Функции государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:42, реферат

Описание

Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

Работа состоит из  1 файл

Функции государственного управления.docx

— 18.02 Кб (Скачать документ)

Функции государственного управления

Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную  структуру и систему управления, определить объективные потребности  органов управления в различных  материалах и средствах.

Функция управления — это  конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего  и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции  управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание  правовых актов управления, подчиняющее  воздействие). Наряду с функциями  государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т. е. их управляющее воздействие  на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т. е. органов представительной и  судебной властей). Эти функции имеют  ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления). Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т. е. последние должны иметь  нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

В учебнике функции управления рассматриваются как функции  органов исполнительной власти (государственного управления).

В самом общем виде функции  государства и его органов  — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным  управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление  организационно-правового воздействия  органа государственного управления на конкретные объекты управления.

Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные  для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности  в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

1. Информационное обеспечение  деятельности государственных органов,  т. е. сбор, получение, обработку,  анализ информации, необходимой  для осуществления государственной  (управленческой) деятельности. В теории  это называется информационным  обеспечением управления.

2. Прогнозирование и моделирование  развития системы государственного  управления, государственных органов,  стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение  изменений в развитии и результате  каких-либо событий или процессов  в системе государственной деятельности, в государственных органах на  основе полученных данных, профессионального  опыта и практики, достижений  научно-теоретического анализа.  Прогнозирование — это необходимый  инструмент в деле принятия  важнейших управленческих решений,  без него невозможно определить  последствия социальных процессов,  будущее состояние общества в  целом, мобильность и эффективность  деятельности государственных органов.

3. Планирование — это  определение направлений, пропорций,  темпов, количественных и качественных  показателей развития тех или  иных процессов в системе государственного  управления и, в частности,  реализации государственных функций  (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с  организованной преступностью и  коррупцией в системе государственной  службы и т. д.). Кроме того, это  разработка целей, задач и направлений  развития и реформы государственной  деятельности и государственного  управления. В процессе реализации  функции планирования создаются  программы по развитию отношений  в различных отраслях и сферах  государственного управления (федеральные,  региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.

4. Организация — это  формирование системы государственного  управления на основе установленных  принципов и подходов, определение  структуры управляющей и управляемой  систем в государственном управлении. Организация в узком смысле  — это упорядочение структуры  органов государства, штатов, персонала,  процессов государственного управления. Организующая деятельность включает  действия и решения, конечной  целью которых является обеспечение  надлежащего функционирования органов  государственного управления.

5. Распорядительство, т.  е. оперативное регулирование  управленческих отношений, возникающих  по поводу осуществления полномочий  государственных органов и должностных  обязанностей, обеспечение режима  должной государственной деятельности  в форме принятия административных  актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т. д.). Распорядительство  в узком смысле — это дача  текущих указаний руководящими  государственными служащими (должностными  лицами).

6. Руководство — это  установление правил и нормативов  деятельности и отдельных действий  государственных органов (государственных  служащих, должностных лиц), управляемых  объектов; общее руководство —  это определение содержания государственной  деятельности (например, управленческой).

7. Координация — это  согласование деятельности различных  государственных органов для  достижения общих целей и задач  государственного управления. Координация  — это формирование «ансамбля»  управленческой деятельности автономных  административных центров и обеспечение  гармоничного его функционирования. Если, например, существует несколько  самостоятельных организационных  систем, каждая из которых имеет  собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления  функций, и требуется решить  проблему соединения усилий различных  органов управления, то в данном  случае возможно создание органа  управления, наделенного координационными  полномочиями (в настоящее время  координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно-надзорные функции).

8. Контроль — это установление  соответствия или несоответствия  фактического состояния системы  государственного управления и  ее структуры требуемому стандарту  и уровню, изучение и оценка  результатов общего функционирования  государственных органов, а также  конкретных действий субъектов  управления; установление соотношения  намечаемого и сделанного в  системе государственного управления. Контроль — это наблюдение  за качеством управленческой  деятельности, выявление ошибок  в управлении и степени соответствия  управленческих действий и административных  актов принципам законности и  целесообразности. В определенных  сферах государственной деятельности  органы государственной власти  постоянно усиливают контроль  за совершением тех или иных  действий. Контроль должен быть  последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным  и оперативным. Одним из видов  контроля является надзор1, осуществляемый, как правило, только для выяснения  соответствия законности проводимых  мероприятий (действий, решений).

9. Регулирование — использование  методов и способов управления  в процессе организации системы  государственного управления и  ее функционирования. Регулирование  — это установление общеобязательных  требований и процедур для  объектов управления и различных  субъектов права в целях обеспечения  общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических  отношений, основ демократической  конкурентности, прав и свобод  граждан.

Полный перечень направлений  реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение  правил поведения и действия в  конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и  т. д.); установление механизма контроля требуемых действий, т. е. осуществление  контрольной и координационной  деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т. д.

Содержание государственного регулирования складывается из следующих  элементов: нормативное установление общих требований в конкретной сфере  управленческой деятельности; экономическое  и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная  поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей; контроль за выполнением установленных законом  требований и положений; координационное  управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция  государственного регулирования все  чаще находит свое отражение в  федеральных и иных законодательных  актах.

В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство  и управление невозможно, да и нецелесообразно  заменять государственным регулированием. Например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией подчинено  режиму централизованного прямого  управления. Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется  на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей  мере способствует созданию благоприятных  экономических, организационных и  юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Государственное регулирование  отрицает прямое административное вмешательство  органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную  деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также  налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный  заказ.

Государственное регулирование  характеризуется как «положительное»  государственное управление, т. е. непрерывное  решение вопросов общественной и  государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными  органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц  попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т. д.

10. Учет — это фиксация  информации, выраженной в количественной  форме, о движении материальных  ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих  отношений, полномочий государственных  органов, государственных управленческих  решений, о наличии и движении  документов, имеющих важное значение  для государственного управления  в целом; это фиксирование в  количественном выражении всех  факторов, влияющих на организацию  и функционирование государственного  управления. Учет предназначен для  определения наличного количества  каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило,  включает органы управления на  федеральном, региональном, ведомственном  и муниципальном уровнях, информационно-аналитические  организации и центры сбора,  обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а  также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность  в соответствующей области.


Информация о работе Функции государственного управления