Государственное регулирование экономики: сущность, необходимость и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование экономики – это система мер воздействия государства на те или иные стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития.

Содержание

Содержание

Сущность и содержание ГРЭ…………………........3
Объективная необходимость ГРЭ……………........4
Цели и задачи ГРЭ………………………………….8
Заключение………………………………………….11

Сущность и содержание ГРЭ

Работа состоит из  1 файл

экон контрол.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Экономика

По  теме: Государственное регулирование экономики: сущность, необходимость и цели

 

 

Содержание

 

Сущность и  содержание ГРЭ…………………........3

Объективная необходимость  ГРЭ……………........4

Цели и задачи ГРЭ………………………………….8

Заключение………………………………………….11

 

Сущность и  содержание ГРЭ

 

Государственное регулирование экономики – это  система мер воздействия государства  на те или иные стороны экономической  жизни с целью достижения устойчивого  развития.

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. К общественным организациям, которые также участвуют в регулировании экономики, можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей и фермеров, советы по экологии и пр.

Государственное регулирование экономики — это  процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.

Государственное регулирование экономики - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

В системе мер  государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и  научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части  воспроизводственного процесса: регулирование  ресурсов, производства и финансов.

Содержание  государственного регулирования экономики  определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:

• информационную поддержку участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;

• обоснование важнейших  моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;

• выполнение мероприятий  развития государственного сектора  экономики — важнейшего инструмента  воздействия государства на экономику страны.

 

Объективная необходимость ГРЭ

 

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Однако нерегулируемый и  непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Именно в силу несостоятельности  и несовершенства рынка государственное  вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым  и оправданным. Причем чем выше уровень  развития производительных сил, тем  выше разделение труда между предприятиями, отраслями; чем выше роль конкуренции, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность

Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка справедливым считается  получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую  стабильность, сглаживает циклическую  форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые  принципиально не может осуществить  сам рынок. Следовательно, государственное  регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных  странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

          Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры  ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики  является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли  всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования  денежного обращения – это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

 

Цели и задачи ГРЭ

 

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя. Однако, существуют множество других конкретных целей, которые подчинены генеральной цели:

Повышение уровня жизни населения страны:

рост доходов  на душу населения,

товарное обеспечение  денежных доходов,

обеспечение населения  социальными благами.

Поддержание социальной стабильности в обществе:

соблюдение  границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент  Джини, децильный коэффициент и пр.)

выполнение  обязательств государства перед  населением, перед занятыми, перед  несамодеятельным населением и пр.

контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.

Обеспечение условий  развития экономики страны в будущем:

финансирование  научно-технического прогресса,

обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,

рациональное  размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.

Экологическая безопасность страны:

уровень загрязнения  водных ресурсов,

уровень загрязнения  воздушного бассейна,

нарушения в  использовании земельных ресурсов.

Внешнеэкономическое равновесие. Развивать экономические  международные связи.

Поощрение конкуренции:

Поддержание конкурентной среды,

Борьба с  монополизмом

Обеспечение экономической  стабильности

Стабилизация  денежного обращения:

Обеспечение стабильности цен,

Обеспечение устойчивости национальной валюты

Совершенствование и регулирование отраслевой и  региональной структуры национальной экономики

Целевые установки  реализуются на основе использования  целого ряда определенных принципов государственного регулирования экономики. Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей.

Задачи государственного регулирования экономики — это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:

экономическая свобода;

стабильный  уровень цен;

экономический рост и экономическое развитие;

ориентация  на достижение экономической эффективности;

полная и  эффективная занятость;

справедливое  распределение доходов;

сбалансированность  внешнеторгового баланса страны.

Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это — взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели:

экономический рост;

высокий уровень занятости;

стабильность  цен или устойчивость денег;

внешнеэкономическое равновесие.

 

Заключение

Информация о работе Государственное регулирование экономики: сущность, необходимость и цели