Государственное регулирование и развитие АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:10, реферат

Описание

Проблемы развития российского АПК, требующие комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, эколого-экономических, социальных и правовых вопросов, сложны и многогранны. Вместе с тем, в отечественной экономической литературе недостаточно уделяется внимание проблемам развития АПК, затрагиваются только отдельные стороны функционирования агропромышленного производства, мало освещена теория и практика функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом специфических особенностей и тенденций его формирования и развития в изменившихся условиях хозяйствования, а также как приоритетному объекту государственного регулирования.

Содержание

Введение.
1. Понятие и сущность агропромышленного комплекса страны
2. Государственное регулирование АПК.
3. Реализация государственной политики в АПК.
Заключение.
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

гос.рег.нац.эк-ки.docx

— 42.92 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.                                                                                                           3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ.                                                                                                             5

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК.                                        9

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В АПК.                   16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                                  19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                           20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Проблемы развития российского  АПК, требующие комплексного, системного решения множества производственно-экономических, организационных, эколого-экономических, социальных и правовых вопросов, сложны и многогранны. Вместе с тем,  в отечественной экономической литературе недостаточно уделяется внимание проблемам развития АПК, затрагиваются только отдельные стороны функционирования агропромышленного производства, мало  освещена  теория и практика функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом специфических особенностей и тенденций его формирования и развития в изменившихся условиях хозяйствования, а также как приоритетному объекту государственного регулирования.

Недостаточно разработан и не опробован на практике комплекс мероприятий, охватывающий регулирование АПК, включая взаимоотношения государства с субъектами аграрного рынка, государственное регулирование спроса и предложения товаров на продовольственном рынке, бюджетное финансирование сельского хозяйства, государственную поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, содействие государства развитию производственной и рыночной инфраструктуры, мер ценового, налогового и финансового регулирования агропромышленного производства. Требуют освещения вопросы оптимального соотношения государственного и негосударственного регулирования аграрных рынков, формирования финансовых механизмов и инструментов продовольственных рынков, информационного обеспечения продовольственного рынка и рынка ресурсов в АПК.

Актуальность исследования многочисленных аспектов развития агропромышленного  комплекса и агропродовольственного рынка определяется также непоследовательностью  и противоречивостью принятых за последнее время законодательных  актов, непосредственно связанных  с функционированием АПК, формированием  и совершенствованием рыночных отношений в аграрной сфере экономики, и в ряде случаев полным игнорированием законов и невыполнением их на практике.

Широкомасштабное формирование и  развитие агропродовольственных рынков различных видов определяет необходимость  комплексной оценки их современного состояния, определения стратегии  и тактики развития, усиления позитивного  воздействия на стабилизацию и рост эффективности основных отраслей сельскохозяйственного  производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО  КОМПЛЕКСА СТРАНЫ.

Современное сельскохозяйственное производство в значительной степени зависит  от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства.

Агропромышленный комплекс, или  сокращенно АПК, представляет собой  совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского  хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя.

Термин «агропромышленный комплекс»  вошел в оборот в середине семидесятых  годов, к этому времени он сформировался  как единое целое. Формирование агропромышленного  комплекса исторически вызвано  научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства  с промышленностью.

В создание конечной продукции агропромышленного  комплекса на различных стадиях  производства и обращения прямо  или косвенно участвует более 70 отраслей народного хозяйства. В состав АПК  входят только отрасли, технологически и экономически взаимосвязанные  и непосредственно участвующие как в процессе производства, так и в доведении конечной продукции до потребителя. Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления, составляет отраслевую структуру агропромышленного комплекса.

Основными социально-экономическими целями развития АПК являются:

  1. достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;
  2. решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;
  3. удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;
  4. перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;
  5. улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;
  6. изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции.

Конечная цель АПК коротко  может быть сформулирована так: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства.

Агропромышленный комплекс включает в себя три основные сферы.

Первая сфера состоит  из отраслей, обеспечивающих агропромышленный комплекс средствами производства, а  также занятых производственно-техническим  обслуживанием сельского хозяйства.

Во вторую сферу АПК  входят предприятия и организации, непосредственно занимающиеся производством  сельскохозяйственной продукции.

В третью сферу АПК включаются отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителя.

В первую сферу АПК включаются: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, продовольственное машиностроение, производство специализированного автотранспорта, мелиоративной техники, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, микробиологическая промышленность, капитальное строительство в агропромышленном комплексе, ремонт сельскохозяйственной техники. Отрасли, входящие в первую сферу агропромышленного комплекса, призваны обеспечивать ресурсами процесс производства, создавать базу для индустриализации сельского хозяйства и способствовать нормальному функционированию всех звеньев комплекса. От их деятельности во многом зависит ритмичность, поточность и массовость производства сельскохозяйственной продукции и конечного продукта в целом.

На долю первой сферы агропромышленного  комплекса приходится почти 15% общего объема произведенной продукции, 13% производственных фондов и 22% численности  работников.

Главной составной частью второй сферы АПК является непосредственно  сельскохозяйственное производство, в  котором выделяют две основные отрасли - растениеводство и животноводство. Внутри самих отраслей растениеводства и животноводства существуют также отраслевое деление. В растениеводстве выделяют: овощеводство, садоводство, зерновое производство, хлопководство, льноводство и др. В составе животноводства выделяют отрасли по видам животных: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство. Наряду с этим выделяются животноводческие отрасли по характеру производимой продукции: молочное скотоводство, мясошерстное овцеводство и т. д.

Сельское хозяйство дает 95-96% производимого в стране продовольствия, остальные 4-5% - продукция морей, рек, озер, лесов. Кроме того, сельское хозяйство поставляет натуральное сырье - шерсть, льноволокно, масло, семена различных культур, сахарную свеклу и др.

Продукция сельского хозяйства  не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции.

Вторая сфера агропромышленного  комплекса производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано  свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников.

В результате аграрной реформы, в соответствии с действующим  Гражданским кодексом Российской Федерации  и другими законодательными актами, основными хозяйствующими субъектами в стране и в аграрном секторе  экономики, в частности, являются такие  новые формирования, как общества, товарищества, кооперативы и другие предприятия. Значительно снизилась доля государственных предприятий.

Современный уровень научно-технического прогресса позволяет одному человеку, непосредственно занимающемуся  сельскохозяйственным производством, производить продукцию для 60-70 человек. В России на одного среднегодового работника сельского хозяйства  приходится 15 жителей страны, это  следствие довольно низкой производительности труда в сельском хозяйстве, а  также недостаточного развития третьей  сферы и инфраструктуры АПК.

Переходный период в аграрной экономике  требует оптимального сочетания  государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК.

От состояния агропромышленного  комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень  населения. В сельском хозяйстве  и пищевой промышленности работает каждый пятый занятый в сфере материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%, на долю продовольственных товаров приходится 46% общего объема розничного товарооборота. В сельской местности проживает 27% населения страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения.

Переходный период в аграрной экономике  требует оптимального сочетания  государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях. В этой связи ключевое значение приобретают инновационно-инвестиционные факторы экономического развития, позволяющие обеспечить экономический рост в условиях непрерывной экономии трудовых затрат в расчете на единицу производимой продукции. И с этой точки зрения инновационному трудосберегающему пути развития российской экономики и ее аграрного сектора нет разумной альтернативы.

Сутью государственной инновационной  политики в аграрной сфере, как и  во всем народном хозяйстве, становится, прежде всего, создание и поддержка  соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство ресурсосберегающих проектов и разработок, стимулирование инновационной активности предприятий путем страхования  рисков, налоговых послаблений, таможенно-тарифной политики, создания объектов с высоким научным и производственным потенциалом в виде особых экономических и региональных внедренческих зон и наукоградов.

В сфере сельского хозяйства  выделяются, как известно, по меньшей  мере четыре основных направления инноваций: селекционно-генетические, производственно-технологические, организационно-управленческие, экономико-социоэкологические, которые все более конкретно выступают как факторы, реально воздействующие на развитие агропродовольственных систем и отражающие их объективно существующую многофункциональность. При этом в настоящее время всевозрастающее значение в методологическом плане приобретает разработка способов встраивания научно-технических факторов в общую стратегию развития АПК, выявление и оценка инновационных рисков при разработке и реализации аграрных проектов и программ

Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования.

При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора - сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.

Государственная поддержка  агропромышленного комплекса в  Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной  программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446.

Информация о работе Государственное регулирование и развитие АПК