Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
1. Роль государственного регулирования в современной экономике. Структура финансового рынка
2. Государственное регулирование рынка денежного капитала
2.1. Основные понятия рынка денежного капитала
2.2. Роль Банка России в регулировании банковской деятельности
3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
3.1. Основные понятия рынка ценных бумаг
3.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
4. Государственное регулирование валютного рынка
4.1. Методы регулирования валютного курса
4.2. Государственное регулирование валютного рынка в Российской Федерации.
5. Государственное регулирование денежного обращения
5.1. Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики
5.2. Денежная система Российской Федерации
5.3. Задачи антиинфляционной политики
Заключение
Список использованной литературы
Инфляция - кризисное состояние денежной системы.
Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, финансов и кредита. Первопричина инфляции - диспропорции между различными сферами народного хозяйства:
1. накоплением и потреблением;
2. спросом и предложением;
3. доходами и расходами государства;
4. денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.
Существуют внутренние и внешние факторы инфляции.
Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные - монетарные. Неденежные - это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций и др. Денежные - кризис государственных финансов:
хронический дефицит бюджета;
рост государственного долга;
эмиссия денег.
Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы, валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.
Инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги, в понижении курса национальной валюты, в увеличении цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Антиинфляционная политика- комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились два основных пути такой политики:
дефляционная политика;
политика доходов.
Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы.
Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Особая роль в проведении антиинфляционной политики отводится Центральному Банку России. Одной из главных причин инфляции является финансирование дефицита государственного бюджета за счет денежной эмиссии. В соответствии с законодательством Банк России монопольно осуществляет денежную эмиссию. Кроме того, посредством регулирования величины учетной ставки, обязательных банковских резервов, объема операций на рынке государственных ценных бумаг, Банк России может влиять на предложение денег и следовательно на их стоимость.
Заключение
Таким образом, система государственного регулирования финансово - кредитной системы представляет собой сложный, эффективный и довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, прошел этапы приспособления и структурных изменений. Важно подчеркнуть, что создание эффективной системы информационного обеспечения и статистики рынка финансово -кредитных услуг позволит не только увеличить информационную прозрачность деятельности финансово-кредитных организаций, повысить инвестиционную привлекательность соответствующих рынков финансово-кредитных услуг, но и снизить вероятность монополизации финансово-кредитных рынков, повысить уровень конкуренции, качества соответствующих финансово-кредитных услуг для повышения эффективности экономики и качества жизни.
Также необходимо провести ряд действий и регулирований в сфере финансового механизма, что позволит улучшить работоспособность всей системы финансово – кредитных отношений в России:
обеспечить правовые гарантии вкладчикам банков в виде страхования банковских депозитов;
для правовой защиты банков ввести дополнительное обеспечение кредитной сделки за счет залога имущества должника, что приобретает значительные перспективы в России в связи с развитием ипотечного кредита;
расширить права кредиторов в области управления кредитными ресурсами путем преодоления информационной асимметрии на базе создания общенациональной информационной сети о кредитном рейтинге потенциальных заемщиков;
ввести налоговые льготы для банков, которые преобладающую часть средств направляют на кредитование реального сектора;
для защиты прав заемщиков необходимо преодолеть имеющую место дискриминацию различных категорий заемщиков в получении кредитов, обеспечить информационную прозрачность условий кредитных сделок.
Большое значение в современных условиях России приобретает развитие институциональной структуры банковской системы по следующим направлениям:
активизация деятельности небольших и средних банков, особенно на региональном уровне;
создание банковских союзов и более широкое использование синдицированных кредитов;
создание и расширение сферы влияния на реальный сектор экономики банков развития с привлечением ресурсов в них с помощью облигаций этих банков, обязательного перечисления амортизационных отчислений на их счета, а также за счет государственных средств, прежде всего бюджета развития;
активизация и правовое обеспечение деятельности сельской кредитной кооперации как своеобразного некоммерческого учреждения, аккумулирующего средства своих членов и использующего их для кредитования. На подобных принципах целесообразно создавать общества взаимного кредитования для малого бизнеса.
Решение рассмотренных проблем способно, на наш взгляд, укрепить кредитный потенциал коммерческих банков, снизить кредитные риски, усилить гарантии заемщиков и тем самым активизировать процесс перелива кредитных ресурсов в реальный сектор экономики, вывести регулирующий потенциал кредитной политики на новый качественный уровень.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №394-1 от 02.12.1990 г.
2. Указ Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» №2063 от 04.11.1994 г.
3. Заявление Правительства РФ, ЦБ РФ «О реструктуризации кредитных организаций» №5580п-П13 от 21.11.1998 г.
4. Монин С. Воздействие интервенций центрального банка и фискальной политики на валютный курс. Рынок ценных бумаг, 1998 г., №15.
5. Дж. Д. Сакс. Макроэкономика. Глобальный подход. М., изд. «Дело», 1996 г.
6. Российский статистический ежегодник, М., 1997 г.
7. Тогунян Г.А. Государственное регулирование в области финансов и кредита в России. изд. «Дело», 1997 г.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит. под ред. Л. А. Дробозиной, М., 1997 г.
9. Романова Т.Ф. Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма (№4 2001 г.)
10. Игнатова Т.В., Китаева Л.В. Инвестиционный потенциал кредитной политики государства (№4 2001 г.)
11. Акопян Г.Е., Росликова И.Г. Государственное регулирование валютных операций российских коммерческих банков (№4 2001 г.)
12. Барашьян В.Ю. Контрольно-счетные палаты субъектов Федерации и их роль в системе органов государственного финансового контроля (№4 2001 г.)
Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения