Функции государственного
управления
Проблема управленческих
функций позволяет создать оптимальную
структуру и систему управления,
определить объективные потребности
органов управления в различных
материалах и средствах.
Функция управления — это
конкретное направление управляющего
(организующего, регулирующего, контролирующего
и пр.) воздействия государственного
управления на объект управления. Функции
управления имеют конкретное содержание
и осуществляются с помощью конкретных
способов и форм управления (например,
принудительные механизмы, издание
правовых актов управления, подчиняющее
воздействие). Наряду с функциями
государственного управления выделяются
функции органов государственного
управления (т. е. их управляющее воздействие
на объекты), а также управленческие
функции всех органов государства
(т. е. органов представительной и
судебной властей). Эти функции имеют
ряд сходных признаков (например,
по субъекту и объекту управления).
Одним из важных вопросов является
правовое установление функций государственного
управления в функциях органов государственного
управления, т. е. последние должны иметь
нормативно определенную компетенцию,
обеспечивающую качественное выполнение
функций государственного управления.
В учебнике функции управления
рассматриваются как функции
органов исполнительной власти (государственного
управления).
В самом общем виде функции
государства и его органов
— это основные направления деятельности
государства, обеспечивающие его социальное
благосостояние, гарантирующие реализацию
прав и свобод человека и гражданина,
стабильное и эффективное управление
государством и обществом.
Функции государственного управления
обусловливаются объективными закономерностями.
Содержание каждой функции предопределено
стоящими перед государством и государственным
управлением целями и спецификой
объекта государственного управления
и включает конкретное направление
организационно-правового воздействия
органа государственного управления на
конкретные объекты управления.
Основные функции государственного
управления — это всеобщие, типичные,
имеющие специальную направленность
виды взаимодействия между субъектами
и объектами управления, характерные
для всех управленческих связей, обеспечивающие
достижение согласованности и упорядоченности
в сфере государственного управления.
К основным функциям государственного
управления можно отнести следующие.
1. Информационное обеспечение
деятельности государственных органов,
т. е. сбор, получение, обработку,
анализ информации, необходимой
для осуществления государственной
(управленческой) деятельности. В теории
это называется информационным
обеспечением управления.
2. Прогнозирование и моделирование
развития системы государственного
управления, государственных органов,
стандартов государственного управления.
Прогнозирование — предвидение
изменений в развитии и результате
каких-либо событий или процессов
в системе государственной деятельности,
в государственных органах на
основе полученных данных, профессионального
опыта и практики, достижений
научно-теоретического анализа.
Прогнозирование — это необходимый
инструмент в деле принятия
важнейших управленческих решений,
без него невозможно определить
последствия социальных процессов,
будущее состояние общества в
целом, мобильность и эффективность
деятельности государственных органов.
3. Планирование — это
определение направлений, пропорций,
темпов, количественных и качественных
показателей развития тех или
иных процессов в системе государственного
управления и, в частности,
реализации государственных функций
(экономических, социально-культурных,
военных, оборонных, борьбы с
организованной преступностью и
коррупцией в системе государственной
службы и т. д.). Кроме того, это
разработка целей, задач и направлений
развития и реформы государственной
деятельности и государственного
управления. В процессе реализации
функции планирования создаются
программы по развитию отношений
в различных отраслях и сферах
государственного управления (федеральные,
региональные и комплексные программы),
а также программы по изменению и улучшению
деятельности органа государственного
управления и его структуры.
4. Организация — это
формирование системы государственного
управления на основе установленных
принципов и подходов, определение
структуры управляющей и управляемой
систем в государственном управлении.
Организация в узком смысле
— это упорядочение структуры
органов государства, штатов, персонала,
процессов государственного управления.
Организующая деятельность включает
действия и решения, конечной
целью которых является обеспечение
надлежащего функционирования органов
государственного управления.
5. Распорядительство, т.
е. оперативное регулирование
управленческих отношений, возникающих
по поводу осуществления полномочий
государственных органов и должностных
обязанностей, обеспечение режима
должной государственной деятельности
в форме принятия административных
актов (правовых актов управления:
приказов, распоряжений, указаний, инструкций,
правил, руководств и т. д.). Распорядительство
в узком смысле — это дача
текущих указаний руководящими
государственными служащими (должностными
лицами).
6. Руководство — это
установление правил и нормативов
деятельности и отдельных действий
государственных органов (государственных
служащих, должностных лиц), управляемых
объектов; общее руководство —
это определение содержания государственной
деятельности (например, управленческой).
7. Координация — это
согласование деятельности различных
государственных органов для
достижения общих целей и задач
государственного управления. Координация
— это формирование «ансамбля»
управленческой деятельности автономных
административных центров и обеспечение
гармоничного его функционирования.
Если, например, существует несколько
самостоятельных организационных
систем, каждая из которых имеет
собственную сферу деятельности,
цели, задачи и методы осуществления
функций, и требуется решить
проблему соединения усилий различных
органов управления, то в данном
случае возможно создание органа
управления, наделенного координационными
полномочиями (в настоящее время
координационными органами являются
преимущественно государственные комитеты
РФ, некоторые федеральные министерства
и иные органы исполнительной власти,
реализующие функции регулирования, межотраслевой
координации и контрольно-надзорные функции).
8. Контроль — это установление
соответствия или несоответствия
фактического состояния системы
государственного управления и
ее структуры требуемому стандарту
и уровню, изучение и оценка
результатов общего функционирования
государственных органов, а также
конкретных действий субъектов
управления; установление соотношения
намечаемого и сделанного в
системе государственного управления.
Контроль — это наблюдение
за качеством управленческой
деятельности, выявление ошибок
в управлении и степени соответствия
управленческих действий и административных
актов принципам законности и
целесообразности. В определенных
сферах государственной деятельности
органы государственной власти
постоянно усиливают контроль
за совершением тех или иных
действий. Контроль должен быть
последовательным, разумным, обоснованным,
гласным, объективным, законным
и оперативным. Одним из видов
контроля является надзор1, осуществляемый,
как правило, только для выяснения
соответствия законности проводимых
мероприятий (действий, решений).
9. Регулирование — использование
методов и способов управления
в процессе организации системы
государственного управления и
ее функционирования. Регулирование
— это установление общеобязательных
требований и процедур для
объектов управления и различных
субъектов права в целях обеспечения
общественного порядка, безопасности,
равенства участников экономических
отношений, основ демократической
конкурентности, прав и свобод
граждан.
Полный перечень направлений
реализации функции государственного
регулирования достаточно велик; укажем
лишь некоторые из них: определение
правил поведения и действия в
конкретной сфере посредством нормативного
правового акта; установление конкретных
процедур управления (сертификация, лицензирование,
налогообложение, регистрация и
т. д.); установление механизма контроля
требуемых действий, т. е. осуществление
контрольной и координационной
деятельности, реализация надведомственных
полномочий; формулировка задач и этапов
управленческой деятельности и т. д.
Содержание государственного
регулирования складывается из следующих
элементов: нормативное установление
общих требований в конкретной сфере
управленческой деятельности; экономическое
и правовое регулирование развития
конкретных отраслей; государственная
поддержка и защита российских разработчиков,
производителей и потребителей; контроль
за выполнением установленных законом
требований и положений; координационное
управление; реализация надведомственных
контрольно-надзорных полномочий. Функция
государственного регулирования все
чаще находит свое отражение в
федеральных и иных законодательных
актах.
В некоторых отраслях государственного
управления государственное руководство
и управление невозможно, да и нецелесообразно
заменять государственным регулированием.
Например, управление внутренними делами,
иностранными делами, юстицией подчинено
режиму централизованного прямого
управления. Вместе с тем в отраслях
управления промышленностью и хозяйственного
строительства уже давно применяется
на практике механизм государственного
регулирования, так как он в большей
мере способствует созданию благоприятных
экономических, организационных и
юридических условий для функционирования
предприятий, коммерческих и некоммерческих
организаций. Государственное регулирование
отрицает прямое административное вмешательство
органов государственного управления
в производственную и иную хозяйственную
деятельность предприятий и организаций;
оно использует такие правовые средства,
как установление стандартов, конкретных
управленческих процедур, а также
налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный
заказ.
Государственное регулирование
характеризуется как «положительное»
государственное управление, т. е. непрерывное
решение вопросов общественной и
государственной жизни государством
и его исполнительно-распорядительными
органами. В сферу деятельности этих
органов и должностных лиц
попадают вопросы налогообложения,
таможенной деятельности, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, борьбы за экологическую чистоту,
стандартизации и сертификации, ветеринарии
и т. д.
10. Учет — это фиксация
информации, выраженной в количественной
форме, о движении материальных
ресурсов государственного управления,
о результатах реализации управленческих
отношений, полномочий государственных
органов, государственных управленческих
решений, о наличии и движении
документов, имеющих важное значение
для государственного управления
в целом; это фиксирование в
количественном выражении всех
факторов, влияющих на организацию
и функционирование государственного
управления. Учет предназначен для
определения наличного количества
каких-либо предметов, документов,
фактов; система учета, как правило,
включает органы управления на
федеральном, региональном, ведомственном
и муниципальном уровнях, информационно-аналитические
организации и центры сбора,
обработки и передачи информации,
инженерно-технические средства, а
также нормативные правовые акты,
регламентирующие деятельность
в соответствующей области.