Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 11:45, доклад
Свердловская область является крупнейшим промышленным регионом России. Порядка 40% в структуре валового регионального продукта области составляет производственный комплекс, что на 10 процентных пунктов больше, чем в целом по стране. Поэтому темпы
развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.
Выросли объемы
поставок машин и оборудования
на 74%. Увеличились объемы поставок
минеральной продукции на 97%.
Вырос импорт металлов и
В январе-июне
2011 года предприятия и
Таблица 3
Страны – основные торговые партнеры Свердловской области в январе-июне 2011 года (по объему торгового оборота, тыс.долл. США)
Страны- контрагенты |
Оборот |
Доля |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо | |
Всего |
5731493,55 |
4158294 |
1573200 |
2585095 | ||
1 |
США |
715343,73 |
12,48% |
629787,3 |
85556,45 |
544230,8 |
2 |
НИДЕРЛАНДЫ |
505043,18 |
8,81% |
479711,7 |
25331,48 |
454380,2 |
3 |
ГЕРМАНИЯ |
484285,23 |
8,45% |
245970,4 |
238314,9 |
7655,51 |
4 |
КИТАЙ |
395404,30 |
6,90% |
140467,7 |
254936,6 |
-114469 |
5 |
ТУРЦИЯ |
373639,54 |
6,52% |
346990,3 |
26649,27 |
320341 |
6 |
УКРАИНА |
300324,14 |
5,24% |
156517,6 |
143806,5 |
12711,08 |
Внешнеэкономический комплекс является органической составляющей экономики области. Свердловская область активно развивает связи с более чем 120 странами мира.
В Концепции внешней политики Российской Федерации главным приоритетом в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо:
- создать благоприятные
политические условия для
- принимать меры торговой политики для защиты интересов в соответствии с международными правилами и противодействовать торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права предприятий Свердловской области;
- оказывать государственное
содействие предприятиям и
- содействовать привлечению
иностранных инвестиций в
Проблемы на данном этапе
Привлечению инвестиций в Свердловскую область препятствуют чрезвычайно сложные механизмы предоставления инвесторам мер государственной поддержки.
Основные тенденции во внешней торговле на среднесрочный период:
1. Увеличение внутреннего потребления металлов и изделий из них в связи с реализацией масштабных проектов по строительству железнодорожных магистралей, в том числе в рамках проекта «Урал Промышленный –Урал Полярный». Развитие железнодорожной сети и увеличение объемов перевозимых грузов, рост пассажиропотока повлечет за собой повышение спроса на подвижной состав и локомотивы, производимые в Свердловской
области.
2. Развитие автомобильных производств в Российской Федерации (Санкт- Петербург, Елабуга) потребует дополнительного производства изделий из черных и цветных металлов, пластмассы, резинотехнических изделий. Увеличение производства этих видов продукции за счет модернизации предприятий Свердловской области, таким образом, не будет способствовать росту экспорта, но будет направляться для удовлетворения
спроса в России. Более того, производство таких видов продукции приведет к уменьшению поставок аналогичной продукции из-за рубежа.
3. Рост строительной индустрии приведет к повышенному спросу на изделия из металлов, строительные материалы, стекло, изделия из пластмасс, электроизделия. В настоящее время все эти производства есть в Свердловской области, идет строительство предприятия по производству сухих строительных смесей. Выход этих товаров на рынок приведет к
замене части импортных товаров.
4. Введение фактического запрета на экспорт круглого леса в долгосрочной перспективе будет способствовать развитию переработки на территории Свердловской области – производство мебели, бумаги, целлюлозы и др., в первую очередь, для внутреннего рынка.
5. В среднесрочной перспективе произойдет снижение экспорта необработанной рафинированной меди в связи с увеличением выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, поступающей на внутренний рынок.
6. Развитие авиастроения, производства осветительных приборов, организация других видов высокотехнологичных производств будут способствовать импортозамещению части товаров.
7. Повышение энергоэффективности во всех отраслях экономики, строительство современных теплоэнергетических источников, вывод из эксплуатации устаревших энергетических мощностей, использование альтернативных видов топлива будет способствовать сокращению импорта топлива (угля из Казахстана).
Основные задачи
1. Активизация работы по дальнейшему развитию инфраструктуры международного сотрудничества в Свердловской области.
2. Расширение технологического сотрудничества с экономически развитыми странами Европы (Германией, Францией, Австрией, Италией) и странами Азии, в первую очередь с Японией, Кореей, Сингапуром, Тайванем. Данные государства обладают высоким уровнем развития технологий и серьезными инвестиционными ресурсами. При этом акцент также должен делаться на инновационное сотрудничество. Одним из путей привлечения их к сотрудничеству может стать создание на территории Свердловской области совместных производств современной высокотехнологичной продукции, которая, учитывая выгодное географическое положение региона, может потом поступать, как на рынки третьих стран, так и в другие регионы РФ.
Иностранные компании с высокой долей инновационных разработок планируется привлекать к техническому и технологическому перевооружению машиностроительных предприятий области, развитию региональных станкостроительных производств и повышению технического уровня инструментальных производств.
3. Определение новых векторов сотрудничества с европейскими странами, вовлечение в кооперационные процессы стран Южной, Центральной и Восточной Европы (такие страны, как Чехия, Венгрия, Словакия, Польша и ряд других могут стать поставщиками самой современной и высокотехнологичной, но более доступной по цене продукции).
4. Динамичное развитие кооперационных связей со странами СНГ. Эти государства являются наиболее доступными и перспективными рынками для сбыта производимой в Свердловской области продукции. Участие в модернизации производственных мощностей, а также инфраструктуры с применением современных технологических решений, которые уже отработаны при техперевооружении предприятий области. Западные партнеры могут выступать третьей стороной в таких проектах. Одновременно многие из этих стран являются перспективными с точки зрения налаживания инвестиционного сотрудничества и, в первую очередь, для вложения финансовых средств крупного бизнеса области в проекты на территории этих государств. Речь может идти о создании совместных производств, освоении природных ресурсов, крупных инфраструктурных проектах и др.
5. Расширение экономического сотрудничества с новыми быстрорастущими экономиками, такими как Индия, Бразилия и Китай, важное с точки зрения привлечения иностранных инвесторов в перспективные инфраструктурные и энергетические проекты на территории Свердловской области. Данные страны могут стать наиболее выгодными партнерами при
реализации совместных проектов во всех отраслях экономики, а также в сфере инвестиционного и инновационного сотрудничества.
6. Поиск новых нетрадиционных, либо утраченных рынков сбыта продукции и партнеров для развития бизнеса (в первую очередь, речь идет о странах Африки, Латинской Америки, Центральной Азии). На этом географическом направлении Свердловская область сосредоточит усилия в вопросах использования созданной в советские времена
промышленной инфраструктуры, участия в модернизации предприятий, разработки месторождений, а также организации поставок оборудования для добычи энергоресурсов и полезных ископаемых.
7. Создание условий для наращивания притока иностранных инвестиций
в экономику области, в том числе путем развития местного законодательства.
8. Участие в работе международных организаций и объединений,
развитие контактов и кооперационных связей с зарубежными странами на
межрегиональном уровне. Это, в частности, должно содействовать вовлечению
в процесс международного внешнеэкономического сотрудничества малого и
среднего бизнеса, муниципальных образований Свердловской области, что
является одним из приоритетов внутренней политики России.
Динамика внешнеторгового оборота Свердловской области
млрд. долларов США
Наименование показателей |
2007 год |
2010 год |
2015 год |
2015 год |
Внешнеторговый оборот |
11,8 |
14,1-14,3 |
20,6-22,8 |
31,7-37,5 |
Экспорт товаров и услуг |
9,1 |
10,5-10,7 |
14,5-16,3 |
20,6-25,4 |
Импорт товаров и услуг |
2,8 |
3,6 |
6,1-6,5 |
11,1-12,1 |
Приложение.
Таблица 1. Географическая структура экспорта Сверд.области
Страна |
Географическая структура экспорта, % |
Изменение в п.п. | |||
2007 |
2011 |
ср. значение | |||
1 |
Германия |
6,8 |
6,2 |
6,5 |
-0,6 |
2 |
Индия |
4,1 |
8,3 |
6,2 |
4,2 |
3 |
Казахстан2) |
7,3 |
3,3 |
5,3 |
-4 |
4 |
Нидерланды |
14,1 |
6,5 |
10,3 |
-7,6 |
5 |
США |
12,4 |
18,1 |
15,25 |
5,7 |
6 |
Другие |
55,3 |
57,6 |
56,45 |
2,3 |
Таблица 2. Матрица географического ориентирования экспорта Свердловской области
Доля страны в экспорте |
Темпы изменения доли | |
Отрицательный |
Положительный | |
Высокая > 25 |
||
Средняя 25≤x≤10 |
4 |
5 |
Низкая <10 |
1,3 |
2 |
Таблица 3. Относительная ориентированность экспорта Свердловской области
Страна |
2007 |
2011 | |||||||
Георгафическая структура экспорта, % |
Показатель относительной ориентированности |
Георгафическая структура экспорта, % |
Показатель относительной ориентированности | ||||||
РФ |
Свердловская область |
РФ |
Свердловская область |
РФ |
Свердловская область |
РФ |
Свердловская область | ||
1 |
Германия |
7,46 |
6,8 |
1 |
0,91 |
6,62 |
6,2 |
1 |
0,94 |
2 |
Индия |
1,14 |
4,1 |
1 |
3,60 |
1,18 |
8,3 |
1 |
7,03 |
3 |
Казахстан2) |
3,39 |
7,3 |
1 |
2,15 |
2,50 |
3,3 |
1 |
1,32 |
4 |
Нидерланды |
12,14 |
14,1 |
1 |
1,16 |
12,12 |
6,5 |
1 |
0,54 |
5 |
США |
2,28 |
12,4 |
1 |
5,43 |
3,22 |
18,1 |
1 |
5,63 |
Информация о работе Географическая и товарная структура Свердловской области