Государственнй долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:06, доклад

Описание

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам.

Работа состоит из  1 файл

статья.docx

— 34.83 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Проблема долговой зависимости  государства и, прежде всего перед  иностранными кредиторами, во все времена  имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной его экономической независимости.

В статье 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации приводится определение  государственного или муниципального долга, которым являются обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих  лиц, другие обязательства, а также  принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации  или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.[1]

Для государства на федеральном  и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и  долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в  сроки, которые определяются конкретными  условиями займа и не могут  превышать 30 лет.

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов  бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства  над его доходами. Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные  займы. Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам.

Существуют следующие  формы внутреннего государственного долга:

  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Валютная составляющая государственного долга для бюджетной системы  страны наиболее опасна, так как  продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслуживания.

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией) складывается из следующих составляющих:

  • задолженности странам - участницам Парижского клуба;
  • задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
  • задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
  • задолженности перед международными финансовыми
  • ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
  • кредитов Центрального Банка России и др.[1]

Таким образом государственный долг российской экономики складывается из двух видов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга. Государственная задолженность складывалась на протяжении двух столетий и включает в себя долг царской России, долги бывших советских республик, и задолженность перед мировыми финансовыми структурами и западными банками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Динамика государственного внешнего долга России[2]

 

За последние годы объем  государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Вместе с тем в структуре  государственного долга России при  некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

В настоящее время  увеличение расходов бюджета связано  в основном с необходимостью обслуживания государственного долга в связи  с его ростом. В настоящее время государственный долг  составляет около 26% ВВП, что является невысоким показателем, учитывая зависимость экономики страны от мировой конъюнктуры цен на энергоносители.  Снизилась и абсолютная величина государственного долга Российской Федерации, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания, связанной с уплатой процентов, за счет расходов федерального бюджета.

При наличии тенденции  к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации  его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.

Принятие антикризисных мер государством не дает ему в полной мере погашать внешний долг, тем более что в связи с экономическим кризисом в российской экономике увеличивается внутренний долг. В данной ситуации сложно строить какие либо перспективы, но все же стоит надеяться на экономически целесообразный подход российского правительства к проблеме погашения внешней задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010)
  2. www.minfin.ru – официальный сайт министерства финансов России
  3. Астахова Т.Д. Экономическая теория. – СПб., 2007
  4. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2004. - № 4. - С. 99 – 107.

Информация о работе Государственнй долг