Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:46, реферат

Описание

В нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малое предпринимательство является базой для более высоких уровней и более значительных масштабов предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Малое предпринимательство (сущность, цели, задачи).
Государственная поддержка малого предпринимательства.................................4
Глава 2. Направления и формы государственной поддержки
малого предпринимательства…………………………………………………………..8
Глава 3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства………….11
Глава 4. Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства…………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список литературы ……………………………

Работа состоит из  1 файл

контр Орган-я гор. хоз-ва.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

Согласно Налоговому кодексу РФ переход на упрощённую систему налогообложения не препятствует как коммерческим, так и некоммерческим организациям получать безвозмездную помощь, гранты в области науки, образования, культуры, искусства и охраны окружающей среды, а также некоммерческим организациям получать пожертвования и целевые поступления на благотворительную деятельность, которые, как и при стандартной системе налогообложения, не включаются в налогооблагаемую базу.

Для организаций, применяющих  упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, сохраняется  действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды. Применение упрощенной системы налогообложения, учёта и отчётности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Объектом обложения  единым налогом организаций в упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности установлен совокупный доход, полученный за отчётный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчётный период.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощённой системы налогообложения, учёта и отчётности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учёт.

Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности, имея ряд положительных сторон (упрощение учёта и отчётности, замена совокупных федеральных, региональных налогов и сборов единым налогом, право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощённой системе, или возврат к обычному порядку учёта и отчётности и др.), не лишена существенных недостатков. Так, упрощённая система налогообложения распространяется далеко не на все малые предприятия. Под его действие попадают малые предприятия с численностью занятых до 15 человек. В их число включаются работающие по договорам порядка и иным договорам гражданско-правового характера, а также занятые в филиалах малого предприятия. Эти малые предприятия не должны являться производителями подакцизной продукции и организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Действие закона не распространяется на страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса. Кроме того, конкретный налогоплательщик может претендовать на применение упрощённой системы налогообложения, если совокупный доходный размер валовой выручки не превышает сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда в течение предшествующего года. Закон предусматривает и ряд других ограничений в его применении.

Таким образом, к концу 1999 г. из 500 тыс. малых предприятий, имеющих  право на упрощённую систему налогообложения, учёта и отчётности, на неё перешло  только 3%, а налоговые поступления  от них составили менее 1% от общей суммы.

Следующим шагом  в развитии специальных режимов  налогообложения для малого предпринимательства  стала разработка и принятие закона «О едином налоге на вменённый доход  для определённых видов деятельности» (июль 1998 г.). Закон вводится в обязательном порядке по решению органов власти субъектов РФ. В конце 2000 г. более 70 регионов ввели на своих территорий данный закон, однако результаты его оказались ниже ожидаемых. Трудности его применения связаны с отсутствием методики определения налогооблагаемой базы и большим диапазоном деятельности малых предприятий.   

Уплата единого  налога предусматривает замену ряда налогов. Плательщиками   единого  налога являются юридические лица и  физические  лица, осуществляющие  предпринимательскую  деятельность  без  образования юридического  лица,   осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах оказания  предпринимателями   ремонтно-строительных услуг, бытовых  услуг  физическим  лицам,  парикмахерских    услуг,  услуг   по   краткосрочному проживанию, а также в сферах общественного питания, розничной торговли, транспортных услуг.

Объектом  налогообложения  при  применении  единого  налога является вмененный доход на очередной  календарный месяц.  Ставка  единого  налога  устанавливается   в   размере   20% вмененного дохода. Сумма  единого  налога  рассчитывается  с  учетом   ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности,  а также повышающих (понижающих) коэффициентов.

И УСН (упрощённая система  налогообложения), и ЕНВД (единый налог  на вменённый доход) предполагают замену четырех налогов одним. Вместо налога на прибыль, налога на имущество организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц – для индивидуальных предпринимателей), ЕСН (единый социальный налог) и НДС налогоплательщик уплачивает всего один налог. Однако ЕНВД по многим параметрам отличается от УСН.

Во-первых, УСН уплачивается добровольно, а ЕНВД – принудительно. На УСН может перейти любой налогоплательщик, если размер его доходов и прочие параметры соответствуют требованиям НК РФ. На ЕНВД налогоплательщик обязан перейти, если он осуществляет хотя бы один из видов предпринимательской деятельности.

Второе существенное отличие вытекает из первого. На УСН переводится вся деятельность налогоплательщика. ЕНВД же уплачивается только в отношении тех видов деятельности, которые подпадают под этот режим. В результате, если организация или индивидуальный предприниматель ведёт несколько видов деятельности, часть из которых подпадает под ЕНВД, а часть – нет, такой налогоплательщик должен вести два отдельных учета. Один в отношении ЕНВД, другой – в отношении общего режима налогообложения или УСН.

Таким образом, наличие  специальных налоговых режимов  для субъектов малого предпринимательства является важной составляющей в государственной поддержке малого бизнеса. Однако, на практике их использование недостаточно эффективно. Так, упрощённый бухгалтерский отчёт оказался слишком простым и затрудняет внутрифирменный анализ работы из-за отсутствия информационной базы.

Совершенствование налогообложения  малых предприятий требует одновременного поиска приемлемых вариантов учёта  и отчётности. В этой связи налогообложение  малых предприятий по принципу единого  налога на вменённый доход в условиях действия упрощённой системы учёта и отчётности следует рассматривать как поиск компромисса между ними в условиях многообразия форм предпринимательской деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев сущность малого предпринимательства и государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, необходимость  поддержки малого предпринимательства  обусловлена наличием в этой сфере  многочисленных проблем, к числу  которых можно отнести трудности  в получении кредитов, несовершенство процедур контроля за текущей деятельностью предприятий, проблемы в области налогообложения и т.д.

Во-вторых, государственная  поддержка малого предпринимательства  невозможна без наличия развитой инфраструктуры. Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне образуют Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; Федерация развития и поддержки малого предпринимательства; Российская академия предпринимательства; Российское агентство поддержки малого среднего бизнеса; Российская торгово-промышленная палата и т.д. На региональном уровне инфраструктура поддержки малого бизнеса складывается из различных Ассоциаций, Союзов, Торгово-промышленных палат, образовательных учреждений, связанных с подготовкой кадров для малого предпринимательства и т.д.

Наконец, сама поддержка  малого предпринимательства включает в себя направления (установление упрощённой системы регистрации, лицензирования, налогообложения, учёта и отчётности; создание льготных условий использования финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, поддержка внешнеэкономической деятельности и т.д.) и формы (оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности, предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов). Важной составляющей государственной поддержки малого предпринимательства являются специальные налоговые режимы, к которым относятся упрощённая система налогообложения и единый налог на вменённый доход. Данные налоговые режимы безусловно, предпочтительнее обычного, т.к. происходит замена всех федеральных, региональных и местных налогов уплатой единого налога.

Подводя итоги по данной теме, следует заметить, что, несмотря на многочисленные проблемы, существующие в сфере поддержки малого предпринимательства, государство всё-таки играет весомую роль в его становлении и развитии.  Важно отметить то, что малое предпринимательство в российской практике было разрешено в 1988 году. В этой связи, появление многочисленных форм и направлений, инфраструктуры поддержки малого бизнеса, различных нормативно-правовых актов за 20 лет развития самого малого предпринимательства является большой помощью его субъектам со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». – М., 1995.
  2. Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222 – ФЗ «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства». – М.: 1995.
  3. Закон РФ от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности». – М.: 1998.
  4. Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М.: 2007.
  5. Аборнева, О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства/ О. Аборнева // Проблемы теории и практики управления. – 2004. – №2.
  6. Брюк, Р. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций / Р. Брюк, Е.В. Калинкин, Ж. Влане, Д. Десхумместер. – М.: Изд. «Экономика», 2001. – 214с.
  7. Виленский, А. Финансовая поддержка малого предпринимательства / А. Виленский // ВЭ. – 2003. - № 9.
  8. Егоров, Е. Малый бизнес – инструмент решения социальных задач / Е. Егоров // Проблемы теории и практики. – 2006. - №4.
  9. Иванова, Л.Н. Малое предпринимательство и занятость / Л.Н. Иванова. – М.: Наука, 2006. – 96с.
  10. Касьянов, А.В. Всё о малом предпринимательстве. Регистрация, учёт, налоги: полное практическое руководство / А.В. Касьянов. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 536с.
  11. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? / Человек и труд – 2005. – №1.
  12. Маньков В. Институциональные аспекты государственного регулирования малого бизнеса / В. Маньков // Вестник МГУ.  – Серия 6 – Экономика. – 2004. - №2.
  13. Предпринимательство / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФА-М, 2001. – 448с.
  14. Сайфулина, И.Т. Проблемы развития малого предпринимательства в России в условиях глобализации // Актуальные проблемы социавльно-экономического развития России в меняющемся мире – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006. – С. 119-121.
  15. Шестопёров, О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России / О. Шестопёров // Вопросы экономики. – 2001. - №4.
  16. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 176с.
  17. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства