Госбюджет, его структура и принципы формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации на 2013 год и прогноз на 2014-2015гг; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3-4
1.Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета5-16
Роль бюджета в перераспределении национального дохода
Финансовое обеспечение социальной политики
Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли
Структура государственного бюджета в странах рыночной экономики
2. Бюджетная классификация………………………………………………16-22
Государственные доходы
Государственные расходы
3. Бюджетное устройство и бюджетная система стран
рыночной экономики………………………………………………………22-24
4. Бюджетный процесс………………………………………………………………………24-34
Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов.
Заключение…………………………………………………………………35-36
Список использованной литературы………………………………………..37

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

 

Доля федерального бюджета в доходах бюджетной  системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 55,1% в 2012 году до 51,6 % в 2015 году, в расходах (без учета межбюджетных трансфертов) - возрастет с 36,5 % в 2012 году до 37,5% в 2015 году.

Прогнозируется  рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,2% в 2012 году до 18,3% в 2015 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы сократится с 26,2 % в 2012 году до 25,6% в 2015 году.

Доля доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации и территориальных  фондов обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 28,8% в 2012 году до 30,1% в 2015 году, доля расходов снизится с 37,3% в 2012 году до 36,9% в 2015 году.

Основные  характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 годы и бюджетных правил, вводимых в действие с 1 января 2013 года (таблица 2):

 

 

 

 

Таблица 2

Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2015 годы

млрд. рублей

Показатель

2011 год (отчет)

2012 год

(закон с учетом  изменений)

2013 год

2014 год

2015 год (проект)

371-ФЗ

проект

371-ФЗ

проект

Доходы, всего 

11 367,7

12 677,0

12 705,9

12 395,4

14 091,8

13 642,2

15 223,7

%% к  ВВП

20,8

20,9

19,6

18,8

19,4

18,6

18,7

Расходы, всего 

10 925,6

12 745,1

13 730,6

13 387,3

14 582,9

14 101,9

15 316,0

%% к  ВВП

20,0

21,0

21,2

20,3

20,1

19,2

18,8

в том числе  условно утверждаемые

         

388,9

1206,6

%% к  общему объему расходов

         

2,8

7,9

Дефицит(-)/ Профицит(+)

+442,1

-68,1

-1 024,7

-991,9

-491,1

-459,7

-92,3

%% к  ВВП

0,8

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

-0,1


 

Динамика поступления  доходов федерального бюджета в 2008-2012 годах характеризуется снижением  с 22,5% к ВВП в 2008 году до 18,9% к ВВП в 2009 году и 18,4% к ВВП в 2010 году, в 2011-2012 годах доходы увеличились до 20,8% и 20,9% к ВВП соответственно, однако не достигли уровня 2008 года (22,5%). За период 2008-2012 годов нефтегазовые доходы снизились на 0,1% к ВВП и ненефтегазовые доходы – на 1,5% к ВВП. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено, в основном, изменениями в налоговом законодательстве (снижение с 1 января 2009 г. федеральной ставки налога на прибыль организаций с 6,5% до 2,0% и отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога).

В 2013-2015 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,9% ВВП в 2012 году до 18,8% в 2013 году, с дальнейшим снижением  к 2015 году до 18,7% к ВВП. При этом нефтегазовые доходы снижаются на 2,0% к ВВП (с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2015 году) и ненефтегазовые доходы на 0,2% к ВВП (с 10,4% до 10,2% к ВВП) (таблица 3):

 

Таблица 3

Динамика доходов  федерального бюджета

млрд. рублей

 

Показатель

Отчет

2012 год

(закон с учетом  изменений)

Проект

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2013 год

2014 год

2015 год

Доходы, всего 

9 275,9

7 337,8

8 305,4

11 367,7

12 677,0

12 395,4

13 642,2

15 223,7

%% к  ВВП

22,5

18,9

18,4

20,8

20,9

18,8

18,6

18,7

в том  числе:

               

Нефтегазовые  доходы

4 389,4

2 984,0

3 830,7

5 641,8

6 383,3

5 632,0

6 075,1

6 913,3

%% к  ВВП

10,6

7,7

8,5

10,3

10,5

8,5

8,3

8,5

Ненефтегазовые  доходы

4 886,5

4 353,8

4 474,7

5 725,9

6 293,7

6 763,4

7 567,1

8 310,4

%% к  ВВП

11,9

11,2

9,9

10,5

10,4

10,3

10,3

10,2

Темпы роста (снижения) доходов к предыдущему году, %

119,2

79,1

113,2

136,9

111,5

97,8

110,1

111,6

в том  числе:

               

Нефтегазовые  доходы

151,5

68,0

128,4

147,3

113,1

88,2

107,9

113,8

Ненефтегазовые  доходы

100,1

89,1

102,8

128,0

109,9

107,5

111,9

109,8

Доля в общем  объеме доходов, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том  числе:

               

Нефтегазовые  доходы

47,3

40,7

46,1

49,6

50,4

45,4

44,5

45,4

Ненефтегазовые  доходы

52,7

59,3

53,9

50,4

49,6

54,6

55,5

54,6


 

 

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2013-2015 годах по отношению к 2012 году обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти.

Снижение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в  процентах к ВВП в 2013-2015 годах  по отношению к 2012 году связано, в  основном, с прогнозируемым уменьшением  поступлений от взимания ввозных таможенных пошлин и вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары (за исключением углеводородного сырья). Уменьшение прогноза указанных доходных источников федерального бюджета обусловлено снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин и средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

К 2015 году планируется  рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении (таблица 4):

Таблица 4

Динамика расходов федерального бюджета

 

Показатель

2012 год 

(закон с учетом  изменений) 

Прогноз

2013 год

2014 год

2015 год

Прирост к предыдущему  году (расходы всего):

млрд. рублей

1 819,5

642,2

714,6

1 214,1

% (в  номинальном выражении)

16,7

5,0

5,3

8,6

% (в  реальном выражении)

10,1

-0,4

0,3

3,4

Прирост к ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов» 
(№ 371-ФЗ от 30.11.2011 г.)

млрд. рублей

 

-343,3

-481,0

 

% от 371-ФЗ

 

-2,5

-3,3

 

 

 

 

 

Заключение  
  Бюджетной системой государства является совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство страны определяется её государственным устройством.  
Принципами построения бюджетной системы являются следующие:  
1)       принцип обязательного облечения бюджета в форму правового акта, принимаемого представительным органом власти;  
2)       принцип полноты, то есть все доходы и расходы должны быть представлены в полном объёме;  
3)       принцип единства бюджета, который выражается в применении единой классификации доходов и расходов бюджетов разных уровней и единообразии бюджетной документации;  
4)       принцип ежегодного утверждения бюджета на один финансовый год;  
5)       принцип бюджетного равновесия, то есть сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.  
Федеральный бюджет обеспечивает осуществление государственной политики в области экономики, социальных задач и на международной арене, где Россия выступает в качестве партнёра по экспорту и импорту товаров.  
Бюджет субъекта Российской Федерации является основой финансовой системы субъекта, в которой объединяются его доходы и расходы.  
Таким образом, бюджет следует рассматривать в качестве правового акта, который представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.  
Государственный бюджет, утвержденный правительством Российской Федерации на 2007год и на период до 2010 года является продуманным, тщательно проработанным правовым актом, который во многом соответствует предложенной программе президента страны на ближайшие годы.  
Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.  
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.  
 
Список использованной литературы  
1.       Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 575 с.  
2.       Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. проф. В.В.Ковалёва. – М.: ООО "ТК Велби", 2003. – 512 с.  
3.       Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 278 с.   
4.       Проект федерального закона от 23 ноября 2012 года № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» 
5.       Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на период до 2015 года».  
     

 


Информация о работе Госбюджет, его структура и принципы формирования