«Нужно ли государственное
регулирование экономики?»
В обеспечении нормативного функционирования
любой современной экономической
системы важная роль принадлежит
государству. Государство на протяжении
всей истории своего существования
наряду с задачами поддержания порядка,
законности, организации национальной
обороны, выполняло определённые функции
в сфере экономики. Государственное
регулирование экономики имеет долгую
историю даже в период раннего капитализма
в Европе существовал централизованный
контроль над ценами, качеством товаров
и услуг, процентными ставками и внешней
торговлей. В современных условиях любое
государство осуществляет регулирование
национальной экономики, с различной степенью
государственного вмешательства в экономику.
По вопросам,
в каких пропорциях должно
сочетаться государственное и
рыночное регулирование, каковы
границы и направления государственного
вмешательства, осуществляет широкий
спектр мнений и подходов –
от полного государственного
монополизма до крайнего экономического
либерализма. Однако необходимость
выполнения государством определённых
функций в экономике не подвергается
сомнению. Это ещё раз получило
подтверждение в ходе «Кейнсианской
революции» которая совершила
переворот в классических воззрениях
на рыночную экономику и доказала
невозможность самоисцеления экономического
спада.
Отношение
к государственному вмешательству
в рыночную экономику было
различным на разных этапах
ее становления и развития. В
период формирования рыночных
отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая
тогда экономическая доктрина - меркантилизм
- основывалась на признании безусловной
необходимости государственного
регулирования для развития в
стране торговли и промышленности. С развитием
рыночных отношений набравший силу класс
предпринимателей начал рассматривать
государственное вмешательство и связанные
с этим ограничения как помеху в своей
деятельности. Появившиеся идеи экономического
либерализма, которые впервые наиболее
полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании
о природе и причинах богатства народов”,
нашли большое число поклонников.Согласно
А. Смиту, рыночная система способна к
саморегулированию, в основе которого
лежит личный интерес, связанный со стремлением
к прибыли. Он выступает как главная побудительная
сила экономического развития. Одной из
идей учения А. Смита была идея о том, что
экономика будет функционировать эффективнее,
если исключить ее регулирование государством.
А. Смит считал, что, поскольку главным
регулятором выступает рынок, следовательно,
рынку должна быть предоставлена полная
свобода. При этом последователи А. Смита,
которых относят к так называемой классической
школе, исходили из тезиса о необходимости
выполнения государством традиционных
функций, понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости
рыночного конкурентного механизма. Это,
прежде всего касается так называемых
общественных товаров, т.е. товаров и услуг,
которые потребляются коллективно (национальная
оборона, образование, транспортная система,
здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство
должно брать на себя заботу об их производстве
и организовывать совместную оплату гражданами
этой продукции.
К числу
проблем, которые не решает
рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные
эффекты. Механизм рынка часто
не реагирует на явления, которые
стали настоящей бедой для
человечества. Внешние, или побочные,
эффекты можно регулировать опираясь
на прямой контроль государства, т.е. государство
должно оценивать возникающие проблемы
с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая
практика подтвердила, что существуют
ситуации, так называемое фиаско
рынка, когда рыночная координация
не обеспечивает эффективного
использования ресурсов. Фиаско
рынка проявляется не только
в ситуациях, связанных с внешними
эффектами и общественными благами.
Важнейшая причина - это свойственная
рынку тенденция к монополизации.
В этих условиях для обеспечения
конкуренции, как условия наиболее
полного выявления регулирующих
функций рынка, стали жизненно
необходимыми выработка антимонопольного
законодательства и его применение
государством.
Кроме того,
вне рыночного регулирования
находятся проблемы справедливости
и равенства. Рыночное распределение,
справедливое с точки зрения
законов рынка, приводит к неравенству
доходов и социальной незащищенности.
При этом следует иметь ввиду,
что когда рыночное распределение не устраивает
большинство населения, это чревато серьезными
социальными конфликтами.
Важный этап
в теоретическом осознании роли
государства в рыночной экономике
был связан с именем выдающегося
английского экономиста Дж. М.
Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “Кейнсианской
революции” доказали невозможность самоисцеления
экономического спада, необходимость
государственной политики как средства,
способного уравновешивать совокупный
спрос и совокупное предложение, выводить
экономику из кризисного состояния, способствовать
ее дальнейшей стабилизации.
В практическом
плане экономическую политику, отражающую
идеи Кейнса, когда через соответствующий
кредитно-денежный и финансовый инструментарий
регулировался совокупный спрос, проводило
большинство развитых стран мира после
второй мировой войны. Считается, что она
во многом способствовала смягчению циклических
колебаний экономики этих стран.
Развитие рыночной
экономики во второй половине
XX века выявило четко обозначившуюся
тенденцию расширения масштабов
деятельности государства и усиления
его роли в экономике. При
этом общепризнанно, что наибольшая
экономическая эффективность достигается
в условиях действия конкурентного
рыночного механизма. Цель государства
в рыночной экономике не корректировать
рыночный механизм, а создавать
условия его свободного функционирования:
конкуренция должна обеспечиваться
везде, где возможно, регулирующее
воздействие государства - везде
где необходимо. Факторы обуславливающие
необходимость государственного регулирования
экономики многообразны, но их можно сгруппировать
на основании определённого критерия,
связанного с разрешением тех или иных
экономических проблем.
Активное
участие государства в экономической
жизни обусловлено, как минимум,
тремя причинами:
Во-первых, этого требует основная движущая сила
рыночного механизма конкуренция. Прямым
следствием развития этой рыночной категории
является монополизирование экономики.
В сою очередь, развитие монополий подрывает
конкурентное начало рыночной экономики,
отрицательно сказывается на решении
макроэкономических проблем, ведет к снижению
эффективности общественного производства.
На определенном этапе развития капитализма
монополистический капитал начинает сращиваться
с государственной системой управления
с целью реализации своих экономических
интересов. Поэтому задача по пресечению
всесилия монополий перерастает в общенациональную
и, даже, общечеловеческую. Монополизации
рынка должна быть противопоставлена
законодательная и иная антимонополистическая
деятельность государства.
Антимонополистическое законодательство
направлено на поддержание такой
структуры производства, которая
позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.
Расчеты показали, что одна компания
не должна производить более 40% того
или иного вида продукции. Предусмотрены
ограничения на долю акций других
компаний, которыми может владеть
крупная корпорация. Законодательство
должно запрещать всякий сговор по
искусственному поддержанию цен, не
соответствующему реальному соотношению
между спросом и предложением.
Другим аспектом антимонопольной
политики государства и поддержания
рабоспособности рыночного механизма
является правовая защита производителей
и потребителей. Прежде всего должно быть
обеспечено право собственности и экономической
самостоятельности. Собственник, не уверенный
в неприкосновенности своей собственности,
будет опасаться ее отчуждения и не сможет
использовать в полную силу творческий
и материальный потенциал.
Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства,
развитие которых невозможно в рамках
рыночного механизма. Это убыточные или
производства с длительным сроком окупаемости
капитала, высокой степенью риска, высокой
степенью стандартизации, которые функционируют
в интересах всех членов общества. Без
этих производств общество не может обойтись,
а их результаты нельзя оценивать с позиции
немедленного экономического эффекта:
фундаментальная наука, поддержание обороноспособности
страны, охрана правопорядка, содержание
нетрудоспособных, организация образования,
здравоохранение, создание и поддержание
нормального функционирования общеэкономической
структуры (денежное обращение, таможенный
контроль и др.).
В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных
возможностей рыночных саморегуляторов:
обеспечение равновесия в экономической
системе, поддержание занятости населения
на необходимом уровне, правовое обеспечение
функционирования рыночного механизма,
разработка теории общественного выбора
и принципов рационального экономического
поведения.