Глобальные размеры кризисных явлений 2008-2009 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 14:53, реферат

Описание

Глобальные размеры и системный характер явились основными особенностями кризисных явлений 2008-2009 гг. Их глубину можно косвенно оценить по размерам средств, затрачиваемых на антикризисные программы. По данным Международного валютного фонда (МВФ), антикризисные вливания в российскую экономику стали самыми существенными среди стран «большой двадцатки», составив 4,1% ВВП. И если 2007 г. был рекордным по притоку капитала в страну, то в 2008-2009 гг. наблюдался его отток.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Глобальные  размеры и системный характер явились основными особенностями  кризисных явлений 2008-2009 гг. Их глубину  можно косвенно оценить по размерам средств, затрачиваемых на антикризисные  программы. По данным Международного валютного  фонда (МВФ), антикризисные вливания в российскую экономику стали самыми существенными среди стран «большой двадцатки», составив 4,1% ВВП. И если 2007 г. был рекордным по притоку капитала в страну, то в 2008-2009 гг. наблюдался его отток. Как на внешнем, так и на внутреннем рынках произошло существенное снижение платежеспособного спроса на сырьевую продукцию, производимую в Российской Федерации - энергоносители, металл, лесоматериалы. В результате падения спроса и цен на сырье только за I кв. 2009 г. сокращение российского ВВП составило 9,5%.

Между тем в научном сообществе все  более утверждаются понимание современного мирового экономического кризиса как  следствия закономерного исторического  процесса смены технологических  укладов и осознание ключевой роли инноваций в этих глобальных структурных трансформациях. Не менее важен в связи с этим вывод, что в период смены укладов у «догоняющих» стран появляются дополнительные шансы приблизиться к лидерам научно-технического прогресса, поскольку при формировании контуров нового уклада они могут использовать накопленный инвестиционно-технологический опыт развитых государств [1].

Текущий кризис совпал с периодом перехода передовых стран мира к освоению шестого технологического уклада, характерными чертами которого являются ресурсосберегающие нанотехнологии, нанобиотехнологии, уникальные информационные системы. Импульсом этого процесса послужили непомерно высокие цены на энергоносители, способствовавшие массовому высвобождению капитала из устаревших производств и перетоку его в предприятия новой формации. Необходимо иметь в виду, что новый уклад, являясь заведомо гораздо менее энерго- и материалоемким, не потребует в прежних размерах энергоресурсов, металла, конструкционных материалов.

В этих условиях многократно усиливается  роль долгосрочного прогнозирования, планирования, выбора и обоснования макроэкономических приоритетов как на уровне национальных экономик, так и их ведущих сегментов и секторов. В качестве ключевой выдвигается задача органического соединения антикризисных мер с долгосрочной стратегией экономического роста, основанной на приоритетах инновационного развития.

Кризисные явления, образно говоря, дают России исторический шанс, вовремя перегруппировав  силы и средства, встроиться в новую  длинную волну кондратьевского  технологического цикла, зарождающуюся на просторах мировой экономики. Пока она находится в турбулентной стадии смены технологических формаций, и потенциальные инвесторы еще не видят отчетливых очертаний и контуров нового уклада. В связи с этим разрабатываемые сейчас долгосрочные прогнозы научно-технического и социально-экономического развития должны непрерывно уточняться, исходя из реальных событий, происходящих в мировой и национальной экономиках [1].

Успешное  инновационное развитие в подобных условиях предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Международный и отечественный опыт показывает, что оно наиболее эффективно осуществляется в хорошо сформированной институциональной среде и в рамках крупных целевых программ, где роль и функции государства четко регламентируются как по ресурсной, так и по организационной составляющим. В этой ситуации и частный бизнес способен активно поддерживать своим участием реализацию высокорискованных инновационных проектов.

При этом следует особо подчеркнуть, что за внешне благополучными макроэкономическими показателями докризисного развития отечественной экономики в реальности часто скрывались упущенные возможности ее модернизации, перевода на траекторию инновационного роста. Норма накопления (отношение объема инвестиций к ВВП), снизившаяся вдвое в начале российских рыночных реформ 1990-х годов, так и осталась на крайне низком уровне - около 20%. Между тем страны, осуществившие успешную структурную перестройку своей экономики, в течение длительного времени демонстрировали гораздо более высокие темпы роста инвестиций. В послевоенной Европе норма накопления вплоть до 1970-х годов составляла 25%, в Японии - 30%, Южной Корее еще больше. В СССР в период индустриализации и в современном Китае она достигала в отдельные годы 40% [2].

Инвестиционная  поддержка научно-технического прогресса  особенно важна в настоящее время, когда в России продолжается формирование «каркаса и несущих конструкций» национальной инновационной системы. Качественно новым направлением государственной политики в этой сфере выступают так называемые институты развития, создающиеся специально для обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного хозяйства. Подобные структуры уже давно и успешно функционируют во многих передовых странах. В нашей стране к ним, в частности, можно отнести учрежденный в 2007 г. Банк развития, деятельность которого ориентирована на повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию, включая развитие инфраструктуры, инноваций и особых экономических зон, а также организованный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ, реализующий особо крупные и значимые инфраструктурные и инновационные программы на принципах частно-государственного партнерства. Для повышения интереса инвесторов к инновационным проектам, в том числе и в агро-продовольственной сфере, роста доходности от венчурных инвестиций и продвижения на международный рынок отечественной наукоемкой продукции в эти же годы создана Российская венчурная компания. Предполагается, что в дальнейшем с ее участием будет сформирована целостная система отраслевых и региональных фондов и компаний, что станет своеобразным катализатором стимулирования и поддержки нововведений в различных регионах и отраслях, включая АПК. Кроме того, еще одной важной формой реализации национальной инновационной стратегии выступают государственные корпорации, действующие по наиболее важным и актуальным направлениям народного хозяйства.

В современных  условиях, наряду с собственными научно-техническими разработками, важной задачей инновационного развития, в том числе в области биотехнологий, генетики и селекции растений и животных, является заимствование наиболее прогрессивных идей и решений в других странах мира. Это также тесно связано с построением национальной инновационной системы - сети институтов, учреждений и организаций в общественном и частном секторах, инициирующих, заимствующих, импортирующих и адаптирующих инновационные технологии в целях повышения научно-технического уровня отечественного производства. С этих позиций инновации являются как определяющими факторами преодоления текущих кризисных явлений, так и стратегическим ресурсом долгосрочного развития и встраивания отечественной экономики в зарождающуюся архитектуру нового мирового технологического уклада.

Существует  прямая взаимная связь между размером средств, выделяемых различными странами на инновационное развитие, и темпами  роста ВВП в этих странах (табл. 1, 2).

Таблица 1

Расходы стран ОЭСР, России и КНР на исследования и разработки (НИОКР), % ВВП

Страна Планируемый уровень  расходов Год достижения Фактический уровень  расходов*
Австрия 3,0 2010 2,45
Бельгия 3,0 2010 1,83
Чехия 2,06 2010 1,54
Дания 3,0 2010 2,43
Финляндия 4,0 2011 3,45
Франция 3,0 2012 2,11
Германия 3,0 2010 2,53
Греция 1,5 2015 0,57
Венгрия 1,4 2010 1,00
Ирландия 2,5 2013 1,32
Япония 4** 2010 3,39
Корея 5,0 2012 3,23
Нидерланды 3,0 2010 1,67
Норвегия 3,0 2010 1,52
Польша 2,2-3,0 2010 0,56
Португалия 1,8 2010 0,83
Испания 2,2 2011 1,20
Швеция 4,0 2010 3,73
Великобритания 2,5 2014 1,78
Евросоюз 3,0 2010 1,76
Страны  вне ОЭСР      
Китай 2,0 2010 1,42
Россия 2,0 2010 1,08
* 2006 г.      
** Пересчитано с учетом доли  общественного сектора. Источник: [3].  

Попытаемся  рассмотреть более детально проблемы и тенденции современного инновационного экономического развития на примере одного из самых крупных и значимых межотраслевых народнохозяйственных образований - АПК, основой которого является сельскохозяйственное производство.

До начала мирового финансового кризиса экономическое положение российских сельхозпроизводителей стабильно улучшалось. Удельный вес прибыльных предприятий возрос с 58% в 2005 г. до 65% в 2006 г., 75% в 2007 г. и 78% в 2008 г., а совокупная рентабельность аграрного производства увеличилась за эти годы соответственно с 7,8 до 15,3%.

Таблица 2

Динамика валового внутреннего продукта стран ОЭСР (в сопоставимых ценах, % по сравнению с предыдущим годом)

Страна 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Австралия 3,4 3,2 3,2 2,5 4,4 2,5 1,7 2,7
Австрия 0,8 2,5 3,3 3,3 3,0 1,9 -0,1 1,2
Бельгия 1,0 2,8 2,2 3,0 2,6 1,5 -0,1 1,3
Канада 1,9 3,1 2,9 3,1 2,7 0,5 -0,5 2,1
Чехия 3,6 4,5 6,3 6,8 6,6 4,4 2,5 4,4
Дания 0,4 2,3 2,5 3,9 1,7 0,2 -0,5 0,9
Финляндия 1,9 3,8 2,9 4,8 4,4 2,1 0,6 1,8
Франция 1,1 2,2 1,9 2,4 2,1 0,9 -0,4 1,5
Германия -0,2 0,7 0,9 3,2 2,6 1,4 -0,8 1,2
Греция 5,0 4,6 3,8 4,2 4,0 3,2 1,9 2,5
Венгрия 4,2 4,8 4,0 4,1 1,1 1,4 -0,5 1,0
Исландия 2,4 7,7 7,5 4,4 4,9 1,5 -9,3 -0,7
Ирландия 4,5 4,7 6,4 5,7 6,0 -1,8 -1,7 2,6
Италия 0,0 1,4 0,7 1,9 1,4 -0,4 -1,0 0,8
Япония 1,4 2,7 1,9 2,4 2,1 0,5 -0,1 0,6
Южная Корея 3,1 4,7 4,2 5,1 5,0 4,2 2,7 4,2
Люксембург 1,6 4,5 5,2 6,5 5,2 2,4 -0,5 1,9
Мексика 1,4 4,0 3,1 4,9 3,2 1,9 0,4 1,8
Нидерланды 0,3 2,2 2,0 3,4 3,5 2,2 -0,2 0,8
Новая Зеландия 4,4 4,3 2,7 2,5 3,0 -0,5 -0,4 1,9
Норвегия 1,0 3,9 2,7 2,5 3,7 2,7 1,3 1,6
Польша 3,9 5,3 3,6 6,2 6,7 5,4 3,0 3,5
Португалия -0,8 1,5 0,9 1,4 1,9 0,5 -0,2 0,6
Словакия 4,8 5,2 6,6 8,5 10,4 7,3 4,0 5,6
Испания 3,1 3,3 3,6 3,9 3,7 1,3 -0,9 0,8
Швеция 2,1 3,5 3,3 4,4 2,9 0,8 0,0 2,2
Швейцария -0,2 2,5 2,5 3,4 3,3 1,9 -0,2 1,6
Турция 5,3 9,4 8,4 6,9 4,6 3,3 1,6 4,2
Великобритания 2,8 2,8 2,1 2,8 3,0 0,8 -1,1 0,9
США 2,5 3,6 2,9 2,8 2,0 1,4 -0,9 1,6
ЕС 0,8 1,9 1,8 3,0 2,6 1,0 -0,6 1,2
ОЭСР 1,9 3,2 2,7 3,1 2,6 1,4 -0,4 1,5

Примечание. 2003-2007 гг. — фактические данные; 2008 г. — предварительные оценки; 2009-2010 гг. — прогнозные оценки. Источник: [4].

Темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве в течение последних лет также опережали среднероссийские, хотя ее уровень по-прежнему оставался крайне низким, составляя в 2005 г. и 2006 г. - 39%, 2007 г. - 41%, 2008 г. - 45% соответствующего показателя в целом по экономике. Благодаря небывало высокому урожаю зерновых в 2008 г. (108 млн. т) темпы прироста производства продукции сельского хозяйства впервые за много лет превзошли общие темпы прироста ВВП в народном хозяйстве, достигнув 10,8% (ранее они составляли 2,3% в 2005 г., 3,6% в 2006 г. и 3,4% в 2007 г.). В 2008 г. было произведено 9,3 млн. т мяса в живом весе, что на 6,5% больше, чем в предыдущем году. После длительной стагнации впервые несколько увеличилось даже производство говядины (табл. 3). Среднесуточные привесы крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях достигли 450 г, что на 2,3% больше, чем в 2007 г. Вместе с тем в отличие от свиноводства и птицеводства здесь пока не удалось полностью стабилизировать поголовье, сокращение которого составило около 2%. Удельный вес импорта в ресурсах всех видов мяса равнялся 38%, молока - 23%, что существенно выше порога продовольственной безопасности по этим видам продукции (10-15%).

Таблица 3

Производство мяса во всех категориях хозяйств, млн. т живого веса

Показатель В среднем за 2000-2005 гг. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Скот  и птица, всего 7,4 7,9 8,7 9,3
В том  числе        
крупный рогатый скот 3,3 3,0 3,0 3,1
свиньи 2,1 2,1 2,6 2,7
птица 1,5 2,2 2,6 3,0

Источник: [5, 6].

Информация о работе Глобальные размеры кризисных явлений 2008-2009 гг