Государственное регулирование экономики во время кризиса 2008-2009 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:18, доклад

Описание

В целом положение малого бизнеса в период кризиса оказалось наиболее затруднительным по сравнению с положением среднего и крупного бизнеса, в первую очередь благодаря большей доступности государственных дотаций для крупных предприятий. Об этом свидетельствует исследование Независимого института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанное на данных Росстата.

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики во время кризиса 2008.docx

— 22.30 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование  экономики  во время кризиса 2008-2009 года.

В целом положение  малого бизнеса в период кризиса  оказалось наиболее затруднительным  по сравнению с положением среднего и крупного бизнеса, в первую очередь  благодаря большей доступности  государственных дотаций для  крупных предприятий. Об этом свидетельствует  исследование Независимого института  системных исследований проблем  предпринимательства (НИСИПП), основанное на данных Росстата. Однако, начиная  с января 2009 года, по мнению аналитиков, наметились некоторые положительные  тенденции — во многом благодаря  изменениям в законодательстве. Были приняты следующие меры.

Законодательство

В январе 2009 года вступил  в силу Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

За малыми предприятиями  был закреплён более чёткий экономический  и юридический статус. Критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу  теперь стали зависеть от численности  персонала компании (не более 15 человек) и её годовой выручки (прибыль  не должна превышать 400 млн рублей). Вступление в силу данных положений  планировалось в 2010 году.

С 1 июля 2009 года количество проверок в сфере малого предпринимательства  существенно сократилось в связи  со вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверки малых предприятий начали проводиться не чаще одного раза в  три года. Однако внеплановые проверки бизнеса полностью не были запрещены. Также остался прежним и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. 

В 2009 году был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства  в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право  выкупать арендуемые помещения 

Обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия. Это было сделано для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения  безопасности товаров и услуг. 

В течение 2009 года велась подготовка к кардинальным и давно  ожидаемым переменам в строительной отрасли. С 1 января 2010 года лицензирование строительной деятельности заменялось саморегулированием, и строительные организации, занимающиеся производством  изложенных в государственном Перечне  работ,[18] были обязаны вступить в  саморегулируемые организации (СРО). Предполагалось, что членские взносы СРО образуют спецфонд, из которого, в случае строительного  брака, будут покрыты расходы  на реконструкцию. Предполагалось, что  размер взносов составит от 300 тыс. до 1 млн рублей плюс ежегодные взносы 100—200 тыс. рублей плюс возмещение расходов спецфонда в случае их появления. Требование и правила перехода отрасли  на саморегулирование вызвали у  строителей и наблюдателей много  вопросов и ожидание монополизации  строительного рынка. Однако с помощью  ФАС удалось вдвое сократить  список подпадающих под необходимость  получения допуска СРО работ  в Перечне — большинство их выполняли в строительстве именно малые предприятия, для которых  требуемые суммы за членство в  СРО были неподъёмны. 

Экономическая поддержка 

В рамках антикризисных  мер в 2009 году был снижен налог  на прибыль — до 20 %. Малые предприятия  получили ряд дополнительных налоговых  льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое  оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные  для обучения персонала. 

Финансовая поддержка  малого бизнеса со стороны государства  включала в себя субсидирование и  помощь в получении кредита. Антикризисные  меры правительства России на 2009 год  по субсидированию малых предприятий  включали выделение средств для  начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн руб.), для осуществления  конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн руб.), для молодёжных проектов (до 1 млн руб.). По действующей на тот момент программе микрофинансирования  стало возможным получение кредита  в размере до 350 тыс. руб. по так  называемой упрощённой схеме, то есть без залога и поручительства.

Приоритетными сферами  деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали  жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и  ремесленничество, молодёжное предпринимательство  и услуги для малообеспеченных слоёв  населения. Для этих направлений  были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, если срок составляет 2—3 года; 30 % при  сроке 1—2 года.

Кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию  процентных ставок по кредитам, которые  предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы  специальные фонды поддержки  малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы  обязательств заёмщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства  Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70 % от кредитной  суммы. Гарантируемая фондом сумма  ссуды для малых предпринимателей — 70 млн руб. 

Прогнозы-2009

По мнению большинства  экспертов, точные прогнозы относительно перспектив развития малого бизнеса  в условиях кризиса в 2009 году было давать преждевременно, но единого  мнения по этому вопросу не было. Некоторые радикально настроенные  аналитики, например, Михаил Хазин, предрекали крайне тяжёлое положение сектора. Другие, напротив, давали в целом  оптимистичные прогнозы. «Мы можем  говорить о выходе из рецессии», —  заявил министр финансов Алексей  Кудрин осенью 2009 года. По его мнению, «мировой финансовый кризис будет затяжным, а выход из него — медленным», в течение года или полутора лет  продолжится рост безработицы, произойдёт замедление промышленного производства. 

Однако в таких  условиях прогнозировались и некоторые  положительные тенденции. По мнению руководителя Департамента поддержки  и развития малого предпринимательства  Москвы Михаила Вышегородцева, безработные  будут предпринимать попытки  по созданию собственного бизнеса: «будет больше желающих не устроиться куда-то в крупную компанию, потому что  таких возможностей может и не быть, а заняться собственным бизнесом». Эксперт полагал, что это может  стать стимулом для развития малого предпринимательства: «количество  реального бизнеса будет увеличиваться». Возможные положительные тенденции  отмечал и генеральный уполномоченный Торгово-промышленной палаты РФ в странах  ЕС, председатель правления компании Investbau AG Юрий Жданов, утверждавший, что  на развитие малого предпринимательства  повлияет снижение роли крупных компаний. 

Тем не менее, статистические показатели свидетельствовали об обратном. В 2009 году продолжились тенденции снижения оборота розничной торговли, падения  показателей динамики инвестиций в  основной капитал (в апреле 2009 года был достигнут самый низкий уровень  — показатели динамики упали на 16,2 %). По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК  Игоря Николаева, дальнейшие перспективы  зависели, главным образом, от этих двух показателей. Эксперт полагал, что кризис достиг дна в конце 2009 года, и такое состояние экономики  продлится довольно долго. 
 
 

Итоги-2009

Количество малых  и средних предприятий в России за год выросло на 9,3 % — с 5 126,9 до 5 605,8 единиц. При этом динамика численности  зависела от штата предприятий —  микропредприятий стало больше на 30,6 %, а количество предприятий с  численностью работников от 15 до 100 человек  снизилось почти на 20 %. Количество занятых в МСБ сократилось  за год на 1,1 %, товарооборот упал на 9,7 % (в том числе в микросекторе на 6 %), а инвестиции сократились  на 26,7 % (в том числе в микросекторе на 40 %). 

На поддержку малого бизнеса федеральный бюджет выделил  в 2009 году, по разным сведениям, от 10,5 до 18,7 млрд руб. По расчётам общественной организации предпринимателей МСБ  «Опора России», это составило 1,6 % от общего объёма федеральной антикризисной  поддержки экономике.] Росфиннадзор установил, что около 1 млрд руб федеральных  субсидий региональному малому бизнесу (5,5 % общего их объёма) не дошла до адресатов, а 822,3 млн руб остались неиспользованными. Эксперты заметили, что доля растрат  гораздо больше: 20—30 % госбюджета. 

В сфере банковского  кредитования сектор малого и среднего бизнеса (МСБ), как отмечало агентство  «Эксперт РА», стал единственным развивающимся  — за 2009 год объём кредитования компаний сектора достиг 2,648 трлн руб., увеличившись по сравнению с 2008 годом  на 3,7 %.Среди негативных факторов, проявившихся в 2009 году, директора банков называли введение налогообложения субсидий и низкий уровень финансовой грамотности  предпринимателей. Прогнозируя рост сектора кредитования МСБ, банкиры  в то же время предостерегали от резкого перелива банковских капиталов  с потребительского кредитования на помощь малому бизнесу — иначе  малый бизнес столкнётся с падением спроса. НИСИПП как негативную отмечал  тенденцию первоочередного кредитования успешных малых предприятий, но, по мнению ряда экспертов, именно такая  политика оправдывала себя в долгосрочной перспективе. 

В строительной отрасли  объёмы работ снизились за год  на 18 % (данные Минэкономразвития), а  доля замороженных строящихся жилых  домов достигла 30 % (данные Российского  союза строителей).[19] Замена лицензирования на допуски СРО оказалась не только очень позитивным для отрасли  фактом, но и вызвала желание других отраслей последовать этой практике. В июне 2010 года в России работали 223, а в сентябре 230 СРО, их участницами  были более 80 тысяч компаний. Строители  отметили, что благодаря СРО в  отрасли заметно снизилось количество компаний-однодневок, стало больше порядка, а главное — удалось  защитить граждан от недобросовестных застройщиков.К ноябрю 2010 года в  стране было 589 СРО в строительстве, проектировании, оценке, аудите и пр. О желании создать собственные  саморегулируемые организации заявили  патентные поверенные, пожарные, медики,многоквартирные  дома,туристские организации, форексные  компании. Страховщики собрались  объединить собственные СРО в  единый союз. Правительство занялось подготовкой закона о СРО, пытаясь  создать механизм саморегулирования  в качестве замены административному  государственному контролю. 

Госполитика

На поддержку малого бизнеса правительство в 2010 году выделило 15,4 млрд рублей, из них 8,4 млрд руб. в виде субсидий регионам и 7 млрд руб. на дополнительную капитализацию  Российского банка развития (РосБР) — для расширения его линейки  ориентированных на малый бизнес кредитных продуктов. Кроме того, малому бизнесу были предоставлены  не менее 80 млрд руб. госгарантий. 

С 2010 года правительство  начало ухудшать условия налоговой  политики для малого бизнеса. С 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) был заменён взносами в госфонды, хотя на финансовом положении большинства малых предприятий это не сказалось — совокупный размер взносов остался на уровне 26 % от размера фонда оплаты труда (ФОТ). 

Летом 2010 года Минфин приступил к обсуждению грядущих негативных изменений в системе  налогообложения малого бизнеса, предложив  с 2014 года отменить единый налог на вменённый доход (ЕНВД), а с 2011 года перейти на систему патентов и, снизив предельную численность работников предприятия, ограничить количество плательщиков ЕНВД. В 2010 году плательщиками ЕНВД были 55 % малых и средних предприятий, 37 % платили налог по упрощённой системе (УСН) и 8 % — по общей системе налогообложения (данные «Опоры России»). 

С 1 января 2011 года правительство, упирая на необходимость поддержания  доходов пенсионной системы и  несмотря на протесты предпринимателей, приняло решение увеличить налоговую  нагрузку на малый бизнес, подняв долю отчислений с 26 % до 34 % ФОТ (26 % в ПФР, 5,1 % в ФФОМС, 2,9 % в ФСС). Для плательщиков ЕНВД и УСН нагрузка возрастала в 2,4 раза, для отчисляющих налоги по общей системе («доходы минус  расходы») — в 1,3 раза. Чтобы пресечь  массовый переход плательщиков на общее  налогообложение, правительство предложило обязать предприятия с годовым  оборотом менее 60 млн руб работать по УСН. 

Одновременно с  ужесточением налогообложения, правительство  с 1 января 2011 года постаралось упростить  регистрацию новых налогоплательщиков, сделав порядок для максимального  количества сфер деятельности уведомительным[43] и создав систему Интернет-регистраций.[44] Желающим обзавестись необязательной электронной подписью было предложено оплатить стоимость услуги: 3—7 тыс. руб. 

Политика  банков

Обещанная в 2010 году государством финансовая поддержка  малого бизнеса стимулировала работу банков с малыми предприятиями и  индивидуальными предпринимателями. Банки стали охотнее выдавать кредиты, в том числе перестали  категорически отказывать ссужать  деньги под залог товара.На бо́льшую открытость банков повлияло и мнение международного рейтингового агентства Moody's о необходимости диверсифицировать  кредитный продукт ради снижения рисков:

Информация о работе Государственное регулирование экономики во время кризиса 2008-2009 года