Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:18, доклад
В целом положение малого бизнеса в период кризиса оказалось наиболее затруднительным по сравнению с положением среднего и крупного бизнеса, в первую очередь благодаря большей доступности государственных дотаций для крупных предприятий. Об этом свидетельствует исследование Независимого института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанное на данных Росстата.
В целом положение малого бизнеса в период кризиса оказалось наиболее затруднительным по сравнению с положением среднего и крупного бизнеса, в первую очередь благодаря большей доступности государственных дотаций для крупных предприятий. Об этом свидетельствует исследование Независимого института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанное на данных Росстата. Однако, начиная с января 2009 года, по мнению аналитиков, наметились некоторые положительные тенденции — во многом благодаря изменениям в законодательстве. Были приняты следующие меры.
Законодательство
В январе 2009 года вступил
в силу Закон от 24 июля 2007 года №
209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
За малыми предприятиями был закреплён более чёткий экономический и юридический статус. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу теперь стали зависеть от численности персонала компании (не более 15 человек) и её годовой выручки (прибыль не должна превышать 400 млн рублей). Вступление в силу данных положений планировалось в 2010 году.
С 1 июля 2009 года количество
проверок в сфере малого предпринимательства
существенно сократилось в
В 2009 году был разработан
ряд законопроектов с целью уменьшения
контроля за малым предпринимательством
со стороны налоговых и
Обязательную сертификацию
предприятий было разрешено заменять
декларацией соответствия. Это было
сделано для сокращения издержек
предпринимателей на процедуры подтверждения
безопасности товаров и услуг.
В течение 2009 года велась
подготовка к кардинальным и давно
ожидаемым переменам в
Экономическая поддержка
В рамках антикризисных
мер в 2009 году был снижен налог
на прибыль — до 20 %. Малые предприятия
получили ряд дополнительных налоговых
льгот по амортизации оборудования.
Кроме того, от налогообложения были
освобождены ввозимое технологическое
оборудование, которое не производится
в России, а также средства, предназначенные
для обучения персонала.
Финансовая поддержка
малого бизнеса со стороны государства
включала в себя субсидирование и
помощь в получении кредита. Антикризисные
меры правительства России на 2009 год
по субсидированию малых предприятий
включали выделение средств для
начинающих предпринимателей (до 300 тыс.
руб.), для занятых в приоритетных
областях (до 5 млн руб.), для осуществления
конкретных инновационных проектов
(до 2,5 млн руб.), для молодёжных проектов
(до 1 млн руб.). По действующей на
тот момент программе микрофинансирования
стало возможным получение
Приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, если срок составляет 2—3 года; 30 % при сроке 1—2 года.
Кроме субсидирования,
государство осуществляло и компенсацию
процентных ставок по кредитам, которые
предприниматели получали в коммерческих
банках. С этой целью были созданы
специальные фонды поддержки
малого бизнеса, взявшие на себя поручительства
по кредитам в размере до 50 % от суммы
обязательств заёмщика. Для приоритетных
направлений малого предпринимательства
Фонд содействия кредитованию предоставлял
поручительства до 70 % от кредитной
суммы. Гарантируемая фондом сумма
ссуды для малых
Прогнозы-2009
По мнению большинства
экспертов, точные прогнозы относительно
перспектив развития малого бизнеса
в условиях кризиса в 2009 году было
давать преждевременно, но единого
мнения по этому вопросу не было.
Некоторые радикально настроенные
аналитики, например, Михаил Хазин, предрекали
крайне тяжёлое положение сектора.
Другие, напротив, давали в целом
оптимистичные прогнозы. «Мы можем
говорить о выходе из рецессии», —
заявил министр финансов Алексей
Кудрин осенью 2009 года. По его мнению,
«мировой финансовый кризис будет затяжным,
а выход из него — медленным»,
в течение года или полутора лет
продолжится рост безработицы, произойдёт
замедление промышленного производства.
Однако в таких
условиях прогнозировались и некоторые
положительные тенденции. По мнению
руководителя Департамента поддержки
и развития малого предпринимательства
Москвы Михаила Вышегородцева, безработные
будут предпринимать попытки
по созданию собственного бизнеса: «будет
больше желающих не устроиться куда-то
в крупную компанию, потому что
таких возможностей может и не
быть, а заняться собственным бизнесом».
Эксперт полагал, что это может
стать стимулом для развития малого
предпринимательства: «количество
реального бизнеса будет
Тем не менее, статистические
показатели свидетельствовали об обратном.
В 2009 году продолжились тенденции снижения
оборота розничной торговли, падения
показателей динамики инвестиций в
основной капитал (в апреле 2009 года
был достигнут самый низкий уровень
— показатели динамики упали на
16,2 %). По мнению директора департамента
стратегического анализа ФБК
Игоря Николаева, дальнейшие перспективы
зависели, главным образом, от этих
двух показателей. Эксперт полагал,
что кризис достиг дна в конце
2009 года, и такое состояние экономики
продлится довольно долго.
Итоги-2009
Количество малых
и средних предприятий в России
за год выросло на 9,3 % — с 5 126,9
до 5 605,8 единиц. При этом динамика численности
зависела от штата предприятий —
микропредприятий стало больше на 30,6
%, а количество предприятий с
численностью работников от 15 до 100 человек
снизилось почти на 20 %. Количество
занятых в МСБ сократилось
за год на 1,1 %, товарооборот упал на
9,7 % (в том числе в микросекторе
на 6 %), а инвестиции сократились
на 26,7 % (в том числе в микросекторе
на 40 %).
На поддержку малого
бизнеса федеральный бюджет выделил
в 2009 году, по разным сведениям, от 10,5 до
18,7 млрд руб. По расчётам общественной
организации предпринимателей МСБ
«Опора России», это составило 1,6 % от
общего объёма федеральной антикризисной
поддержки экономике.] Росфиннадзор
установил, что около 1 млрд руб федеральных
субсидий региональному малому бизнесу
(5,5 % общего их объёма) не дошла до адресатов,
а 822,3 млн руб остались неиспользованными.
Эксперты заметили, что доля растрат
гораздо больше: 20—30 % госбюджета.
В сфере банковского
кредитования сектор малого и среднего
бизнеса (МСБ), как отмечало агентство
«Эксперт РА», стал единственным развивающимся
— за 2009 год объём кредитования
компаний сектора достиг 2,648 трлн руб.,
увеличившись по сравнению с 2008 годом
на 3,7 %.Среди негативных факторов, проявившихся
в 2009 году, директора банков называли
введение налогообложения субсидий
и низкий уровень финансовой грамотности
предпринимателей. Прогнозируя рост
сектора кредитования МСБ, банкиры
в то же время предостерегали от
резкого перелива банковских капиталов
с потребительского кредитования на
помощь малому бизнесу — иначе
малый бизнес столкнётся с падением
спроса. НИСИПП как негативную отмечал
тенденцию первоочередного
В строительной отрасли
объёмы работ снизились за год
на 18 % (данные Минэкономразвития), а
доля замороженных строящихся жилых
домов достигла 30 % (данные Российского
союза строителей).[19] Замена лицензирования
на допуски СРО оказалась не только
очень позитивным для отрасли
фактом, но и вызвала желание других
отраслей последовать этой практике.
В июне 2010 года в России работали
223, а в сентябре 230 СРО, их участницами
были более 80 тысяч компаний. Строители
отметили, что благодаря СРО в
отрасли заметно снизилось
Госполитика
На поддержку малого
бизнеса правительство в 2010 году
выделило 15,4 млрд рублей, из них 8,4 млрд
руб. в виде субсидий регионам и 7 млрд
руб. на дополнительную капитализацию
Российского банка развития (РосБР)
— для расширения его линейки
ориентированных на малый бизнес
кредитных продуктов. Кроме того,
малому бизнесу были предоставлены
не менее 80 млрд руб. госгарантий.
С 2010 года правительство
начало ухудшать условия налоговой
политики для малого бизнеса. С 1 января
2010 года единый социальный налог (ЕСН)
был заменён взносами в госфонды,
хотя на финансовом положении большинства
малых предприятий это не сказалось —
совокупный размер взносов остался на
уровне 26 % от размера фонда оплаты труда
(ФОТ).
Летом 2010 года Минфин
приступил к обсуждению грядущих
негативных изменений в системе
налогообложения малого бизнеса, предложив
с 2014 года отменить единый налог на
вменённый доход (ЕНВД), а с 2011 года
перейти на систему патентов и, снизив
предельную численность работников
предприятия, ограничить количество плательщиков
ЕНВД. В 2010 году плательщиками ЕНВД
были 55 % малых и средних предприятий,
37 % платили налог по упрощённой системе
(УСН) и 8 % — по общей системе налогообложения
(данные «Опоры России»).
С 1 января 2011 года правительство,
упирая на необходимость поддержания
доходов пенсионной системы и
несмотря на протесты предпринимателей,
приняло решение увеличить
Одновременно с
ужесточением налогообложения, правительство
с 1 января 2011 года постаралось упростить
регистрацию новых
Политика банков
Обещанная в 2010 году
государством финансовая поддержка
малого бизнеса стимулировала работу
банков с малыми предприятиями и
индивидуальными
Информация о работе Государственное регулирование экономики во время кризиса 2008-2009 года