Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:29, реферат
В обеспечение нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
АНО “РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА” Магаданский
филиал Факультет “Экономики и управления” Специальность
“Менеджмент организации” РЕФЕРАТ По учебной дисциплине " Государственное регулирование экономики " На тему:
" Регулирование экономики" Выполнил студент: Коврыгин Алексей Игоревич Принял: _________________________ Магадан 2011 |
Введение………………………………………………………… 1. Причины
необходимости 2. Основные
методы государственного Заключение…………………………………………………… Список
литературы…………………………………………………… Введение В
обеспечение нормального Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны. Государственное
регулирование экономики (ГРЭ) - это
система типовых мер Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни. Цель
государства в рыночной экономике
не корректировать рыночный механизм,
а создавать условия его Главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. 1.
Причины необходимости
государственного
регулирования экономики Государственное регулирование экономики – это применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей. ГРЭ направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Государственное
регулирование экономики в Причины возможного вмешательства государства в экономику:
(или
выгоды) рыночных частных сделок
падают на третьих лиц, не
являющихся непосредственными
Рассмотренные
причины вмешательства Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов. К инструментам государственного регулирования экономики в условиях рынка относятся:
Фискальная политика – предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для решения различных социальных задач; Кредитно-денежная политика. Ее конечная цель заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП;
Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важнейшими из которых являются следующие:
Многообразие
задач, которые стоят перед 2.
Методы государственного
регулирования экономики Под
методами государственного регулирования
экономики понимают специфические
для государства способы Экономичные
методы позволяют государству Можно выделит две основные формы вмешательства государства в экономику: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы и управление производственными предприятиями, законотворчество и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики. Прямое вмешательство государства осуществляется через принятие законодательных актов направленных на упорядочение и развитие отношений между всеми элементами рыночной системы. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Особенностью прямого (административного) метода государственного регулирования является, прежде всего, то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Административные - базирующиеся на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов. К методам прямого государственного воздействия относятся:
выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Косвенное регулирование экономики государством происходит через экономическую политику. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:
Экономические – объединения, которые выражают свои хозяйственные интересы. Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам. Методы косвенного государственного регулирования экономичных процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства. Среди способов государственного регулирования экономики можно выделить в соответствии с ветвями государственной власти, законодательные, административные и судебные способы. Результативность этих способов зависит от уровня управления всех органов власти, их согласованной деятельности. Государство располагает следующими способами воздействия на экономику:
сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию.
Взаимосвязь
административных и экономичных
методов государственного регулирования
проявляется в следующих Кредитно- денежной, которая призвана бороться с инфляцией и стимулировать инвестиции в производство и занятость. Бюджетно-налоговая
политика, с помощью которой государство
стимулирует экономический В
современной смешанной Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей. Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию. Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Таким
образом, все методы как прямого,
так и косвенного воздействия
фактически интегрированы в рыночный
механизм и являются элементами сложнейшей
системы смешанной экономики
и потому неизбежно взаимодействуют
друг с другом. При этом сама сложность
системы не позволяет в полной мере проследить
и учесть все существующие возможные прямые
и обратные связи. В силу этого методы
регулирования в принципе могут противоречить
друг другу, что весьма часто и обнаруживается
на практике (например, несоответствие
между принятыми законами и их финансированием). Заключение Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. ГРЭ направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период. Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. Вмешательство
государства в экономические
процессы осуществляется с целью
обеспечения прогрессивных Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка. Во-вторых,
методы такого регулирования опираются
либо на системы законодательных актов
и государственную собственность - административные
меры, либо на систему внутренних стимулов
- косвенное экономическое воздействие. В-третьих, государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ. В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты. В
государственном регулировании
экономики основой является определенная
последовательность действий, декларируемая
как генеральная линия правительства.
Совокупность проводимых мер образует
государственную экономическую политику,
которая проявляется в различных формах
в области производства, распределения,
обмена, потребления, накопления, экспорта,
импорта экономического продукта в стране. Список
литературы 1. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика: Учебное пособие для вузов / Богомолов В.А., Богомолова А.В. М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 2. Государственное регулирование экономики: теоретические концепции, необходимость и возможность регулирования / Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономика (экономическая теория): Вопросы и ответы.- М.; Юриспруденция, 2001. 3. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин - общ, ред.- М.; Изд-во РАГС, 2002. 4. Государственное регулирование экономики, необходимость и возможность регулирования. / Ларина Л.С., Сергеев С.В. Макроэкономика (Текст): Учебный минимум. - М.; Юриспруденция, 2006. 5. Государственное регулирование экономики. /Под ред. Т. Г. Морозовой.- М.; ЮНИТИ, 2002. 6. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. - М.;ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 7. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. И.И. Столярова. - М.; Дело, 2001. 8. Лебедева Л. Ф, США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования.- М.; Наука, 2000. 9. Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие.- М.; ИНФРА – М, 2002. 10.
Формы и методы государственного регулирования
внутреннего рынка полиграфических работ
/ Косова Л.Н. / Применение маркетинговых
технологий в полиграфии: Монография.-
М.; МГУП , 2006. |