Государственная поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

Содержание

1. Введение 3
2. Развитие государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 3
3. Государственная поддержка на региональном уровне 5
4. Заключение 6
5. Литература 7

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 70.50 Кб (Скачать документ)

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра экономики

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

студентки первого курса  группы № 1052

Матвеевой Н. В.

по экономике: 
 

«Государственная  поддержка малого бизнеса» 

                                                                                                                                                Руководители: Колесникова Н.А.

                                                                                                   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дубна, 2010

 

Оглавление 

1. Введение 3

2. Развитие государственной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 3

3. Государственная поддержка на региональном уровне 5

4. Заключение 6

5. Литература 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

       Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

     Весьма  остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  

  Развитие  государственной  политики поддержки  малого предпринимательства  в Российской Федерации 

     Говоря  о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко  определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания.

     Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и  правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).

     Существует  большой соблазн скопировать  формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

     Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что: структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат; высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью; технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками; в экономике продолжается спад производства; не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений; для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.

     В этих условиях малый бизнес без соответствующей  государственной поддержки не в  состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место  в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

     Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий.

       Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

     Основными направлениями государственной  поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

  • создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно- техническим разработкам и технологиям.
  • помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно- технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами.
  • привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

     Другим  направлением государственной поддержки  является выделение ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ поддержки  малого предпринимательства. С 1 января 1995 года на развитие предпринимательства в соответствии с государственной программой приватизации государственной и муниципальной собственности в указанный фонд направляется 5% денежных средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

     Следует отметить, что государственная поддержка  развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых  программ. Так, в целях поддержки  инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

     Постановлением  Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 “ О мерах по обеспечению  участия малых негосударственных  предприятий в реализации государственных  программ и выполнения заказов для государственных нужд” государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ 
(оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.

      

Государственная поддержка на региональном уровне 

     Следует обратить внимание на то, что поддержка  предпринимательства является задачей  не только центральных, государственных  органов, но и в не меньшей степени  задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.

       Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя:

  • прямое финансовое субсидирование льготное кредитование,
  • технические лицензий из подведомственного региону госсектора обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий,
  • ограниченное регулирование в ценообразовании формирование и регулирование рынка труда
  • частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами
  • предоставление выгодных региональных госзаказов упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций юридический и экономический консалтинг содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети
  • подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.
  • содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства

     Деятельность  малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.

     Местные органы власти и управления располагают  административными и экономическими рычагами, а также средствами для  регулирования предпринимательской  деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников.

     В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета.

     Важным  документом, направленным на стимулирование предпринимательства, является Постановление  Правительства РФ от 29 декабря 
1994 г. “ О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”.
 

Заключение 

     Сегодня наблюдается некоторая положительная  динамика, обусловленная необходимостью в срочном порядке принятия правильных, обдуманных решений.

     Президент России Дмитрий Медведев 14 мая 2009 г. подписал указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Об этом сообщается на официальном сайте президента России.

     Правительству России было предписано в двухмесячный срок разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих: усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля; проведение планового мероприятия по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля не более чем один раз в три года; проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта России; преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса