Главные интеграционные группировки мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Содержание

Введение 3
1. Признаки экономической интеграции 5
2. МЕРКОСУР 8
3. НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли 11
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)..12
5. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)…………………15
6. Европейский союз…………………………………………………16
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Основные интеграционные группировки.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

  НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли

    Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли ("North American Free Trade Area" - НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.8

Создание зоны свободной  торговли в североамериканском регионе  было обусловлено рядом факторов:

во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической  взаимосвязи США, Канады и Мексики  на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим  данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде - свыше 75% и  Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а  оттуда поступает 65% мексиканского  импорта. Доля США в общем притоке  прямых иностранных инвестиций в  Мексику превышает 60%. ВВП США  в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз - Мексики.9

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Региональный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона в современных условиях — наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному  экономическому росту азиатских  новых индустриальных стран (НИС). Различия в уровне развития и международной  специализации обусловливают взаимодополняемость экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и инвестиционной активности.

В 1989 г. была образована организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Несмотря на некоторую  противоречивость и несмолкающие споры  об эффективности АТЭС, это одна из самых влиятельных региональных организаций в мире. Ее главная  долгосрочная цель — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось 70-летнее противостояние капиталистической  и социалистической систем (в основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил экономический  взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.

Переплетение противоречий и интересов стран Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение  замысла организации, которая могла  бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта вынашивалась долго и трудно: предлагались различные  варианты ее осуществления, разнящиеся как по составу участников, так  и по целям. США ставили во главу  угла военно-политические интересы и  предлагали создать азиатско-тихоокеанский  вариант НАТО; Япония разрабатывала  идею организации на экономических  основах. Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество Тихоокеанского кольца —  вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В 1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна (Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation Council).

Однако ни одна из этих организаций  не выполняла функций координирующей региональной экономической структуры.

 

 

 В 1989 г. по инициативе Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения — форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation — APEC; соответствующая русская аббревиатура — АТЭС).

Организация была основана как форум для обмена мнениями, но быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди  направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка  правил ведения бизнеса в Тихоокеанском  бассейне.

При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея  и 6 стран Юго-Восточной Азии —  Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками  форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган (Гонконг)1, КНР и о. Тайвань2, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. — Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу. Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией 10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых членов, несмотря на то, что Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки выразили желание влиться в ее ряды.

Такое количество государств, среди которых есть как главные  промышленно развитые страны, так  и новые индустриальные страны, само по себе обусловливает экономическую  мощь организации, а учитывая высокие  темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической  арене.

 

 

АТЭС составляет почти  половину мировой экономики. К началу ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а их совокупный валовой  продукт превышал 24 трлн долл., то есть 56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи между странами.

За 1990—2000 гг. доля экспорта стран — членов АТЭС внутри этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран, доля импорта — с 65,4 до 68,1%.

             4.  Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

        В настоящее время полноправными членами АСЕАН являются 10 государств: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

        Формально  АСЕАН открыта для участия всех государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих её цели и принципы. Целями и задачами АСЕАН провозглашены: ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; содействие установлению мира и стабильности в регионе на основе «соблюдения справедливости и законности в отношениях между странами» и приверженности принципам Устава ООН, поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели.

С начала 70-х гг. страны АСЕАН  активно расширяют и укрепляют  политическое сотрудничество. На конференции  министров иностранных дел стран-участниц в Куала-Лумпуре (Малайзия) 27 ноября 1971 г. была принята Декларация о превращении  Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы  и нейтралитета.

 

 

 

В 1976 г. на первой встрече  в верхах стран АСЕАН были подписаны  Декларация согласия АСЕАН и Договор  о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной  Азии, предусматривающие значительное расширение сферы взаимодействия и  усиление политической солидарности.

Ассоциация является организатором  ежегодных форумов по вопросам региональной безопасности, играет ведущую роль в регулярном диалоге Азия – Европа, в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, имеет  прямые контакты с Китаем, Россией, ЕС, США, Японией, другими странами.

Министр иностранных дел  РФ И.С. Иванов на своей пресс-конференции  в г. Шанхай (24 июля 2000 г.) заявил, что: «важное и всё возрастающее значение в нашей внешней политике имеет  и будет иметь Азия, что обусловлено  прямой принадлежностью России к  этому динамично развивающемуся региону». Следовательно, Россия всячески стремится к расширению сферы сотрудничества с одной из наиболее влиятельных политико-экономических организаций региона, выступающей на международной политической арене как самостоятельный актор, а не блок, поддерживающий какого-либо одного лидера.

Европейский союз

Европейский Союз объединяет 15 европейских стран: Швеция, Финляндия, Дания, Ирландия, Англия, Нидерланды, Германия, Бельгия, Люксембург, Австрия, Франция, Италия, Греция, Испания, Португалия с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза.

Создание единого рынка  для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

            Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности. Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов:

- Европейская Комиссия

- Совет министров

- Европейский Парламент

- Суд

- Счетная палата

Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской  Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского Союза и определения общих политических принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                    Заключение

       Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство", даже об "интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.10

Понятие международной экономической  интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления  в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи  с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).

По своей сути интеграция в сфере международных экономических  отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического  процесса интернационализации хозяйственной  жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться  только в данном качестве (как это  и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).

 

Список литературы

 

  1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 – 326 с.
  2. Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 3, 2003 – 456 с.
  3. Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А. Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г. Фишер.-М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 – 234 с.
  4. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994 – 123 с.
  5. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 – 290 с.
  6. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 – 456 с.
  7. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000 – 345 с.
  8. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 – 167 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 95

2 Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 76

3 Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 117

4 Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 265

5 Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 276

6 Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 283

7 Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 291

8 Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 176

9 Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 189

10Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 216


Информация о работе Главные интеграционные группировки мира