Гос регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:29, реферат

Описание

В обеспечение нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)
     
     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

     АНО “РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА”

     Магаданский филиал 

     Факультет “Экономики и управления”

     Специальность “Менеджмент организации” 
 
 
 

           РЕФЕРАТ

По учебной дисциплине " Государственное регулирование экономики "

На тему: " Регулирование экономики"  
 
 
 
 
 
 

     Выполнил  студент:

     Коврыгин  Алексей Игоревич

                                      5 курс 37 группа 

     Принял:

     __________________________ 
 

     Магадан 2011

 
                                                   Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Причины  необходимости государственного  регулирования экономики….4

2. Основные  методы государственного регулирования……………………….8

Заключение………………………………………………………………………14

Список  литературы…………………………………………………………….. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В обеспечение нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству.

      Государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.

     Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это  система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

     Цель  государства в рыночной экономике  не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования.

     Главной целью государственного регулирования  экономики является экономическая  и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

     1. Причины необходимости  государственного  регулирования экономики 

     Государственное регулирование экономики  – это применение правомочными  государственными органами, учреждениями системы мер законодательного,  исполнительного, контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей.

     ГРЭ направленно на решения различных  задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта.

     Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Причины возможного вмешательства государства  в экономику:

  • путем правового регулирования государство обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д.;
  • неизбежная для рынка тенденция к монополизации;
  • проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки

     (или  выгоды) рыночных частных сделок  падают на третьих лиц, не  являющихся непосредственными участниками  этих сделок;

  • необходимость производства общественных благ;
  • проблема распределения доходов;
  • существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод;
  • необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса.

     Рассмотренные причины вмешательства государства  в экономику, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан.

     Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов.

     К инструментам государственного регулирования  экономики в условиях рынка относятся:

  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. На государстве лежит ответственность за создание законов и правил,  регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.
  • антимонопольное регулирование. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слиянием компаний.
  • макроэкономическая стабилизация. Это деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Главные инструменты в решение этой задачи -  фискальная и кредитно-денежная политика.

     Фискальная  политика – предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для решения различных социальных задач;

     Кредитно-денежная политика. Ее конечная цель заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП;

  • социальная политика - обеспечивает социальную справедливость, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека;
  • политика регулирования доходов - инструмент борьбы с инфляцией;
  • функция перераспределения доходов.
  • налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и играют одну из  важнейших ролей в государственном регулирование экономики.
  • внешнеэкономическое регулирование.

     Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в нужном направлении.

     Роль  государства в рыночной экономике  проявляется через его функции, важнейшими из которых являются следующие:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность.
  • стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую политику, стремиться преодолеть кризисные явления, спад производства, сгладить инфляционные процессы, снизить уровень безработицы.
  • социально-ориентированное распределения ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которыми не занимается частный сектор.
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, различные виды помощи малоимущим, индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен.

     Многообразие  задач, которые стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические  функции, которые взаимосвязаны  между собой и действуют в  комплексе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методы государственного регулирования экономики 

     Под методами государственного регулирования  экономики понимают специфические  для государства способы достижения поставленных целей.

     Экономичные методы позволяют государству посредством  соответствующих инструментов оказывать влияние на экономические процессы. С помощью регулирующих экономичных методов можно выйти из кризиса и стабилизировать экономику, ускорить продвижение к новому качеству ее роста, способствовать решению других экономических и социальных проблем.

     Можно выделит две основные формы вмешательства  государства в экономику: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы и управление производственными предприятиями, законотворчество и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

     Прямое  вмешательство  государства осуществляется через принятие  законодательных актов направленных на упорядочение и развитие отношений между всеми элементами рыночной системы. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий.

     Особенностью  прямого (административного) метода государственного регулирования является, прежде всего, то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью.

     Административные - базирующиеся на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов.

     К методам прямого государственного воздействия относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики и их

     выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
  • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

     Прямые  методы государственного регулирования  экономики не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба и базируются на силе государственной власти.

     Косвенное регулирование экономики государством происходит через экономическую политику. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на:

  • регулирование инвестиционного процесса, достижения равновесия между сбережениями и инвестициями;
  • регулирование спроса;
  • регулирование рынка труда, обеспечение высокой занятости;
  • воздействие в целях стабилизации на общий уровень цен и цены на некоторые специфический товары;
  • поддержание устойчивого экономического роста;
  • перераспределение доходов;
  • стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы и некоторые другие цели;

     Экономические – объединения, которые выражают свои хозяйственные интересы. Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам.

     Методы  косвенного государственного регулирования экономичных процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

  • налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
  • регулирование цен, их уровня и соотношений;
  • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и

     условия обмена валют.

     Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

     Среди способов государственного регулирования экономики можно выделить в соответствии с ветвями государственной власти, законодательные, административные и судебные способы.

     Результативность  этих способов зависит от уровня управления всех органов власти, их согласованной  деятельности.

     Государство располагает следующими способами воздействия на экономику:

  • это правовая система. Посредством законов устанавливаются основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяются сферы и методы незаконной деятельности. Нет  ни одной

     сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию.

  • государственная собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом.
  • налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости.
  • способы расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики.
  • денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику  в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.
  • ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

     Взаимосвязь административных и экономичных  методов государственного регулирования  проявляется в следующих направлениях экономической политике:

     Кредитно- денежной, которая призвана бороться с инфляцией и стимулировать  инвестиции в производство и занятость.

     Бюджетно-налоговая  политика, с помощью которой государство  стимулирует экономический рост.

     В современной смешанной экономике  весьма распространены и успешно  применяются методы прогнозирования  и индикативного планирования, а  также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических).

     Особо следует отметить специфические  методы регулирования государством внешнеэкономических связей. Это  и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

     Из  отмеченных методов первые два относятся  преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим.

     В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию.

     Во  втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования.

     Таким образом, все методы как прямого, так и косвенного воздействия  фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики  и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Государственное регулирование экономики в тех  или иных масштабах присуще любой  экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль.

     ГРЭ направленно на решения различных  задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения  прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

     Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

     Вмешательство государства в экономические  процессы осуществляется с целью  обеспечения прогрессивных сдвигов  в пропорциях воспроизводства, условий  для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических  последствий.

     Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.

     Во-вторых, методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.  

     В-третьих, государственное вмешательство  в экономику имеет целый ряд  очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ.

     В качестве основных методов влияния  на экономику для достижения необходимых  обществу результатов государство  использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

     В государственном регулировании  экономики основой является определенная последовательность действий, декларируемая как генеральная линия правительства. Совокупность проводимых мер образует государственную экономическую политику, которая проявляется в различных формах в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика: Учебное пособие для вузов / Богомолов В.А., Богомолова А.В. М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

     2. Государственное регулирование экономики: теоретические концепции, необходимость и возможность регулирования / Абрамова М.А., Александрова Л.С.  Экономика (экономическая теория): Вопросы и ответы.- М.; Юриспруденция, 2001.

     3. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник Издание 2-е, перераб. и доп. /под ред. В.И. Кушлин - общ, ред.- М.; Изд-во РАГС, 2002.

     4. Государственное регулирование экономики, необходимость и возможность регулирования. / Ларина Л.С., Сергеев С.В. Макроэкономика (Текст): Учебный минимум. - М.; Юриспруденция, 2006.

     5. Государственное регулирование экономики. /Под ред. Т. Г.  Морозовой.- М.; ЮНИТИ, 2002.

     6. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Г. Морозова. - М.;ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

     7. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. И.И. Столярова. - М.; Дело, 2001.

     8. Лебедева Л. Ф, США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования.- М.; Наука, 2000.

       9. Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие.- М.; ИНФРА – М, 2002.

     10. Формы и методы государственного регулирования внутреннего рынка полиграфических работ / Косова Л.Н. / Применение маркетинговых технологий в полиграфии: Монография.- М.; МГУП , 2006. 

Информация о работе Гос регулирование экономики