Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 10:34, реферат
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.
Государственное регулирование цен
Цели и средства государства в регулировании цен.
В соответствии
со ст. 71 Конституции РФ в ведении
Российской Федерации находятся
основы ценовой политики. На основании
этого положения президент
Политика цен
— это действия органов государственной
власти, местного самоуправления и
субъектов ценообразования, направленные
на осуществление регулирования
цен в народном хозяйстве, сфере
услуг и контроля за их соблюдением.
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
В структуре
органов исполнительной власти предусматриваются
органы, формирующие и реализующие
политику цен. На федеральном уровне
— это правительство Российской
Федерации и федеральные органы исполнительной
власти, в частности Министерство экономики
РФ и входящий в его состав
Департамент цен.
Будучи центральным
органом федеральной
Департамент цен осуществляет не только
государственное регулирование, но и межотраслевую
координацию цен. Его основные действия:
разработка предложений по проведению
единой в стране государственной политики
цен; совершенствование механизма ценообразования
с целью повышения действенности цен в
развитии рыночных отношений, структурной
перестройке в народном хозяйстве, решении
социальных проблем; систематический
анализ процессов ценообразования в отраслях
народного хозяйства и подготовка на этой
основе предложений по совершенствованию
государственной политики цен; совершенствование
порядка установления и применения регулируемых
рыночных цен, разработка прогнозов динамики
цен в народном хозяйстве и в отдельных
отраслях; регулирование цен на продукцию
предприятий монополистов; осуществление
контроля за соблюдением законодательства
по ценообразованию и государственной
дисциплины цен хозяйствующих субъектов;
методическое руководство органами ценообразования;
изучение и обобщение опыта ценообразования
в зарубежных странах и государствах СНГ.
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики — управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы — управление ценовой и налоговой политики.
Органы ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.
Основные направления
государственной ценовой
«О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)» и постановлением
Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 по
данному вопросу. Самое главное в названных
документах — это, во-первых, последовательное
проведение либерализации цен и тарифов.
Причем либерализация цен должна быть
увязана с развитием конкуренции на товарных
рынках России. Последнее является условием
повышения эффективности рыночной экономики.
Во-вторых, осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в том числе и ценовое, определены Федеральным Законом «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ).
На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования, правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости,
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.
На продукцию,
товары и услуги локальных, то есть
местных, естественных монополий государственное
регулирование цен и тарифов осуществляют
органы исполнительной власти субъектов
Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия,
отпускаемые региональными энергоснабжающими
организациями
(тарифы регулируются региональными энергетическими
комиссиями), газ природный и сжиженный,
реализуемый населению, перевозки пассажиров
и багажа всеми видами общественного транспорта
в городском и пригородном сообщении,
коммунальные услуги (водоснабжение и
канализация), услуги почтовой и электрической
связи по утвержденному перечню, торговые
надбавки на лекарственные средства и
изделия медицинского назначения.
Имеется перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам, на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения (железными дорогами) при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси и др.
В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за последние годы существенно сокращен. Доля продукции и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 1996 г. составила 15-16% в стоимости совокупного общественного продукта.
Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Расширение прав
предприятий по самостоятельному установлению
цен и тарифов происходит с
одновременным использованием экономических
рычагов воздействия на цены, имеющихся
в распоряжении исполнительной власти
(налоги, льготные кредиты, арендная плата
и т. д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного
завышения, полнее учесть платежеспособный
спрос населения и возможности бюджета.
Размещение ресурсов
Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение
ресурсов может касаться промышленного
и сельскохозяйственного
Перераспределение доходов
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Источником формирования
государственной собственности
выступают национализация и собственно
государственное
Функции цены
Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, ее место на микро- и макроуровне проявляется через функции.
Цена выполняет измерительную функцию. Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым обслуживает экономические интересы всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя- посредника-покупателя.
Цена выполняет учетную функцию. С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в этом качестве выступает как денежное выражВ условиях рыночной экономики каждый производственный ресурс имеет свою цену, которая, как и товарная цена, реагирует на изменение спроса и предложения указанного ресурса. Действующие уровни цен на производственные ресурсы делают возможным выбор таких производственных ресурсов, при которых определенный объем производства достигается при минимуме издержек. Так, общеизвестно, что более высокая оплата рабочей силы стимулирует внедрение более технически оснащенных процессов производства, и наоборот, низкая плата рабочей силы способствует консервации устаревших и трудоемких процессов производства. Тем самым цены производственных ресурсов, ориентируя предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономии на дорогих, в той же мере, как и товарные цены, воздействуют на более эффективное распределение производственных ресурсов в масштабе общества, то есть цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов.