Функции государства в развитии белорусской модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:36, реферат

Описание

Экономика, политика и идеология – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.
Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления.

Работа состоит из  1 файл

нац эк.docx

— 23.12 Кб (Скачать документ)

Экономика, политика и идеология  – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Сущность государства  проявляется в его функциях, которые  отражают главные направления его  деятельности. Одна из центральных  функций современного государства  – функция управления.

Государственное управление – это управление делами всего  общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными  процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства  на экономику широка. Государство  формирует правовую базу и благоприятные  условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический  рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство  обеспечивает жизнедеятельность и  эффективность экономической системы.

Деятельность государства  осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы  общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического  курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических  ресурсов.

Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.

Государство играет центральную  роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Экономическая политика –  это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью  для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства  в отношении экономики страны.

Концептуальная основа экономической  политики – это компромисс между  многочисленными интересами разнообразных  социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая  политика государства должна соответствовать  условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране.

Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего  общества на определенных этапах его  развития. Это сложный процесс, связанный  с определением стратегических направлений  социально-экономического развития, принятием  соответствующих решений и разработкой  механизма их реализации.

При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, устранение социальных проблем и противоречий. Нерегулируемому рынку присуща  стихийность, приводящая к экономическим  потерям и снижению эффективности  производства. Рынок обостряет проблему социального неравенства и порождает  существенную дифференциацию доходов. Следствием рыночной конкуренции зачастую становится рост безработицы и обострение социального положения малообеспеченных слоев населения. На пути быстрого перехода к рынку неизбежны временный  период ухудшения жизни населения, рост цен и безработицы. Опасение этих и других негативных последствий  привели к тому, что большая  часть белорусских граждан поддержала второй вариант продвижения к  рынку, на базе которого была разработана  теоретическая модель социально-экономического развития Республики Беларусь.

Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых  к системе народного хозяйства  и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной  структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.

Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской  модели дал в марте 2002 г. Президент  РБ А.Г. Лукашенко в выступлении  на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских  и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в  следующем:

1. построение сильного  и эффективного государства. Сильная  и авторитетная государственная  власть рассматривается как гарант  недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;

2. обеспечение равноправия  всех форм собственности, всех  форм хозяйствования. Это означает  создание одинаково благоприятных  социально-экономических и правовых  условий для развития государственного  и частного секторов. При этом  главным приоритетом для предприятий  всех форм собственности должны  быть национальные интересы;

3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая  должна быть нацелена на повышение  эффективности производства. Приватизация  рассматривается, прежде всего,  как средство формирования эффективно  действующего собственника. При  этом руководство Беларуси считает  необходимым сохранять государственную  собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;

4. развертывание широких  интеграционных процессов со  странами СНГ, прежде всего  с Россией, в сфере экономики,  здравоохранения, образования, науки,  обороны, культуры. Однако Беларусь  готова поддерживать интеграцию  только в рамках Союза равноправных  государств и не согласна поступаться  чем-либо в области своего суверенитета  и независимости;

5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;

6. проведение сильной  социальной политики государства.  Сегодня только социально ориентированная  экономика может пониматься как  эффективная. При этом социальная  ориентация экономики подразумевает  приоритетное инвестирование в  сферу образования, здравоохранения,  культуры, а также оказание адресной  социальной помощи экономически  уязвимым слоям населения. Основная  задача белорусской экономической  модели – на основе высокой  эффективности производства обеспечить  достойный материальный уровень  жизни, как для всего общества, так и для отдельных его  групп.

Белорусская модель получила название социально ориентированной  многоукладной рыночной экономики.

Приоритетное значение в  ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств  с одновременным обеспечением принципов  социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью  государства.

Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует  длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической  политики, проводимой государством, а  также от механизма ее реализации.

Роль государственного регулирования  и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять  на себя принятие решений необходимых  для общества. Государственное регулирование  включает в себя следующие специфические функции:

• поддержка науки, образования  научно-технического прогресса как  главного фактора повышения эффективности  производства;

• проведение гибкой внешнеэкономической  политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики  в масштабах мирового рынка;

• обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы  социальных гарантий и социальной защиты;

• создание системы гражданского законодательного регулирования функций  государства, адекватной требованиям  рыночной экономики;

• обеспечение условий  для развития конкуренции, нейтрализации  ее недобросовестных форм;

• формирование высокоэффективных  частного и государственного секторов экономики;

• создание среды для  малого и среднего бизнеса;

• стимулирование роста  конкурентоспособных производств  и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной  базы для стимулирования инвестиционной деятельности.

Белорусская модель гарантирует  высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение  для нетрудоспособных, престарелых  и инвалидов. Она базируется на принципах  конституционных гарантий прав и  свобод граждан, свободы предпринимательства  и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию:

• выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

• развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

• значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие  ряда полезных ископаемых (калийные и  каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);

• высокий общеобразовательный  уровень населения и сложившаяся  система подготовки квалифицированных  кадров;

• значительный научно-технический  потенциал;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• достаточно мощная строительная база;

• многовекторные внешнеэкономические связи.

 


Информация о работе Функции государства в развитии белорусской модели