Франчайзинг в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования заключается в том, что франчайзинг - это партнёрский бизнес, в котором один из партнёров - давно и уверенно ведущая своё дело компания (франчайзер), а другой партнёр - начинающий предприниматель (франчайзинг). Это возможность начать свое дело с гарантией успеха, благодаря поддержке франчайзера.
Интерес к этой концепции хозяйственного взаимодействия не случаен. Несмотря на то, что для многих российских предпринимателей понятие «франчайзинг» все еще остается малознакомым, сегодня мы наблюдаем практически повсеместное использование его элементов в различных сферах деятельности. Прежде всего, это проявляется в активном распространении известных торговых марок.

Содержание

Введение. 2
1. Теоретические аспекты франчайзинга. 3
1.1. Франчайзинг, понятие и сущность. 3
1.2. Франчайзинг и терминология. 5
1.3. Виды франчайзинга. 7
2. Развитие и использование франчайзинга в России и за рубежом. 8
2.1. Развитие франчайзинга в России. 8
2.2. Франчайзинг как метод ведения бизнеса 12
3. Франчайзинг в малом бизнесе. 16
Заключение. 18
Список литературы. 20

Работа состоит из  1 файл

франчайзинг.docx

— 38.08 Кб (Скачать документ)

-Социально-психологические проблемы.

• отсутствие отечественного опыта;

• отсутствие должного уважения к  интеллектуальной собственности;

• боязнь франчайзи потерять самостоятельность  и собственное «лицо» предпринимателя  и менеджера.

-Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг — это экономический  инструмент и его проблемы  в первую очередь следует искать  в сфере экономики, в России  сдерживание развития франчайзинга  — прежде всего в правовой  сфере. 

Эти проблемы, связаны с практически  полным отсутствием правового обеспечения  франчайзинга в России. Отечественное  законодательство практически не оперирует  понятием «франчайзинг». Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность  развития франчайзинга и значительно  усложняет возможность кредитования франчайзи, т.к. при кредитовании франчайзинговой  сделки франчайзер выступает гарантом франчайзи и должен показать банку  прибыльность проекта.

При заключении международных договоров  франчайзинга, стороны должны руководствоваться  законодательством принимающей  стороны. По этой причине зарубежные франчайзеры не торопятся предоставить права использования своих технологий под своей торговой маркой и товарным знаком на территории Российской Федерации. Отсутствие российской нормативно-правовой базы, регулирующей франчайзинговые  отношения, сдерживает становление  малого предпринимательства и развитие его по технологиям опытных зарубежных франчайзеров, а так же приток возможных  инвестиций в нашу экономику (состоявшиеся франчайзеры частично финансируют  деятельность франчайзи на начальном  этапе становления бизнеса).

Исходя из вышесказанного, при заключении международных договоров франчайзинга необходимо учитывать множество  аспектов, из которых наиболее важными  являются следующие: отношение Правительства  к франчайзингу; правовой статус партнеров; законы, регулирующие конкурентную борьбу; законы, защищающие индустриальную и  интеллектуальную собственность; правила  налогообложения зарубежных предпринимателей; условия регистрации зарубежных компаний; законы о занятости; правила  регулирования экспортно-импортных  потоков и виды контроля за обменом  валют.

Разумеется, до тех пор, пока не будет  принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические  аспекты развития российского франчайзинга, сам процесс будет идти более  болезненно. Но одно не вызовет никаких  сомнений: появление широкой сети франчайзинга в России – вопрос только времени, причем ближайшего. И  чем быстрее законодательные  структуры обратят внимание на этот процесс, тем лучше и проще  будут развиваться, и укрепляться  франчайзинговые системы в нашей  стране.

Современное развитие малого бизнеса  требует решения проблем, снижающих  экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий  малого и крупного бизнеса и многие другие.

Для решения этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг. Именно в целях продвижения франчайзинговых  отношений на Российский рынок в  июле 2001 года инициативная группа, состоящая  из ряда Региональных фондов поддержки  малого предпринимательства и коммерческих структур, заинтересованных в развитии франчайзинга на территории Российской Федерации был учрежден Франчайзинговый  Центр Малого Бизнеса, основными  целями и предметом деятельности которого является:

-содействие развитию франчайзинга  для малых и средних предприятий; 

-участие и содействие в реализации  франчайзинговых проектов, включая  международных и межгосударственных;

-содействие развитию международного  франчайзинга;

-организация проведения выставок, конференций, семинаров, симпозиумов  и т.д. по развитию франчайзинга;

-содействие издательской деятельности, направленной на популяризацию  франчайзинга;

-предоставление предпринимательским  структурам консалтинговых, информационных  и других услуг; 

-содействие совершенствованию  законодательства, создающего благоприятные  условия для развития франчайзинга;

-содействие привлечению инвестиций, а также международной и иностранной  помощи, в развитие франчайзинга;

-иная деятельность, направленная  на развитие франчайзинга.

Один из выполненных Франчайзинговым  Центром Малого Бизнеса проектов заключался в подготовке и проведении по заданию Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства в августе 2002 года Межрегионального семинара-конференции  на тему «Франчайзинг в малом бизнесе», который был посвящен перспективам применения франчайзинга в российском малом бизнесе.

По мнению выступающих на семинаре, в настоящее время в России развиты два основных направления  франчайзинга: проникновение иностранных  фирм в Россию, привлекающих в качестве франчайзи российских предпринимателей, и развитие франчайзинга российскими  фирмами. При этом, выделялись некоторые  виды бизнеса, в которых франчайзинг  в России особенно перспективен. Это - производство и реализация технически сложной продукции, предназначенной  для использования населением, оказание помощи в организации и ведении  бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых  и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические  услуги, розничная торговля и др.

На сегодняшний день Франчайзинговый  Центр Малого Бизнеса наряду с  осуществлением уставной деятельности, действуя по решениям семинара-конференции, заинтересовывает структуры, курирующие развитие предпринимательства Российской Федерации, в необходимости совершенствования  нормативно-правовой базы по франчайзингу, а также в создании отдельного законодательного акта, регулирующего  франчайзинговые отношения на территории России.

Если проанализировать действующее  в настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее франчайзинговые  отношения, становится очевидным его  несоответствие международной практике. При составлении постатейных комментариев главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия» обнаруживаются факторы, сдерживающие развитие франчайзинговых отношений на Российском рынке, и пути их решения. Франчайзинг в России делает первые шаги. С его развитием предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.

 

          2.2. Франчайзинг как метод ведения бизнеса

Право собственности одной организации (франчайзера) на торговую марку, фирменную  услугу, идею, рецептуру, технологический  процесс, патент или специализированное оборудование, а также репутацию, деловые связи и ноу-хау, ассоциируемые  со всем этим.

Продажа лицензии (франшизы) головной организацией другому лицу (франчайзи), разрешающей использовать её торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также  имидж и ноу-хау, ассоциируемые  со всем этим.

Включение в договор о продаже  лицензии (франшизы) права на регулирование  и контроль над деятельностью  предприятия, управляя которым франчайзор использует свои права.

Оплата предприятием, приобретшим  лицензию (франшизу), различных форм компенсации в обмен на приобретенные  права, а также за любые услуги, которые лицензиар (франчайзер) предоставляет  лицензиату (франчайзи).

Крайне важным является то, что  с предприятием-оператором всегда будут  поддерживаться отношения постоянного  характера, которые обеспечат ему  полную поддержку в ведении дела со стороны головного офиса франчайзера  по самому широкому кругу вопросов, требующих квалифицированного решения.

Основные  элементы франчайзинга:

Контракт на куплю-продажу брэнда (стиля, системы ведения бизнеса) между франчайзором (продавец) и  франчайзи (покупатель).

Наличие наработанного развитого  и успешного бизнес-формата, который  идентифицируется с названием брэнда, могущим являться торговой маркой.

Франчайзор содействует подготовке и обучению франчайзи в области  управления системой до открытия его  успешного бизнеса.

Между франчайзором и франчайзи  поддерживаются постоянные деловые  взаимоотношения.

При соответствующем контроле со стороны  франчайзера франчайзи разрешается  работать под той торговой маркой, под которой была разработана  бизнес система, принадлежащая франчайзеру, и таким образом, пользоваться преимуществами от позитивных факторов, ассоциируемых  с данным брэндом.

Франчайзи должен сделать значительные денежные инвестиции из своих собственных  ресурсов. Франчайзи должен являться собственником своего бизнеса. Франчайзи  должен тем или иным способом платить  франчайзору за права, которые он получает, и за постоянные услуги, которыми он обеспечивается.

В отличие от распространенного  мнения франчайзинг не возник вместе с резким расцветом франшизных предприятий  питания с едой быстрого приготовления (fast-food franchises) типа ресторанов "Макдоналдс" в 1950-х годах. Скорее всего, его появление  относится к началу 1800-х годов. Однако современный франчайзинг  испытал свой первый действительный подъем в 1898 г., когда компания "Дженерал моторс" начала применять франчайзинговое  дилерство.

Все еще действующая и процветающая сегодня, ее франшизная система может  похвастаться 10 900 дилерами, рассеянными  по всей стране.Аналогичные франшизные системы были созданы компаниями "Рексолл" в 1902 г. и "Говард Джонсон" в 1926 г., как и многие другие нефтяные, бакалейные, мотельные и закусочные франшизные заведения в начале столетия. С этого времени франчайзинг  развивался настолько быстро, что  проник в большинство отраслей. Согласно данным Национальной федерации независимого бизнеса (National Federation of Independent Business), около 10% из 19 млн. предприятий страны в 1988 г. функционировали на основании  какого-нибудь франшизного соглашения, и франчайзинг в 1988 г. охватывал 34% всего объема продаж розничной торговли. Начиная с 1972 г. выручка от продаж по всем типам франшиз - в розничной торговле, производстве, оптовой торговле и сфере услуг выросла со 144 до 640 млрд. долл. в 1988 г.

Типичная франшиза представляет собой  договор между продавцом и  покупателем - договор, который позволяет  покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или  услугу продавца (франшизера, франшизодателя).

Международная франшизная ассоциация (International Franchise Association) дает следующее  определение:

"Франшиза представляет собой  непрерывное взаимоотношение между  франшизером и франчайзи, при  котором все знания, образ, успех,  производственные и маркетинговые  методы предоставляются франчайзи  за встречное удовлетворение  интересов".

Франчайзи получает, таким образом, готовое предприятие. И именно в  этом главная привлекательность  франчайзинга.

Франчайзи не нужно создавать предприятие  шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. Наоборот, предприятие франшизополучателя возникает за ночь. И, вероятно, оно  будет точной копией всех остальных  предприятий во франшизной цепи. За фиксированную плату типичный франчайзи  получает квалифицированную помощь, которая в противном случае оказалась  бы слишком дорогостоящей для  его отдельного предприятия, по следующим  направлениям:

- стратегия маркетинга с акцентом  на рекламу; 

- первоначальное обучение работников  и подготовка в области управления;

- дизайн магазина и закупка  оборудования;

- унифицированная политика и  процедуры; 

- централизованные закупки по  пониженным ценам; 

- постоянное консультирование  по вопросам управления;

- выбор места и рекомендации  по размещению предприятия; 

- предоставление аренды;

- финансирование.

В сущности, франчайзинг процветает потому, что совмещает стимул к  владению малым предприятием с управленческим мастерством крупного бизнеса. А  личная собственность представляет лучший стимул, когда-либо созданный  для побуждения к тяжелой работе.

Несомненно, от франчайзинга выгадывает не только франчайзи, но и франшизер, который быстро разрастается, используя  денежные средства других людей (франчайзи).

В большой степени именно поэтому  такие гиганты, как "Макдоналдс" и "Баскин-Роббинс", стали крупнейшими  предприятиями за такое короткое время.

Кроме возможности быстрого расширения для франшизера франчайзинг позволяет  также франшизеру внедряться в новые  географические районы, которые, вероятно, в противном случае не были бы подходящими  для расширения. Поскольку франшизеру требуется меньшее количество управляющих, затраты на заработную плату и  проблемы с персоналом уменьшаются. Кроме того, франчайзи обладают более  сильной мотивацией, чем наемные  руководящие сотрудники компании.

Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что вскоре франчайзинг  будет преобладать в розничной  торговле. Он занимает также сильные  позиции в сфере услуг и  в меньшей степени в производстве.

Франшизы существуют в таких  различных областях, как художественные галереи и мастерские по ремонту  обуви, бары для встреч и персональные компьютеры. Франчайзинг проник даже в сферу таких услуг, как оздоровительные  центры для снижения веса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   3. Франчайзинг в малом бизнесе.

Информация о работе Франчайзинг в малом бизнесе