Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:12, реферат
В развитых странах наблюдаются опережающие темпы прироста экспорта научно-технической продукции по средствам с общим товарным экспортом, в то время как в предыдущие годы эти показатели были практически равны.
• В современных условиях выделяют группа стран, которые имеют наиболее высок
28. Государство и рынок научно-технической продукции.
В развитых странах наблюдаются опережающие темпы прироста экспорта научно-технической продукции по средствам с общим товарным экспортом, в то время как в предыдущие годы эти показатели были практически равны.
• В современных условиях выделяют группа стран, которые имеют наиболее высокие темпы экспорта научно-технической продукции (США, Япония, Германия, Китай и т.д.)
•Восточноевропейские страны, включая республики бывшего СССР, сократили свою долю в мировом экспорте научно-технической продукции, что говорит о том, что в настоящее время не сформированы эффективные модели научно-технологического развития.
•Развивающиеся страны все в большей степени расширяют свое влияние на рынке научно-технической продукции, показывая самые высокие темпы роста.
•По тесноте связей можно выделить следующие регионы, т.е. рынки научно-технической продукции:
1.США, Япония, Канада - быстро растущие страны азиатского региона;
2.Страны ЕС. Развитые в технологическом плане страны (Германия, Англия, Франция и т.д.), отличаются близким расположением, охватывает около 50% мирового рынка научно-технической продукции.
3.Бывшие страны СССР, где преобладал административным подход к распределению научно-технической продукции, поэтому они не смогли вписаться в активноразвивающиеся мировые рынки научно-технической продукции, перестали обмениваться научно-технической продукции в соответствии с действующими планами и требуют формирования новых моделей продвижения инноваций на рынок.
•В число 12 ведущих стран-экспортеров на мировом рынке научно-технической продукции вошли и продержались более 20 лет такие небольшие государства как Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Корея и т.д., что позволяет сделать вывод: размер страны не оказывает первостепенного влияния на лидерство на мировом рынке научно-технической продукции.
Научно-техническая продукция - это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.
Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).
Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:
в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технол. линий и т.д.);
в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);
в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:
он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);
он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;
он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.
Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.
Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.
Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:
потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих);
поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;
в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;
трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и. намерения конкурентов.
Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей, обусловлена следующими, труднопрогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:
нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;
отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;
проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;
сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.
Информация о работе Государственное регулирование бизнеса в России