Государственное регулирование движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание

Начиная с 70-х гг. ХХ в. регулирование международных экономических отношений осуществляется на уровне стран Большой семерки — ведущих промышленно развитых стран Запада (США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Канады и Италии). Ими обычно принимаются глобальные решения в области мировой торговли, валютно-денежной политики, инвестиций, миграции капиталов. В настоящее время эти решения являются определяющими для многих других стран и международных кредитно-финансовых институтов.
Цель работы – рассмотреть основные аспекты государственного и межгосударственного регулирования движения капитала.

Содержание

Введение
1. Сущность международного движения капитала
2. Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала
2.1 Государственное регулирование движения капитала
2.2 Межгосударственное регулирование
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

госрегулирование.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

 работающие  на привлечения иностранных инвестиций. К ней относятся следующие  меры: налоговые и таможенные  льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.  

 работающие  на ограничение иностранных инвестиций: ограничение доли иностранцев  в уставном капитале компаний; определение сфер экономической  деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.  

 В  практической деятельности государства  используется обычно совокупность  мер из той и другой группы. 

 С  целью создания благоприятного  инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций.  

  Можно выделить три вида данных инструментов: 

  Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса «пионера»).  

  Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями.  

  Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).  

 Вторым  направлением государственного  воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, размещения капитала на банковских депозитах и различных счетах.  

 В  развитых странах государственное  регулирование экспорта капитала  представляет собой комплекс  мер государственной поддержки  вывоза капитала, в первую очередь  прямых инвестиций, это меры информационной  и технической поддержки инвесторов  в содействие в поиске зарубежного партнера, организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, реализации инвестиционных проектов, финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование. 

 Иногда  капитал вывозится за рубеж  не столько по причине увеличения  прибыли, сколько по мотивам  сохранения его путем помещения  в более стабильные и надежные  условия. В последнем случае  говорят о «бегстве» или «утечке»  капитала за границу.  

 Основная  причина «бегства капитала» - отсутствие благоприятного инвестиционного  климата. Как показывает мировой  опыт, такое явление возникает  прежде всего в тех странах,  где существует политическая  нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов. 

 Помимо  официальных каналов, капитал  может вывозиться за границу  и неофициально. К последней форме  относится вывоз за границу  незаконно полученного (криминального)  капитала. Незаконные методы перевода  капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте. 

 Государственное  регулирование экспорта капитала  должно быть направлено на  сокращение объемов незаконного  вывоза капиталов, для чего  необходимо, прежде всего, осуществлять  мероприятия по улучшению инвестиционного  климата в стране. 

  Особое место в системе государственного регулирования внешне-экономической деятельности занимает валютное регулирование.  

 Валютное  регулирование может включать  в себя валютные ограничения.  По конечному эффекту они близки  к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования.  

 Валютные  ограничения могут регламентировать  операции резидентов и нерезидентов  с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением  ограничений на перевод за  рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством.  

 Валютный  контроль - система государственных  мер, контролирующих все сделки  между страной и остальным  миром, куда входит контроль  за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д.  

 В  условиях резкого ухудшения внешнеэкономического  положения и увеличения дефицита  платежного баланса даже промышленно  развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд. 
 

2.2 Межгосударственное  регулирование 
 

  Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения.  

 Документом  по регулированию иностранных  капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (1994 г.) «Добровольный кодекс» прямых инвестиций. В этом документе заключены следующие принципы; 

 инвестиционные  стимулы не должны исключать  ослабление требований к области  здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды; 

 в  отношении стран – доноров  не должна проводиться политика  дискриминации; 

 следует  предоставлять национальный инвестиционный  режим для иностранных инвесторов  в принимающей стране; 

 необходимо  правовое обеспечение разрешения споров путём консультаций и переговоров сторонами либо через арбитраж; 

 требования, регулирующие инвестиции, ограничивающие  рост торговли и капиталовложений, следует минимизировать; 

 должны  быть устранены барьеры при  вывозе капитала; 

 в  принимающей стране следует создать  условия для обеспечения регистрации  и конвертируемости иностранных  инвестиций. 

       Важной формой международных  экономических отношений также  стала деятельность международных финансово-кредитных институтов. Это, прежде всего, относится к МВФ(международный валютный фонд), МБРР(международный банк реконструкции и развития), ЕБРР(европейский банк реконструкции и развития), БМР(банк международных расчетов), а также региональным учреждениям такого типа. Основные направления деятельности этих институтов сводятся к предоставлению валютно-финансовой помощи различным странам в виде кредитов на стабилизацию экономики, выравнивание платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирование денежно-кредитных и валютных систем.

  Большая часть денежных ресурсов, реализуемых данными институтами, идет на оказание помощи развивающимся странам и в меньшей степени - развитым странам (малым, а с начала 90-х гг. - странам Восточной и Центральной Европы, СНГ, с так называемой переходной экономикой).

      

     В 80-90-х гг. прошлого века роль таких институтов резко возросла в системе международных экономических отношений с точки зрения предоставления займов на развитие национальных экономик. В связи с растущей задолженностью по кредитам и займам МВФ и МБРР осуществляют также мероприятия по реструктуризации долгов ряда стран. Таким образом, международные кредитно-финансовые институты принимают активное участие в формировании валютно-финансовой сферы современных международно-экономических отношений.  

 Россия  с 1992 г. является участником  многостороннего соглашения о  гарантировании инвестиций (Сеульская  конвенция), международной конвенции  по урегулированию инвестиционных  споров (Вашингтонская конвенция). В  1993 г. РФ и другие страны  СНГ подписали многосторонний договор о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. 
 

Информация о работе Государственное регулирование движения капитала