Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:58, контрольная работа
Целью данной работы является исследование основных принципов государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность денежного обращения;
- изучить основные современные механизмы государственного регулирования денежного обращения;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность денежного обращения……………………………...4
2. Основные механизмы государственного регулирования денежного обращения…………………………………………………………………..9
3. Особенности государственного регулирования денежного обращения в России……………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………...19
Введение
Для обеспечения нормального функционирования любой современной экономической системы особая роль принадлежит государству. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Сфера денежного обращения и кредита играет значимую роль в регулировании экономических отношений и поэтому должна находиться под контролем государства, так как сбои в этой сфере неминуемо приводят к тяжелым экономическим последствиям. Формирование и функционирование системы государственного регулирования денежного хозяйства затрагивают как установление направлений характера и масштабов государственного участия, так и создание конкретного механизма воздействия. Детальная разработка такой проблематики, безусловно, чрезвычайно важна, особенно в период перехода к новым условиям хозяйствования, однако она значительно расширяет предмет данного исследования.
Целью данной работы является исследование основных принципов государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Методологической базой служат теоретические и практические разработки российских и зарубежных ученых и экономистов, законодательные и нормативные акты органов государственного управления, а также материалы из печатных периодических изданий.
1. Понятие и сущность денежного обращения
Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.
Денежное обращение отражает направленные потоки денег между центральным банком и коммерческими банками (кредитными организациями); между коммерческими банками; коммерческими банками и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между коммерческими банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между коммерческими банками и финансовыми институтами различного назначения; между финансовыми институтами и физическими лицами.
Денежный оборот страны равен сумме всех платежей, совершаемых тремя субъектами в наличной и безналичной формах за определенный период времени. Началу движения денег предшествует концентрация их у субъектов (в кошельках населения, кассах юридических лиц, на счетах в кредитных организациях, в и казне государства) и возникновение необходимой потребности у них в деньгах. Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.
Наличное обращение
– начало движение наличных денег
в сфере обращения при выполнен
К категориям обращающихся денег относятся:
Безналичное обращение
– это движение стоимости без
участия в процессе наличных денег
путем перечисления денежных средств
по счетам различных кредитных
Безналичное обращение – обслуживает отношение между юридическими лицами различных форм собственности, юридическими лицами и кредитными учреждениями, юридическими и физическими лицами и государством, юридическими лицами и населением.
К категориям безналичного обращения относятся:
Состояние денежного обращения в странах с развитой рыночной экономикой зависит от многих факторов, но, в конечном итоге от соотношения между товарной и денежной массами. Закон денежного обращения, сформулированный К.Марксом, гласит: количество денег необходимых для товарного обращения, зависит от суммы цен реализуемых товаров, объема товаров и платных услуг, проданных в кредит, суммы платежей, срок оплаты которых наступил, объема взаимно погашенных денежных обязательств, расчеты по которым произошли без участия денег. Т.к. каждая денежная единица за определенный промежуток времени обслуживает несколько денег, то при определении количества денег следует учитывать скорость их обращения. Как свидетельствует практика, этот закон имеет всеобщее значение, т е действует во всех общественно экономических формациях с рыночной экономикой. Покупательская способность денег – кредитных и бумажных денег - зависит от соотношения между теоретически представляемым количеством золотых денег, необходимых для обращения, и количеством денежных знаков, находящихся в обращениях. Например, если для нормального товарного обращения требуется 200 руб. золотом (в России с 1897 по 1914 г. Существовал золотомонетный стандарт), а напечатали и выпустили в обращении на 400 руб. кредитных билетов, то покупательская способность рубля в этом случае снизится вдвое и будет составлять 50 копеек золотом. Подчеркивая это обстоятельство, К.Маркс писал, что « специфический закон обращения бумажных денег может возникнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего» и далее «…выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (или серебро)».
Однако уже давно не в одной стане мира нет золотого обращения. Это позволяет многим современным экономистам подтверждать, что в настоящее время нет никакой связи между золотыми полноценными деньгами и денежными знаками, находящимися в обращении. По их мнению, покупательная способность денег определяется не золотом, а стоимостью реализуемых за деньги товаров и услуг. Поэтому при дополнительном выпуске денежных знаков покупательная способность денежной единицы падает, а цены растут. Так происходит до наступления равновесия между стоимостью реализованных товаров и платных услуг и величиной денежной массы. При продолжении неоправданной Эмиссии денежных знаков подобный процесс продолжается.
Важнейшим количественным
показателем денежного
Таким образом, определение структуры денежной массы повышает эффективность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень давления денежных средств включаемый в каждый агрегат, на формирование спроса, а следовательно и цен на рынке товаров и услуг.
2. Основные механизмы государственного регулирования денежного обращения
Реализация определенного вида политики связана с разработкой механизмов управления объектом, его регулирования. Механизм государственного регулирования – это способ воздействия субъекта управления (государства) на объект для достижения поставленных целей.
Основным проводником государственной денежно-кредитной политики является Банк России. На сегодняшний момент главной задачей для себя Банк России считает поддержание стабильности денежной системы и укрепление покупательной способности национальной валюты – российского рубля.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России особо ответствен, т.к. он наделенный исключительным правом эмиссии денег, за поддержание общего равновесия в сфере денежного обращения. Единственной отличительной чертой от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости отошли от металлической основы, Центральный банк должен создать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.
Используя на практике денежно-кредитную политику как средство государственного регулирования экономики, Центральный банк должен привлекать следующие инструменты:
а) дисконтную политику (ставки учетного процента);
б) нормы обязательных резервов кредитных заведений;
в) работа на открытом рынке;
г) регламентацию экономических нормативов для кредитных заведений и другие.
Рассмотрим более подробно эти формы кредитного регулирования.
Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай – переучет векселей, находящихся в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке.
Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета называют также официальной учетной (процентной) ставкой. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения