Государственное финансирование системы общего образования за счет средств республиканского и местного бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:40, доклад

Описание

Общая структура системы образования Казахстана, включает дошкольное воспитание и обучение, школьное образование, профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование.

Работа состоит из  1 файл

Государственное финансирование системы общего образования за счет средств республиканского и местного бюджетов.docx

— 17.97 Кб (Скачать документ)
 
Государственное финансирование системы общего образования  за счет средств республиканского и местного бюджетов  
 
 
Общая структура системы образования  Казахстана, включает дошкольное воспитание и обучение, школьное образование, профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование. 
 
По данным статистической отчетности на начало 2004 года функционирует 954 государственных дошкольных организаций, 8160 государственных общеобразовательных школ, 47 государственных вечерних (сменных) школ, 287 профтехучилищ, 177 государственных колледжей, 50 государственных высших учебных заведений. 
 
Из 7660 сельских населенных пунктов в 5575 имеют общеобразовательные школы, из которых 479 не соответствуют существующим нормативам. В 1606 (21%) населенных пунктах школы отсутствуют вообще, из них в 458 пунктах, согласно утвержденным нормам должны быть общеобразовательные школы. 
 
Согласно, Государственной программы развития сельских территорий на 2004-2010 годы планируется в период 2004-2007 годы построить школы в 529 сельских населенных пунктах, отремонтировать и укрепить материально-техническую базу школ, лицеев и т.п. в 1218 населенных пунктах. 
 
За январь-ноябрь 2004 года введены в действие 23 общеобразовательные школы на 8307 ученических мест (50% от республиканского объема). 
 
Государство обеспечивает выделение ежегодных бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности.  
 
Правительство Республики Казахстан утверждает гарантированный государственный норматив сети организаций образования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов.  
 
Финансирование организаций образования осуществляется в следующем порядке. 
 
Финансирование государственных организаций образования осуществляется за счет бюджетных средств, с соблюдением требований, устанавливаемых государственными общеобразовательными стандартами по уровням образования, и с учетом денежных и натуральных норм, а также оплаты труда, определяемых законодательством Республики Казахстан. 
 
Финансирование малокомплектных школ должно учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.  
 
Иные финансовые и материальные поступления, в том числе валютные, используются государственными учреждениями образования в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.  
 

Расходы консолидированного государственного бюджета  на образование 
 
с 2001 по 2007 гг. в % к ВВП
 

 
За восемь месяцев 2004 года расходы  составили 2,4% или 23,6 млрд. тенге. 
 
За период 2005-2007 гг. прогнозируется рост расходов государственного бюджета на образование в абсолютном выражении в среднем на 47,2% относительно финансирования расходов в 2004 году. 
 
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете страны за период 2001-2003 гг. составляет:
 

  • из  республиканского бюджета: в 2001 году - 18,7% (19,9 млрд. тенге), 2002 году - 13,6 % (16,4 млрд. тенге), в 2003 году 15,0 % (23,2 млрд. тенге);
  • из местного бюджета: в 2001 году - 81,3%, 2002 году-86,4%, в 2003 году -85%;
 

 
Ежегодные расходы республиканского бюджета на образование колеблются в пределах от 3 до 4% от общей суммы доходов республиканского бюджета. 
 
 
 

Фактическое освоение средств  республиканского и  местного бюджетов на финансирование образования 2001-2004 гг.

 
 

 
Перенос центра тяжести финансирования образования на бюджет местных уровней  не позволяет решать в полном объеме задачи по развитию инфраструктуры образования, ввиду недостаточности средств  на местах. 
 
В тоже время, в соответствии с государственной программой реформ проводимых в сфере образования Правительство Республики приняло решение по установлению текущих трансфертов бюджетам областей на среднесрочный период до 2007 года в целях финансирования развития материальной базы образования, как важнейшей сферы социальных услуг населению. 
 
На развитие сельской инфраструктуры в 2005 году определены целевые трансферты областным бюджетам в сумме:
 

  • на  строительство сельских школ - 6 млрд. тенге;
  • на строительство школ в областных центрах и городах - 2,5 млрд. тенге.
 

 
В финансировании сети учреждений образования  приоритетами определены решения проблем  сельских населенных пунктов не имеющих школ, аварийности учреждений образования (подлежащие сносу и новому строительству), школ, обучение в которых ведется в 3-4 смены, и строительство в городах школ, обучение в которых ведется в 3-4 смены и с государственным языком обучения в основном в северных регионах. 
 
С целью межрегионального выравнивания уровня обеспеченности сельского населения услугами образования распределение целевых трансфертов областным бюджетам будет проводиться исходя из группировки регионов по группам обеспеченности (регионы с высокой потребностью, средней потребностью и наименьшей потребностью). В целом в 2005 году будет построено 33 школы. 
 
При расчете прогнозных объемов затрат местных бюджетов на 2005-2007 годы учтены расходы, имеющие постоянный характер и финансировавшиеся в 2004 году через целевые текущие трансферты из республиканского бюджета, в том числе на обеспечение содержания типовых штатов государственных общеобразовательных школ в сумме -2 732 млн. тенге.  
 
Прогноз затрат на капительный ремонт и укрепление материально-технической базы на предстоящий трехлетний период определен в размере 7% от прогноза объема затрат на текущего характера на соответствующий год, не менее 80% от этих сумм должно быть направлено на реализацию государственной программы реформирования и развития образования. 
 
В рамках реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года за № 1459, потребуется объем дополнительных расходов государственного бюджета в сумме 173 781,1 млн. тенге, в том числе: из средств республиканского бюджета 139329,2 млн. тенге, из средств местных бюджетов 34 451,9 млн. тенге. Объемы финансирования Программы в 2006 - 2010 годы будут уточняться при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год. 
 
На сегодняшний день к Интернету подключено 3495 школ или 44 % от общего количества школ, из которых 2208 являются сельскими. 
 
В 2005 году будет обеспечено подключение к Интернету не менее 75% школ, для этого выделено 0,5 млрд. тенге на подключение и оплату трафика государственных учреждений среднего общего образования. 
 
Внедрена Национальная система оценки качества образования всех уровней, соответствующая требованиям мировых стандартов образования на это будет направлено дополнительно порядка 2 млрд. тенге. 
 
В высшем и послевузовском образовании произойдет присоединение Казахстана к Болонскому процессу и полный переход на целостную систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура - докторантура), поэтапный отказ от аспирантуры, традиционной докторантуры, открытие на базе ведущих вузов программы подготовки PhD совместно с ведущими зарубежными вузами, имеющими соответствующую международную аккредитацию. Дополнительно на указанные цели планируется выделить 3,1 млрд. тенге. 
 
При этом, в целях подготовки педагогов новой формации, начиная с 2005/2006 учебного года, государственный образовательный заказ на подготовку педагогических кадров увеличиться на 5000 единиц, на что предполагается выделить порядка 2,9 млрд. тенге. 
 
 
 
Для осуществления поэтапного обновления материально-технической базы общеобразовательных и профессиональных школ, республиканского и региональных институтов переподготовки работников системы образования предполагается выделение из государственного бюджета 4,1 млрд. тенге.  
 
В этой связи, акимам областей, города республиканского значения и столицы необходимо принять региональные программы, направленные на укрепление материально-технической базы школ.

Информация о работе Государственное финансирование системы общего образования за счет средств республиканского и местного бюджетов