекты и объекты регулирования;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рыночной системы экономики 5
1.1 Понятие и сущность рыночной системы экономики 5
1.2 Смешанная экономика и ее модели 11
Глава 2. Регулирование экономики и ее особенности в современном мире 16
2.1 Понятие и сущность регулирования рынка 16
2.2 Субъекты и объекты регулирования рынка 18
2.3 Способы регулирования в современной экономике 25
Заключение 34
Список использованной литературы: 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Все большее  распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму  осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.

Следующая из рассматриваемых  форм – международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регулирования.

Еще более многочисленные формы складываются в связи с  объектами рыночного регулирования. Речь идет прежде всего об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Отметим в первую очередь  координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы – хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе – удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).[3]

Для хозяйственной  практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому  на их характеристике необходимо остановиться подробнее. Рассмотрим методы регулирования рынков в обобщенном и систематизированном виде.

Административно-правовые методы. Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений. Практически оно  выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д.[12] Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.

В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной  базе. Прежде всего речь идет о тех  актах, которые прямо касаются правового  регулирования рынка. Среди них, как пример, можно назвать антитрестовское законодательство в США.

Административно-правовые методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных  условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах. Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала – изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. С 1980 г. ужесточились требования к финансовой отчетности данных предприятий и объединений. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.[3]

Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие  же методы управления и внутри предприятий и учреждений.

Административно-правовыми  средствами, как видим, в немалой  степени координируется государственный  рынок. Но, пожалуй, еще более жесткие  меры применяются до сих пор в  частном секторе многих стран. Тут  устанавливается строжайшая служебная подчиненность, неукоснительное выполнение распоряжений вышестоящих органов и лиц, безоговорочное соблюдение внутрифирменного распорядка, обязательная систематическая отчетность, жесткий контроль и т.п. К тому же такими мерами частные собственники и их менеджеры нередко злоупотребляют.

Экономические методы. В целом экономическим  методам свойственна большая  сложность. Они предполагают использование  материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят | разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг.[12] Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.

Экономические методы надо считать основными в  координации рыночных процессов, поскольку  они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гостью и большим разнообразием. Вместе с тем такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний.

На разных этапах исторического развития экономические  способы регулирования рынка  имели весьма неодинаковую значимость. В рабовладельческой формации они  находились в зачаточном состоянии  – из-за безраздельного преобладания открыто принудительного труда, слабого развития рыночных отношений. При феодализме рассматриваемые методы начали играть уже более значимую роль: для активизации торговли потребовалось наделять крепостных крестьян определенными земельными угодьями, применять аренду и оброчную систему. Но наиболее широко и разнообразно экономические средства стали использоваться для распространения и развития капиталистического рынка. В этот процесс особенно активно включились буржуазное государство и предприниматели. Властные структуры чаще всего при этом применяют налоговые рычаги, бюджетные кредиты и инвестиции, правительственные заказы, воздействие на цены и т.д. Частный бизнес берет на вооружение более непосредственное материальное стимулирование наемных торговых работников.

Использование экономических методов для регулирования капиталистических рыночных отношений можно показать на примере послевоенной Японии. Совершенно очевидно, что во второй половине 40-х годов прошлого века рыночные отношения в Японии находились в кризисном состоянии: наблюдались разрушение их материально-технической базы, недостаток национального капитала, глубокая инфляция, обострение противоречий между бизнесом и трудящимися, резкое ослабление роли Японии в мировой торговле. В таких условиях и со стороны японского правительства, и со стороны предпринимательских кругов были приняты эффективные меры, главным образом экономические. Центральная власть обеспечила достаточно обоснованное прогнозирование и индикативное планирование товарно-денежного обмена, укрепление иены, бюджетные кредиты и инвестиции, необходимые государственные заказы. Национальный бизнес, со своей стороны, пошел на значительные материальные уступки трудящимся: на существенное повышение заработной платы, крупные пенсионные отчисления, участие работников в прибылях фирм, определенные гарантии занятости и т.п. В итоге довоенный уровень производства в стране был восстановлен уже к началу 50-х годов. Это означало упорядочение и значительное укрепление национального рынка.

Социально-политические методы. К ним относится социальная и политическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая партиями, государством, профсоюзами и многими общественными организациями. Конкретнее говоря, имеется в виду воздействие на рынок посредством политических решений, избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстрации митингов, забастовочного движения и т.п. Подобные меры часто всего направлены на изменение цен (в том числе заработной платы), сдерживание инфляции, координацию объемов и структур, товарной массы, изменение бюджетных расходов. При этом разные политические силы отстаивают разные интересы.[3]

Конечно, рассмотренные  административные и экономические  методы тоже имеют тот или иной политический аспект. Но социально-политические действия выражают его наиболее полно  и непосредственно, поэтому они заслуживают специального выделения.

Морально-этические  методы. Сущность морально-этических  методов сводится к влиянию на рыночные отношения посредством  определенных нравственных норм и правил.

В принципе многие положительные черты человеческой личности – трудолюбие, энергичность, активность, инициативность, ответственность, организованность и т.п. – должны позитивно сказываться на развитии торговли. Вместе с тем целый ряд других моральных качеств по-разному влияют на рыночные отношения и их регулирование. Например, принципиальность и честность нередко не способствуют укреплению частной торговли, но, как правило, положительно воздействуют на координацию государственного и кооперативного рынка. Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектов регулирования. Наконец, влияние положительных моральных качеств сказывается все сильнее по мере развития человеческого общества, а в будущем еще более возрастет.

Силовые методы. К силовым методам следует  отнести чисто принудительные способы регулирования рыночных отношений, которые надо воспринимать и в широком, историческом, масштабе, и в более узком плане.

В первом случае речь идет о массовом применении непосредственного  насилия к производственным и  непроизводственным работникам.

В более узком  и более частном понимании  вопроса имеется в виду использование  силовых методов для борьбы с  преступностью, поддержания общественного  порядка и т.п. или, напротив, их использование  в каких-то криминальных целях. При  этом тоже происходит существенная координация определенных типов рынка. Примерами подобных действий в современных условиях могут служить операции полицейских органов по борьбе с мафиозными структурами, но также и по борьбе с различными выступлениями трудящихся (демонстрациями, митингами, забастовками и др.). С другой стороны, акты насилия совершают достаточно многочисленные преступные группы, направляя товарно-денежный обмен в своих целях и формируя теневой рынок. В обоих случаях в основе лежит защита и укрепление тех или иных форм частной торговли.

На практике данные методы реализуются в следующих  формах.

Во-первых, это  правовая деятельность государства. В  мировой истории известно немало юридических норм, реально способствующих более или менее стабильному  функционированию рынка. В конце XIX в. в Канаде и США были приняты так называемые антитрестовские законы, направленные против образования монополий. Нарушение этих законов грозило крупными штрафами и тюремным заключением. Подобные юридические нормы позднее стали действовать в Австрии и Новой Зеландии. Фактически это не остановило возникновения и господства монополий, но тем не менее способствовало поддержанию рыночной конкуренции. Крупнейшим правовым актом по регулированию, в том числе международной торговли, стал Римский договор 1957 г., подписанный шестью ведущими западно-европейскими государствами. Он положил начало образованию и функционированию Европейского экономического сообщества, известного также под названием «Общий рынок». Кроме того, этот договор включал соглашения о Европейском объединении угля и стали и о создании Европейского сообщества по атомной энергии. Во второй половине XX в. Римский договор был дополнен многочисленными юридическими актами, в том числе Шенгенским соглашением, значительно облегчившим миграцию бизнесменов и рабочей силы из третьих стран.

Во-вторых это  комплексные программы по регулированию  рынка. К примерам в той деятельности можно отнести план Дж.К.Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе, это формирование Европейского экономического общества, куда входит более 15 стран Европы.

В-третьих, это  отдельные хозяйственные меры, среди  которых можно выделить:

-  денежные реформы (например, почти во всех европейских странах с 90-х годов действует единая валюта – сначала экю, а затем евро);

-  воздействие на цены (Например, страны ОПЕК систематически координируют совместные цены на нефть. В Японии 20 %, в США 10% цен регулируются государством, а в Австрии и Швеции – даже до 50%. В еще большей мере это характерно для КHP. Во всех крупнейших странах под государственным контролем находится рыночная стоимость сельскохозяйственной продукции.

-  государственные закупки (к концу 90-х годов в крупнейших капиталистических странах государственные расходы достигли почти половины валового внутреннего продукта. Закупки охватывают главным образом вооружение и сельскохозяйственную продукцию. Вооружение обычно приобретается соответствующими правительственными ведомствами у специализированных частных корпораций. В США, например, в роли продавцов выступают такие известные компании, как Боинг, Макдоннелл – Дуглас, в Англии – Виккерс, в Швеции – Бофорс. Для закупок сельскохозяйственной продукции во многих странах созданы особые правительственные организации: в США – Товарно-кредитная корпорация, во Франции – Национальный комитет по зерновым культурам, в Италии – Федерация сельскохозяйственных консорциумов и др. Бюджетные закупки распространяются за рубежом и на многие иные товары, в том числе на энергоносители, драгоценные металлы, стратегические материалы, иностранную валюту).[3]

Информация о работе Формы и методы регулирования рынка в современных развитых странах