Функции государства в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Содержание

Введение
Раздел 1.Сущность и основные функции государства в рыночной экономике.
1.1 Причина государственного вмешательства в экономику
1.2Задачи государственного регулирования
1.3Методы государственного регулирования рыночной экономики
Раздел 2. Функции государственного регулирования
2.1 Стимулирование сбалансированного экономического роста
2.2 Обеспечение занятости
2.3 Регулирование цен
2.4 Распределение ресурсов
2.5 Реализация национальных интересов
2.6 Обеспечение социальной защиты
2.7 Региональная политика
Раздел 3. Экономические функции государства в национальных экономиках.
3.1 Государственное регулирование смешанной экономики
3.2.Экономические функции государства в Украине в переходный период и на современном этапе.
Раздел 4. Роль гос. регулирования в современной экономики
4.1 Структура финансового рынка
4.2 Гос. регулирование рынка денежного капитала (кредитов)
4.3 Гос. Регулирование валютного рынка
4.4 Гос. Регулирование денежного отношения
Раздел 5.Государство и НТП
5.1. гос.управление НТП
Заключение.
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

микроэкономикат Micr (2).doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

В этих условиях демонтаж колхозно-совхозной системы следует не ускорять, а, наоборот, всецело сдерживать, пока не возникнут ассоциации кооператоров, арендаторов, фермеров, которые добровольно создадут новые структуры – более стабильные и мобильные, чем старые. Плановое регулирование экономики Украины при постепенной трансформации экономической системы будет осуществляться на основе экономических стимуляторов, которые ориентируют предприятия на выполнение плана, на основе предоставления предприятиям определённой свободы действий. Одновременно предприятиям следует рассчитывать в основном на свои ресурсы; бюджетные ограничения должны иметь жестокий характер. При таких условиях ресурсы будут использоваться намного эффективнее, чем при директивном планировании.

На переходном этапе к планомерно-рыночной экономике первоочередным заданием является передача предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности в коллективную собственность. Этот процесс уже начался, однако он тормозится из-за отсутствия у рабочих достаточных денежных накоплений, малогабаритной производительности и обслуживающей материально-технической базы. Кроме того, в процессе акционирования, создания акционерных обществ, в том числе открытого типа, необходима экономическая поддержка государством предприятий, поскольку у них низкий уровень первоначального накопления капитала, предпринимательской активности, инициативы и т.д.

Но для перестройки экономики на капиталистический способ производства необходима, прежде всего, законодательная база, или правовое поле. В 1991 г. было положено начало создания такого поля принятием законов «О предпринимательстве» и «О собственности». Эти законы, принятые Верховным Советом УССР, с изменениями и дополнениями, действуют, и по сей день.

Закон Украины «О предпринимательстве». Настоящий закон определяет общие правовые, экономические и социальные начала осуществления предпринимательской деятельности гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки.

Статья 2 (выдержка). Субъекты предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:

граждане Украины, других государств, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности;

юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины «О собственности».

Закон Украины «О собственности». Этот закон устанавливает 4 основных вида собственности: государственную, коллективную, частную и интеллектуальную.

Статья 3. Субъекты права собственности.

1. Субъектами права собственности в Украине признаются: народ Украины, граждане, юридические лица и государство.

Субъектами права собственности в Украине в соответствии с настоящим законом могут быть также другие государства, их юридические лица, совместные предприятия, международные организации, граждане других государств и лица без гражданства.

2. Имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности гражданам, юридическим лицам и государствам.

3. Допускается объединение имущества, являющегося собственностью граждан, юридических лиц и государства, и создание на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий с участием юридических лиц и граждан других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Роль гос. регулирования в современной экономики

4.1 Структура финансового рынка

 

 

           В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательствавэкономику.
              Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения- одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей стране - непродуманная политика государства в области финансов.
Финансовый рынок- рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и фондовых ценностей, т.е. акций, облигаций и других ценных бумаг.
            Основными сегментами финансового рынка являются: рынок денежного капитала (кредитов) , рынок ценных бумаг, валютный рынок.
Все сегменты финансового рынка очень тесно взаимосвязаны между собой. Малейшие изменения на одном из них тут же влекут изменения на остальных. Так, например, продажа Центральным банком государственных облигаций (операция на рынке ценных бумаг) ведет к сужению денежной базы, что делает деньги более дорогими, и, в свою очередь, вызывает повышение процентных ставок по кредитам, то есть отражается на рынке денежногокапитала.Основными участниками финансового рынка выступают: государство, физические лица, предприятия, банки, пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды.

 

4.2 Гос. регулирование рынка денежного капитала (кредитов)


              Основные  понятия денежного капитала кредит. Кредит- это движение денежного капитала, осуществляемое на началах обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Он выполняет функции перераспределения средств между хозяйственными субъектами; содействует экономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капитала и стимулирует научно-технический прогресс.
Рынок денежного капитала как один из финансовых рынков можно определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом обеспечения круговорота денежного капитала.
Основные участники этого рынка: - первичные инвесторы, т.е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в денежный капитал; - специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций, осуществляющих непосредственное привлечение (аккумуляцию) денежных средств, превращение их в денежный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на возвратной основе за плату в форме процента; - заемщики в лице юридических, физических лиц и государства, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и готовые заплатить специализированному посреднику за право их временного использования.
Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов, рынок денежного капитала может быть дифференцирован на четыре базовых сегмента: - денежный рынок- совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств; - рынок капиталов - совокупность средне- и долгосрочных операций, обслуживающих движение прежде всего основных средств; - фондовый рынок- совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг; - ипотечный рынок- совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.
Каждый из перечисленных сегментов рынка имеет специфические особенности в части его организации и функционирования, что на практике привело к созданию коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных институтов (инвестиционных, ипотечных и т.п.) .
Основными субъектами рынка кредитов являются банки.
Банком России разработан ряд мер.
К числу первоочередных мер следует отнести реструктуризацию кредитных организаций страны, целью которой является восстановление нормального функционирования истемы банковских институтов.
 

4.3 Гос. Регулирование валютного рынга



Методы регулирования валютного курса Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено “рыночным силам” .
В мире существуют 3 основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.
В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса центральный банк берет обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным курсом может служить аргентинское песо.
В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется “чистым” плаванием. Если же центральный банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.
Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные курсы являются свободно плавающими (хотя центральные банки продолжают на валютных рынках и регулировать движение валютных курсов) .
Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение следующих задач: - сглаживание резких краткосрочных колебаний; - остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной изменением экономической ситуации; - прекращение тренда на валютном рынке; - установление целевого значения валютного курса; - сопротивление валютным колебаниям, в случае, когда они превышают определенное допустимое изменение; - стимулирование начала определенного ценового тренда, оправданного экономической ситуацией.
Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики: - он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ в международной конкурентной борьбе; - он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей валюты; - при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.
Являясь членом МВФ, российское правительство, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.
Существуют различные инструменты регулирования валютного рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование инфляции и безработицы.
Другим инструментом регулирования является ограничение движения капитала, или барьеры в международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства.
Последним инструментом регулирования валютного курса является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.
Государственное регулирование валютного рынка в Российской Федерации
В России до 1995 года валютное регулирование практически отсутствовало, что вызывало постоянное сильное падение рубля по отношению к иностранным валютам. Падающий рубль был выгоден лишь банкам (так как постоянное падение рубля вынуждало население покупать иностранную валюту и банки наживались на разнице между ценой продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам. Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье и экологоемкая продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная продукция) , то постепенное обесценение рубля поощряло грабеж ресурсной базы страны.
Кроме того, практически отсутствовал эффективный контроль за вывозом валюты из страны и за возвратом в страну валютной выручки экспортеров.
В результате введения в Российской Федерации в 1994 году валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, объем невозвращенной выручки сократился с 30-40 % в 1993 г. до 12 % в 1994 г. и лишь 4 % в 1995-96 гг. В 1995 году был введен валютный коридор, что способствовало стабилизации курса национальной валюты. Органами, обеспечивающими валютное регулирование и контроль в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю

.
4.4 Гос. Регулирование денежного отношения

Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики
Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Денежное обращение существует в двух формах: наличной и безналичной.
Налично-денежное обращение- движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения) . Наличные деньги используются: - для кругооборота товаров и услуг; - для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: для расчетов по выплате заработной платы, пенсий и т.д.
Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, векселей, чеков, кредитных карточек и т.д. Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк.
Безналичное обращение- движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимныхтребований.
Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.
К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение. Ныне, в условиях демонетизации золота, закон денежного обращения претерпел модификацию.
Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства- товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны- соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.
Денежная система Российской Федерации
Денежная система- устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательно.
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) .
Официальной денежной единицей в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законами не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности: - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов; - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; - определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; - разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Все вопросы, связанные с организацией и регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 5.Государство и НТП

 

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки” , полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?” Инновация может быть определена так, как Ж. Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании) .
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений.
Выделяют следующие изменения, или источники инноваций: Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача; Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей; Изменение потребностей производственного процесса Изменения в структуре отрасли или рынка; Демографические изменения; Изменения в восприятии и в ценностных установках; Новые знания, научные и ненаучные Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.

                                               5.1. гос.управление НТП

Информация о работе Функции государства в рыночной экономике