Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:30, реферат
Функциональное устаревание – одно из проявлений морального устаревания, которому подвержено движимое и недвижимое имущество. Моральное устаревание охватывает как функциональное, так и технологическое устаревание, являясь следствием постоянного научно-технического прогресса (НТП).
Функциональное устаревание –
одно из проявлений морального устаревания,
которому подвержено движимое и недвижимое
имущество. Моральное устаревание
охватывает как функциональное, так
и технологическое устаревание,
являясь следствием постоянного
научно-технического прогресса (НТП). С
одной стороны, под воздействием
НТП внедряются новые технологии
и материалы, совершенствуется организация
производства, растет производительность
труда в машиностроении, что вызывает
удешевление воспроизводства
С другой стороны, создание и поступление
на рынок все более совершенных новых
объектов техники вызывает обесценение
эксплуатируемой техники. Эксплуатируемые
машины уступают новым аналогичным машинам,
в которых воплощены последние достижения
НТП по качеству и полноте выполнения
определенных функций, что и служит причиной
функционального устаревания. Чем выше
темпы НТП, тем соответственно выше темпы
морального устаревания в целом.
Выявить и оценить технологическое устаревание
в чистом виде для конкретного объекта
оценки довольно проблематично, этот фактор
снижения стоимости «тонет» в общем потоке
наблюдаемой в настоящее время инфляции.
В практике оценки определяют только функциональное
устаревание, что оговорено требованиями
ФСО №1, п. 23.
Многие методы определения износа, построенные
на анализе статистических данных и выведении
кривых износа, дают значение совокупного
износа без разделения его на физический
износ и функциональное устаревание. В
этом случае отпадает необходимость в
отдельном расчете функционального устаревания.
В то же время встречаются такие случаи,
когда имеет место только функциональное
устаревание, а физический износ несущественен.
Этот случай относится к оценке машин
и оборудования, находящихся на длительном
хранении с момента их приобретения и
по тем или иным причинам ни разу не эксплуатировавшихся.
Функциональное устаревание практически
без физического износа может наблюдаться
также и у новых, недавно изготовленных
машин, если какое-то предприятие-изготовитель
продолжает выпускать устаревшие модели
машин, которые могут пользоваться спросом
у определенной категории покупателей
благодаря низкой цене. В связи с этим
задача определения степени функционального
устаревания для целей оценки остается
весьма актуальной.
В литературе можно встретить рекомендации
по ориентировочному определению степени
морального (совокупно технологического
и функционального) устаревания на основе
долговременного прогноза для среднегодового
темпа морального удешевления объектов
оценки под влиянием НТП по отдельным
отраслям и производствам. Предположительно
этот темп лежит в интервале от 2 до 8%, а
для строительной индустрии – от 2 до 4% 1. При этом для зданий и сооружений предлагают
степенную модель вида:
Кму – коэффициент морального устаревания;
i – среднегодовой темп морального удешевления
объекта оценки, вызванного НТП в соответствующей
отрасли, в долях единицы;
t – хронологический возраст объекта в
годах.
Однако показатель темпа морального удешевления
под влиянием НТП есть величина неопределенная,
которая не подтверждается официальной
статистической информацией, а сугубо
экспертные суждения о ней не имеют доказательственной
силы. Поэтому данный метод практически
не реализуем в оценке.
Коэффициент функционального устаревания
объекта оценки может быть определен на
основе метода прямого сравнения с новым,
более совершенным объектом-аналогом,
появившемся на рынке на дату оценки. В
этом случае необходимо сопоставить полную
(без учета износа и устаревания) стоимость
объекта оценки с ценой нового, более совершенного
объекта аналога, скорректированной на
различие основных ценообразующих параметров.
Формула для расчета коэффициента функционального
устаревания имеет вид:
Цан.кор – скорректированная цена нового,
более совершенного объекта-аналога;
Sn’ – полная (без учета износа и устаревания)
стоимость объекта оценки.
Скорректированная по нескольким параметрам
(например, трем) цена нового, более совершенного
объекта-аналога определяется по формуле:
Цан – исходная цена объекта-аналога;
Х1, Х2, Х3 – значения 1-го, 2-го и 3-го параметра
у оцениваемого объекта соответственно;
Хан1, Хан2, Хан3 – значения 1-го, 2-го и 3-го
параметра у объекта-аналога соответственно;
b1, b2, b3 – коэффициент торможения у 1-го,
2-го и 3-го параметра соответственно.
В данном методе большое значение имеет
выбор параметров, по которым сравниваются
объекты. Эти параметры должны отражать
воздействие НТП на потребительские свойства,
улучшение которых делает новый, более
совершенный объект-аналог в сфере эксплуатации
выгоднее, чем объект оценки. При отборе
параметров следует проанализировать
все направления, по которым обнаруживается
рост полезного потенциала и конкурентных
преимуществ нового, более совершенного
объекта-аналога по следующим группам
показателей потребительских свойств:
Приведенный выше состав групп показателей
присущ практически всем видам машин
и оборудования, они отражают определенные
стороны их полезного потенциала 2. Проявляясь в сфере эксплуатации (использования),
они в своей совокупности дают представление
о том, насколько полезность у нового,
более совершенного объекта-аналога выше,
чем у объекта оценки.
Нужно иметь в виду, что в силу физического
износа реальные значения некоторых параметров
у объекта оценки могут быть ниже первоначальных
паспортных значений. Но поскольку сравнение
обоих объектов ведется в состоянии «как
новые», то паспортные значения параметров
берут как у объекта оценки, так и у объекта-аналога.
Данный метод является статическим, в
нем отсутствует фактор времени. Из метода
следует, что функциональное устаревание
наступает тогда, когда по отношению к
объекту оценки на рынке появляется новый,
более совершенный объект-аналог и оценщик
может их сравнить по стоимости и потребительским
свойствам. Цене нового объекта-аналога
ставится в соответствие полная стоимость
объекта оценки в состоянии «как новый»,
предварительно рассчитанная с помощью
затратного подхода. Метод не отвечает
на вопрос о том, на каком этапе жизни оцениваемого
объекта наступит момент появления более
совершенного объекта-конкурента и соответственно
проявится его функциональное устаревание.
Если на дату оценки для оцениваемого
объекта можно найти более совершенный
новый объект-аналог с известной ценой,
то указанным методом определяется коэффициент
функционального устаревания как справочная
величина. Ведь предварительно нужно выполнить
саму оценку объекта затратным и сравнительным
подходами.
Данный метод может быть использован как
инструмент для накопления статистической
информации по группам оборудования. Такая
информация собирается и систематизируется
по результатам отдельных оценок, она
содержит сведения о рассчитанном значении
коэффициента функционального устаревания
при известном хронологическом возрасте
на дату оценки по отдельным объектам.
Далее может быть построена кривая функционального
устаревания в функции хронологического
возраста.
Слабым местом данного метода является
неопределенность, относящаяся к отбору
влияющих параметров-факторов и назначению
коэффициентов торможения.
По нашему мнению, решение задачи определения
функционального устаревания следует
искать, опираясь на статистические методы
исследования. Процесс функционального
устаревания протекает одновременно с
процессом физического износа, поэтому
реально наблюдаемое обесценение объектов
основных средств во времени является
совокупным результатом этих двух процессов.
Функциональное устаревание в чистом
виде можно наблюдать только на примере
объектов, которые длительное время не
эксплуатировались, а находились на хранении
(на консервации, в ожидании установки
и по другим причинам). В этой связи целесообразно
рассмотреть, как, например, рекомендуют
органы официальной статистики корректировать
балансовую стоимость указанных выше
объектов при переоценке основных средств.
Последняя обязательная переоценка для
бюджетных учреждений проводилась в нашей
стране на 1 января 2007 г. (приказ Минэкономразвития
РФ, Минфина РФ и Росстата №306/120н/139 от
2.10.2006 г., см. «Российская газета» от 15.11.2006
г., № 256). Согласно Приложению №2 утвержденные
понижающие коэффициенты для переоценки
оборудования, предназначенного к установке
(монтажу), зависят от года приобретения
следующим образом (см. таблицу 1).
Указанные коэффициенты нетрудно пересчитать
в коэффициенты функционального устаревания
в зависимости от хронологического возраста,
полагая, что отсчет возраста ведется
по состоянию на 1 января 2007 г. (см. таблицу
2).
Как видно, функциональное устаревание
обнаруживается только на второй год жизни
объекта, а к началу четвертого года достигает
наибольшего значения – 20% и сохраняется
далее на этом уровне. Приведенные выше
данные интересны для оценочной практики,
так как они взяты из официального источника.
На основе приведенных данных построим
кривую функционального устаревания в
виде логистической зависимости коэффициента
функционального устаревания от хронологического
возраста объекта оценки. Порядок расчета
параметров логистической кривой как
кривой регрессии приведен в работе 3.
Развитие функционального устаревания
по данным Росстата и построенная на основе
этих данных логистическая кривая в функции
хронологического возраста показаны на
рис. 1.
Уравнение логистической кривой имеет
следующий вид:
t – хронологический возраст объекта в
годах.
Коэффициент детерминации R2 = 0,9, т.е. довольно
высокий.
Характерной особенностью для линии функционального
устаревания является наличие в начале
жизни объекта так называемого периода
износоустойчивости, на протяжении которого
коэффициент функционального устаревания
практически близок к нулю. В рассматриваемом
примере период износоустойчивости равен
одному году. Из рис. 1 видно, что по данным
Росстата в начале второго года коэффициент
скачкообразно повышается до 5%, а по логистической
кривой плавно доходит до 2,7%.
Таким образом, динамика коэффициента
функционального устаревания хорошо описывается
логистической функцией, согласно которой
наблюдаются три этапа: первый этап –
это период износоустойчивости, коэффициент
функционального устаревания близок к
нулю и к концу периода не превышает 3%;
на втором этапе идет активное возрастание
коэффициента функционального устаревания
с темпом около 5% в год; на третьем этапе
коэффициент функционального устаревания
с замедлением приближается к предельному
уровню 20–22%.
Период износоустойчивости в начале кривой
зависит от степени новизны модели объекта
оценки. Если исходить из того, что сменяемость
моделей машин происходит с некоторой
периодичностью, то степень новизны модели
оцениваемой машины тем выше, чем ближе
дата изготовления машины к началу цикла
сменяемости моделей. Если машина изготовлена
в начале цикла сменяемости моделей, то
у нее будет большой период износоустойчивости,
близкий к циклу сменяемости моделей.
Наоборот, если машина изготовлена в конце
цикла сменяемости моделей, то ее период
износоустойчивости небольшой и не будет
превышать 1–2 года. Для выполнения расчетов
можно допустить, что период износоустойчивости
в среднем равен половине цикла сменяемости
моделей машин.
У разных видов машин и оборудования разные
циклы сменяемости моделей: у компьютеров,
вычислительной и медицинской техники
– раз в 3–4 года; у автомобилей, тракторов,
сельскохозяйственной техники – раз в
5 лет; у металлорежущих станков – раз
в 6 лет; у кузнечно-прессовых машин – раз
в 7 лет.
Отсюда можно сделать вывод, что построенная
по данным Росстата логистическая кривая,
где период износоустойчивости равен
1 году, соответствует случаю быстрого
функционального устаревания, когда либо
производство модели прекращено, либо
объект относится к технике с коротким
циклом сменяемости моделей (около 2 лет).
Исходя из описанной выше закономерности
развития функционального устаревания,
предлагается следующая методика определения
коэффициента функционального устаревания.
Прежде всего выясняют вопрос о том, выпускаются
или не выпускаются предприятием-изготовителем
(или несколькими предприятиями-изготовителями)
машины такой же модели, что и оцениваемая
машина на дату оценки. Предлагаемый изготовителями
ассортимент продукции, представленный
в Интернете, уже дает ценную информацию
для ответа на поставленный вопрос.
Если машины данной модели не изготавливаются
(или невозможно заказать их изготовление),
то считаем, что у данного объекта оценки
минимальный период износоустойчивости
(1 год), а коэффициент функционального
устаревания рассчитываем в зависимости
от хронологического возраста по приведенной
выше формуле Кфу = 0,22/exp(3,04 – 1,09t) + 1.
Если машины данной модели на дату оценки
еще находятся в производстве на предприятии
(предприятиях), то расчет коэффициента
функционального устаревания выполняем
по скорректированной формуле с учетом
продолжительности цикла сменяемости
моделей машин определенного вида.
Корректировка логистической кривой функционального
устаревания заключается в том, что по
мере роста цикла сменяемости моделей
машин происходит удлинение периода износостойкости,
что соответствует смещению логистической
кривой вправо.
Уравнение логистической кривой в обобщенном
виде:
А – верхний предельный уровень коэффициента
функционального устаревания, соответствующий
верхней асимптоте;
b – параметр, определяющий положение
точки перегиба;
а – параметр, определяющий наклон линии
в точке перегиба;
t – хронологический возраст, в годах.
Наименьший период износоустойчивости
в исходной формуле увеличиваем на величину,
равную половине цикла сменяемости моделей
машин. Для этого достаточно половину
цикла сменяемости прибавить к параметру
b логистической кривой. Получаем следующие
значения параметра b:
в исходной формуле с циклом сменяемости
2 года b = 3,04/1,09 = 2,8;
Скорректированные формулы логистической кривой имеют следующий вид:
На рис. 2 показаны логистические кривые
функционального устаревания, рассчитанные
по указанным выше формулам.
По сравнению с известными методами определения
функционального устаревания предлагаемая
методика обладает рядом преимуществ.
Во-первых, базой построения кривых устаревания
служат среднестатистические опытные
данные, содержащиеся в официальных документах
Росстата, что означает соблюдение принципа
обоснованности, закрепленного в требованиях
ФСО №3. Во-вторых, в методике учтены основные
факторы, вызывающие функциональное устаревание
машин и оборудования: хронологический
возраст объекта оценки и цикл сменяемости
моделей машин в классификационной группе,
к которой относится объект оценки.
Дальнейшее совершенствование описанной
методики предполагает уточнение некоторых
параметров логистической кривой функционального
устаревания путем накопления и анализа
статистических данных об обесценении
машин и оборудования, продаваемых на
вторичном рынке после продолжительного
хранения и не бывших в рабочей эксплуатации.
В приведенных выше кривых устаревания
не вызывают сомнения следующие параметры:
В то же время нуждается в уточнении темп роста коэффициента функционального устаревания на втором этапе жизни объекта. Согласно полученной по данным Росстата кривой устаревания этот темп составляет 5,5% в год, а предельный уровень 22% достигается на втором этапе за 4 года. Однако в литературе 4, 5 встречаются сведения о том, что рост функционального устаревания для многих видов машин равен 2% в год. Поэтому данный параметр нуждается в опытной проверке. Необходимо также получить более надежные данные о циклах обновления моделей машин и оборудования разных классов в современных экономических условиях.