Глобализация, как одно из реалий современного экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:34, контрольная работа

Описание

Глобализация, как одно из реалий современного экономического развития, требует пристального внимания и учета происходящих изменений применительно к любой сфере жизни общества. Там, где процессы глобализации недостаточно учитываются, а то и вовсе игнорируются, рано или поздно будут ощущаться новые проблемы и перекосы, не встречавшиеся ранее.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)
 

Глобализация,  как одно из реалий современного экономического развития,  требует  пристального  внимания  и  учета  происходящих изменений применительно к любой  сфере жизни общества. Там, где  процессы  глобализации  недостаточно  учитываются,  а  то  и  вовсе игнорируются, рано или поздно   будут ощущаться новые проблемы и перекосы, не встречавшиеся ранее.

Это  справедливо  и  для  такой  важнейшей  сферы,  как  участие  государства  в  экономическом  развитии.  В  свете  глобализации необходимо  пересмотреть  весь  комплекс  вопросов,  связанных  с экономическими  функциями  государства,  государственным регулированием, участием государства в экономическом процессе. Одной  из  реалий  современной  жизни  является  наличие государственного  сектора  экономики.

Особые  задачи  стоят  перед  государственным  сектором экономики при осуществлении  промышленной политики. Он призван  в этом случае формировать условия  ускоренного развития избранных  приоритетных  отраслей,  обеспечивать  их  конкурентные преимущества через создание  государственных предприятий инфраструктурной  направленности,  создающих льготные  условия национальному производителю по сравнению с иностранным. Промышленная  политика  имеет достаточно  длительную  и

небезуспешную  историю,  начиная  от  работ  меркантилистов  и заканчивая  обоснованием  направлений  экономического  развития Японии  на  первых  этапах  экономического  подъема  страны.  В современной  экономической  теории  также  имеются  интересные обоснования этого направления государственной политики (например, «стратегическая  торговая  политика»  в работах П.Кругмана). 

С конца 70-х годов прошлого века значительно  сократился государственный сектор в экономике. Разгосударствление и  приватизация затронули многие отрасли  промышленности, ранее находившиеся в государственной собственности либо под контролем государства. Приватизация распространилась даже на энергетику, связь, транспорт, которые традиционно развивались как сфера непосредственного государственного предпринимательства либо объект прямого регулирования со стороны правительства. Именно этим отраслям - "естественным монополиям" - рыночная терапия оказалась особенно необходимой.  
 
Началось с телекоммуникаций, традиционно формировавшихся в рамках естественной монополии из-за огромных начальных затрат капитала, высокой фондоемкости и трудностей расширения. Пакет реформ повсюду был почти одинаков. Он включал разделение почты и собственно телекоммуникаций, предпринимательства и управления, либерализацию рынков, приватизацию или квазиприватизацию в форме концессий. Зачинщиком такого процесса стала Япония. За ней последовала Англия, в которой по закону 1984 года была приватизирована компания "Бритиш телеком". В 1996 году настала очередь немецкой "Дойче телеком" (хотя и сегодня значительная часть ее акций остается в руках государства).  
 
Приватизировались железные дороги. В Японии это произошло в ходе административно-финансовой реформы. Даже в США, где удельный вес государственной собственности в производственной сфере никогда не был высоким, приватизированы принадлежавшие государству железные дороги, аэропорты и некоторые электростанции.  
 
Дальнейшая реформа естественных монополий имеет огромное значение. Она открывает рынки капитала и стимулирует конкуренцию в производстве и потреблении электроэнергии, газа, в области транспортных перевозок. Эта реформа далеко не всегда связана с приватизацией отдельных структур естественных монополий. Во Франции, например, такие монополии, как "Эликтриситэ де Франс" и "Газ де Франс", формально остаются в собственности государства, но отдельные их структуры получают полную коммерческую самостоятельность. Так, согласно новым правилам игры, "Газ де Франс" потеряет монополию на транспортировку и реализацию природного газа внутри страны. На французский рынок смогут прийти другие газовые компании Европы, готовые предложить потребителям более низкие цены. По словам президента этой компании, "все как бы уравниваются в возможностях, а в дальнейшем выигрывает тот, кто может быть действительно лучшим и сильнейшим".  
 
Если же говорить об общих закономерностях, то можно констатировать, что госсектор оккупирует в основном почтовые услуги, железнодорожные перевозки, телекоммуникации и электроэнергетику. Даже в США он полностью доминирует в почтовых услугах и составляет примерно 1/4 часть в сфере железнодорожного транспорта и в электроэнергетике [5]. 
Таким образом, энергетика, транспорт и связь являются теми отраслевыми приоритетами, на которых госсектор повсюду концентрирует пристальное внимание. В России госсектор по-прежнему доминирует в топливно-энергетическом и оборонном комплексах, медицинской и микробиологической промышленности, в сфере транспорта и связи. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в отраслях естественных монополий - электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Учитывая, что эти отрасли почти во всех странах мира служат традиционной нишей для государственного предпринимательства, можно утверждать, что Россия на протяжении 90-х годов ХХ в. шла в общем русле развития мировой экономики. Поскольку наиболее болезненным сегментом отечественного госсектора с полным основанием можно считать его промышленную часть, сосредоточим внимание именно на ней.

Относительные масштабы госсектора России, %

Отрасли промышленности Доля в общем объеме выпуска продукции Доля в общей численности работников Доля в полной балансовой стоимости основных фондов Интегральная доля госсектора
Всего,  
в том числе
10,1 14,9 11,9 12,3
- электроэнергетика 9,3 10,4 7,1 8,9
- топливная 3,9 13,6 4,8 7,4
- черная  металлургия 2,6 5,7 3,9 4,1
- цветная  металлургия 15,6 16,7 27,2 19,8
- химическая  и нефтехимическая 8,0 14,5 13,5 12,0
- машиностроение  и металлообработка 20,9 21,7 20,6 21,1
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 5,2 10,5 9,5 8,4
- производство строительных материалов 4,3 5,9 6,5 5,6
- стекольная  и фарфоро-фаянсовая 1,7 4,4 7,4 4,5
- легкая 4,9 6,2 5,6 5,6
- пищевая 6,6 9,3 12,4 9,4
- микробиологическая 40,1 41,5 49,2 43,6
- мукомольно-крупяная  и комбикормовая 12,3 17,8 18,1 16,1
- медицинская 15,8 18,3 23,3 19,1
- полиграфическая 52,5 47,9 59,4 53,3
 

 Вклад госсектора в общие объемы промышленного производства в России уже опустился ниже естественной отметки. Например, во Франции в 80-х годах ХХ в. доля госсектора в совокупном промышленном выпуске колебалась в диапазоне 17–30%, а в России составляла 10,1%. Можно лишь констатировать, что российское правительство, панически боясь финансовых проблем промышленного госсектора, настолько сжало его масштабы, что, по сути дела, лишило себя основного рычага управления и реформирования национальной промышленности.

Общие тенденции развития государственного сектора в 1990-е годы можно охарактеризовать следующим образом. Данный период был "временем приватизации" не только в России, но и в большинстве европейских стран. В странах Центральной Европы наблюдалось сильное желание уменьшить масштабы госсектора и соответственно нагрузку на бюджет. В скандинавских странах не отмечается тенденции к уменьшению роли государства в экономике и одновременно существует стремление к ее большей социальной ориентированности. Экономическая эффективность предприятий госсектора в разных странах неодинакова. Например, в Швеции, Швейцарии, Италии она находится на достаточно высоком уровне. Таким образом, нельзя сделать априорный вывод о неэффективности госпредприятий на основе фактических данных по европейским странам. Почти для всех европейских стран большое значение имеют функциональная эффективность госсектора, "создание стоимости на пользу всего общества". Практически везде налажена четкая система управления предприятиями госсектора, базирующаяся на глубоком и высокоинформативном мониторинге процессов использования госсобственности в целом и функционирования госпредприятий в частности.

Глобальные  тенденции развития госсектора в мире характеризуются пространственно-временной цикличностью. Периоды возрастания роли госсектора в экономике и преувеличенных надежд на него как регулятора (а порой и "локомотива") экономического развития сменяются периодами разочарований и минимизации его масштабов. При этом надежды "мигрируют" из одной страны в другую, чтобы через какое-то время переместиться.в третью. Анализ мирового опыта функционирования госсектора приводит к выводу о существовании его оптимальных (ненулевых) размеров в каждой стране в тот или иной период ее развития.

Меняется  в этих условиях и политика по отношению  к импорту и иностранным  инвестициям  – присутствие  иностранных  фирм  в регионе  должно  поощряться,  т.к.  они  усиливают  внешние  связи, способствуют  росту  производительности,  усиливают  занятость  и увеличивают объемы инвестирования. Вместо блокирования импорта должен  делается  упор  на  своевременном  и  устойчивом  открытии местного  рынка,  т.к.  это  способствует  поступлению высокотехнологичного  оборудования,  совершенствует  условия удовлетворения местного спроса, стимулирует конкурентную борьбу.

В  подобной  ситуации  меняется  роль  предприятий  государственного  сектора:  из  сектора,  поддерживающего приоритетные,  избранные  отрасли  государственные  предприятия должны  превратиться  в  сектор,  обеспечивающий  выгодные  условия для  развития  экономики  региона  в  целом,  в  котором  наряду  с национальными  предприятиями  имеются  и  иностранные,  и  таким образом  быть  фактором  повышения  производительности  использования факторов производства.

Существуют  две  диаметрально  противоположные  точки  зрения на  необходимость  и  роль  государственного  сектора  в  экономике.  С одной стороны, сторонники активного государственного присутствия в  экономике предлагают  с помощью государственной формы собственности создавать и поддерживать  конкретные  приоритетные  отрасли. В случае длительного использования эти меры могут нанести экономике лишь вред, породив потребность в постоянном увеличении помощи  и  создании  более  выгодных  условий  для  одних  в  ущерб другим. С другой стороны, сторонники свободного рынка фактически отрицают ту огромную роль, которую правительство имеет в создании среды,  стимулирующей  компании  к  достижению  конкурентных преимуществ.  Государство  не  создает  отрасли  с  помощью государственного  сектора – это  задача  частных  компании.  И  эта задача  будет  успешно  решена,  если  правительство  с  помощью государственного  сектора  создаст  среду,  в  которой компании  могут достигать конкурентных преимуществ. 

Попытаемся  сформулировать  конкретные  задачи,  решаемые государственным  сектором  при  поддержке  развития  конкурентной среды. К ним относятся 

•  стимулирование зарождения спроса на прогрессивную  продукцию,

•  подведение промышленности к необходимости  быть на переднем крае  технологического  прогресса  помощью  простейшего  кооперирования с предприятиями  частного сектора 

•  формирование  условий  для  создания  специализированных

факторов.

В каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы (безработица, социальное обеспечение, регулирование цен), с которыми рынок самостоятельно справиться не может. В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль.

В России требуются не столько расширение или сужение размеров госсектора, сколько его качественное изменение, превращение в передовую с  точки зрения эффективности часть  экономики.

В системе  рыночных отношений госсектор служит важнейшим источником информации об ориентирах и приоритетах текущей и перспективной государственной экономической политики для остальных секторов. Государственная собственность вне госсектора должна использоваться главным образом в интересах государства, в то время как госсектор призван служить прежде .всего интересам развития экономики и общества.

Управляя  госсектором, государство осуществляет бенчмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и  рыночного поведения субъектов  экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции (31) (31 Окрепилов В. Стратегические проблемы управления качеством продукции промышленных предприятий. Третий всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий". Пленарные доклады. М.: ЦЭМИ РАН, 2003.). Эффективное функционирование госсектора и его субъектов - одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и воспитания экономической и политической элиты страны.

Для формирования и реализации государственной экономической  политики необходима система мониторинга  госсектора, предусматривающая сбор, анализ и накопление информации о его состоянии в целом и отдельных предприятий госсектора и их групп, а также его сравнение с другими секторами экономики Основная задача такого мониторинга - определение функциональной и ресурсной эффективности предприятий госсектора или их групп. По его результатам должны приниматься решения о конкретных целях и критериях функционирования государственного сектора экономики и путей их достижения, а также о сокращении, расширении и/или ре-структуризации госсектора и входящих в него предприятий.

Каков же общий вывод из нашего исследования? В составе системы "государство - общество - экономика" каждая из подсистем  играет активную роль во взаимосвязи  с другими. Миссия государства состоит  в обеспечении целостности и  сбалансированности системы в функциональном и географическом пространствах, а также во времени. Государство выполняет роль "локомотива" , поддерживающего преемственность и поступательное развитие страны. При определении размеров и структуры сфер общего ведения для каждой из подсистем необходимо учитывать не только непосредственные, но и опосредованные и косвенные каналы влияния одной подсистемы на другие. Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие сектора экономики. 
 

Информация о работе Глобализация, как одно из реалий современного экономического развития