Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:46, курсовая работа
Проблема человека не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации. В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало.
XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гум
Глава 1. Введение.
Проблема человека не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации. В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало.
XIV-XVI вв. - переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизма» появляется в середине XV века и означает «человеческий», «добрый». Эпоху гуманизма многие называют Ренессансом. Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Гуманизм - величайший прогрессивный переворот, породивший титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Сам термин «Возрождение» возник в среде флорентийских поэтов, художников и знатоков древности. Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека — физического и духовного. Расцвет гуманистической мысли Флоренции происходил во время правления в ней Лоренцо Медичи - флорентийского государственного деятеля, покровителя искусств и наук, более известного как Лоренцо «Великолепный». Одними из самых известных мыслителей гуманизма во Флоренции были Франческо Петрарки, Колюччо Салютати, Конверсини да Равенна, Леонардо Бруни Аретино, Поджо Браччолини, Лоренцо Баллы, Марсилио Фичино , Франческо Гвиччардини и ,конечно же, Никколо Макиавелли. В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность.Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал человека эпохи. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Глава 2. Колюччо Салютати.
Одним из основных представителей гуманизма Флоренции является никто иной , как Колюччо Салютати - один из родоначальников итальянского гуманизма.
Салютати утверждал, что гуманизм являлся основой развития новой культуры. Считал, что поэтика, история, педагогика, риторика, этика формируют нового человека, обладающего гуманизмом. Гуманизм же он характеризовал, как способность к добродетельным поступкам. По Салютати, гуманизм не присущ человеку от рождения, а приобретается в результате упорного труда. Салютати отстаивал идеалы активной гражданской жизни, защищал философию и называл ее «учительницей жизни», доказывал главенствующую роль этики в системе гуманитарных знаний. Салютати отвергал абстрактный способ философствования и пренебрежение к идейному богатству античного наследия, как поэтического, так и научного.
В своём творчестве Салютати дал широкое обоснование комплекса гуманистических дисциплин — studia humanitatis, включив в них грамматику, филологию и поэзию, риторику, диалектику и педагогику, но главное место отводил этике, тесно связанной с историей и политикой. Особый смысл он придавал понятию humanitas (человечность, духовная культура), называя ее как целью новой образованности, в которой должны сочетаться высокий уровень знания и разносторонний опыт, развитое самосознание личности. Вся деятельность Салютати подчинялась желанию улучшить общество в целом. В его размышлениях четко прослеживаются разделения деятельности людей на жизнь ,отрешенную от мира, жизнь частную и жизнь общественную.
Несомненно, на первое место, Салютати ставил трудолюбие, считал, что трудолюбивые люди делают ближнего счастливее, тем самым проявляя любовь к Богу. Человек, любящий Бога, для Салютати не может остаться безучастным к окружающим. Салютати признавал возможность жизни уединенной, но только в случае истинной любви к богу. В этом случае бог сам призывает достойного к уединению, такой человек просто не сможет жить в миру.
Колюччо Салютати гласил, что богатство, заработанное честным трудом, не развратит добродетельного человека.
Уделяя много внимания теме общественного блага, Салютати описывал идеальное государство как сообщество друзей, взаимно доброжелательных, исполняющих обязательства друг перед другом. На основании христианского учения он строил свои рассуждения о необходимости помогать не только своим близким, но и государству в целом.
Глава 3.