Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:23, контрольная работа
В последнее время все более актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. С чем связано обострение внимания к этому вопросу? Десятилетний период экономических реформ в стране осуществлялся по модели примата финансовых инструментов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 6
2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАБОТКИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Можно
ли считать, что российское правительство
подошло к пониманию
Специалисты утверждают, что в технологии выработки промышленной политики нельзя скатиться к идеологически-догматическим крайностям левого или правого толка. Нельзя остановиться на традиционных подходах, связанных с особенностями бывшей социалистической огосударствленной экономики. В этом смысле отраслевой подход без универсальной управленческой компоненты является неперспективным. Наконец, нельзя ограничиться только констатацией проблем и в лучшем случае постановкой задач. К сожалению, именно этим грешит большинство известных документов, разработанных не только Правительством, но и, например, Российским союзом промышленников и предпринимателей. К постановке задач можно переходить только после констатации проблем и определения целей и ценностей, во имя которых будут ставиться задачи и находиться их решения. Нужно согласованное в обществе решение по целям и ценностям промышленной политики. Когда-то, в 90-е годы, эти цели не выходили за рамки устанавливаемого процента приватизированного имущества.
Пришла пора ставить иные цели - промышленного роста, устойчивого развития, преодоления спросовых ограничений, конкурентоспособности, ресурсосбережения, экологичности и т.д.
Какие задачи соответствуют таким целям? Создание системы государственного регулирования. Создание системного механизма, состоящего из упомянутой выше обратной связи промышленного бизнеса и государственной власти, а также прямой связи: управления, стимулирующего воздействия, координации, консалтинга со стороны государства в отношении объектов промышленной политики. Как видим, это конкретные решения перечисленных проблем. Они существуют, они не носят идеологического характера. Они носят сложный синтетический характер, поскольку решение проблем промышленной политики неизбежно находится в системе конфликтов интересов. Например, конфликта интересов сырьевого сектора и сектора высокой нормы передела, поворота приоритетов экономического развития с сырьевого на высокотехнологичный путь развития. Это противоречие между задачей создания условий для предельной эффективности бизнеса и задачей его ответственности за стратегию развития, т.е. отчислений на подготовку кадров, обеспечение соответствующей науки, решение некоторых сопутствующих социальных проблем в регионах.
В целом цели и ценности промышленной политики могли бы выглядеть следующим образом.
1. Устойчивое экономическое развитие, для чего необходимо создание механизма государственного правового и экономического регулирования промышленного развития.
2. Реконституирование в рыночных условиях механизма воспроизводства в промышленности.
3. Создание механизма межотраслевого и межсекторального перелива капитала (управлением, регулированием, стимулированием).
4. Структурный межотраслевой маневр. Вскрытие всех имеющихся финансовых источников развития промышленности.
5. Целеполагание промышленной политики следующего по значимости уровня могло бы выглядеть следующим образом.
6. Создание общественно-государственного механизма формирования и реализации промышленной политики, включая систему государственных органов, функций и инструментов, законодательно определенный равноправный диалог бизнеса и власти.
7. Стимулирование и включение рыночных механизмов промышленного развития, таких, как обеспечение опережающей разведки месторождений полезных ископаемых, финансирования прикладной и фундаментальной науки, НИОКР, разработки новых технологий, подготовки кадров.
8. Переход к регионально-зонированному подходу стимулирования промышленного развития, учитывающему большие размеры и климатические особенности страны.
9. Своего рода экономический пакт промышленного бизнеса и государства по проблемам монопрофильных городов, по некоторым сопутствующим социальным вопросам.
10. Государственная поддержка российского экспорта, изменение структуры экспорта в сторону продукции высокой нормы передела.
11. Поддержка наукоемкой промышленности и промышленности высокого передела.
12. Поддержка модернизации основных фондов в переходный период.
13. Стимулирование внутреннего спроса, импортозамещения, лизинга, в том числе государственного, оборудования.
14. Поддержка интеграции, диверсификации и транснационального характера крупнейших российских промышленных компаний.
Приведенное проблемное и целевое поле не является исчерпанным, но дает представление о том, что проблема промышленной политики существенно шире, чем отраслевой маневр, чем просто федеральная бюджетная поддержка, чем просто административные меры.
Таким
образом, промышленная политика - это
согласованная система
А
вот вопрос об этих целях, вопрос ценностей
и критериев должен быть согласован
с широкими общественными и промышленными
кругами. И в этом роль Торгово-промышленной
палаты как медиатора промышленных
объединений и государства
Рыночная трансформация экономики России и ее регионов принципиально изменила роль государства как хозяйствующего субъекта и как регулятора. Оно перестало быть практически единственным собственником ресурсов производства и его результатов, общественно-экономическим центром, определяющим основные параметры развития экономики на макро-, мезо - и микроуровнях. Однако переход к рынку не означает отрицания регулирующей роли государства в экономической сфере. В современных условиях оно представляет собой единственный рыночный субъект, наделенный функцией властного органа, т.е. располагающий правом и силой для административного (внеэкономического) вмешательства в экономику. Это означает, что механизм саморегулирования, присущий "свободному рынку", должен сочетаться с государственным регулированием.
Развитие
экономической теории в XX веке объединило
ученых-экономистов ведущих
во-первых, специфике экономического развития государства;
во-вторых, рыночной конъюнктуре конкретного периода;
в-третьих, внешнем окружению; в-четвертых, внутренним и внешним стратегическим целям конкретной общественной социально-экономической системы государства.
Каждое государство выполняет функции регулирования в разной мере, в зависимости от состояния экономики, внешнего окружения, уровня развития.
Размещено на Allbest.ru
Информация о работе Государственная промышленная политика в Российской Федерации