Государственное регулирование материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:50, реферат

Описание

Задачами изучения являются:
 Изучение сферы материального производства;
 Изучение задач методов государственного регулирования материального производства. Здесь будет рассказано о задачах, направлениях и методах государственного регулирования.
 Изучение основных направлений государственного регулирования материального национального производства в России на современном этапе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……………..

1 Состав материального производства………………………………………………..…………

2 Задачи и методы государственного регулирования развития материального производства………………………………………………………………………………………

3 Государственный заказ……………………................................................................................

4 Государственная промышленная политика .………………………………………………..

5 Государственное регулирование материального производства…………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………………………….…..

Работа состоит из  1 файл

Реферат по ГРЭ - копия.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

на тему : «Государственное регулирование материального производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары, 2012


Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……………..

1 Состав материального производства………………………………………………..…………

2 Задачи и методы государственного регулирования развития материального производства………………………………………………………………………………………

3 Государственный заказ……………………................................................................................

4 Государственная промышленная политика .………………………………………………..

5 Государственное регулирование материального производства…………………………..

Заключение……………………………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………………………….…..


Введение

Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории государства. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, поэтому на современном этапе регулирование экономики является важнейшей функцией государства. Государственное регулирование осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства. Из сказанного следует цель данной работы – изучение государственного регулирования национального производства.

Задачами изучения являются:

 Изучение сферы материального производства;

 Изучение задач методов государственного регулирования материального производства. Здесь будет рассказано о задачах, направлениях и методах государственного регулирования.

 Изучение основных направлений государственного регулирования материального национального производства в России на современном этапе.


1 Состав материального производства

Сфера материального производства является важнейшим объектом государственного регулирования. В ее составе современная статистика и управление выделяют отрасли, подотрасли, межотраслевые хозяйственные комплексы; используются и другие виды группировок.

К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага продукта, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства — участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода.

Другими словами, сфера материального производства — это любая деятельность, затраты на осуществление которой относятся на стоимость произведенной продукции или выполненных работ.

В соответствии с Классификатором отраслей экономики к материальному производству отнесены 14 крупных отраслей:

-          промышленность;

-          сельское хозяйство;

-          лесное хозяйство;

-          грузовой транспорт;

-          связь по обслуживанию производства;

-          строительство;

-          торговля и общественное питание;

-          материально-техническое обеспечение и сбыт;

-          заготовки;

-          информационно-вычислительное обслуживание;

-          операции с недвижимым имуществом;

-          общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

-          геология и разведка недр;

-          геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Определяющим признаком для выделения крупных отраслей экономики является однотипность выполняемых предприятиями и организациями функций и видов деятельности. Классификационной единицей отрасли является предприятие, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. В том случае, если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.

В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Например, в промышленности выделяют около двух десятков подотраслей:

-          электроэнергетика;

-          топливная промышленность;

-          машиностроение;

-          пищевая;

-          легкая промышленность;

-          производство строительных материалов и др.

В сельском хозяйстве выделяют подотрасли: растениеводство и животноводство, на транспорте — его отдельные виды:  автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный. трубопроводный.

Промышленность подразделяется на добывающую, в том числе горнодобывающую, и обрабатывающую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей и предшествующих стадий обрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности и сельское хозяйство составляют сырьевой комплекс страны.

В последнее десятилетие в статистике, планировании и управлении оперируют понятиями межотраслевых хозяйственных комплексов. В сфере материального производства обычно выделяют следующие комплексы:

-          топливно-энергетический;

-          горнометаллургический;

-          химико-лесной;

-          машиностроительный;

-          агропромышленный;

-          строительный;

-          транспортный;

-          социальный;

-          военно-промышленный.

 


2 Задачи и методы государственного регулирования развития материального производства

Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

-          стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей;

-          структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношений между добывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса как обязательного условия поступательного движения экономики;

-              техническое перевооружение отраслей материального производства;

-              вхождение в мировой экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;

-              повышение качества продукции российских предприятий до уровня требований мирового рынка;

-              рационализация размещения производства по территории России;

-              обеспечение безопасности производства, и особенно экологической безопасности, энергетики, химической, металлургической промышленности.

Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов регулирования сферы материального производства является владение им материальными факторами производства.

Государственное    регулирование    отраслей    материального    производства осуществляется различными методами, которые можно условно разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия проявляются чаще всего в форме административных рычагов:

-          установление законодательных рамок самостоятельности предприятий;

-          регистрация предприятий (юридических лиц);

-          предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности;

-          различные формы кадровой политики;

-          размещение заказов на поставку продукции;

-          директивное определение номенклатуры выпускаемой продукции;

-          использование органами государственного управления права «вето» на принимаемые руководством АО решения при наличии у фондов имущества «золотой акции» и др.

В отношении некоторых групп отраслей и производств осуществляется прямое государственное управление (атомная энергетика, производство оружия, государственные и муниципальные унитарные предприятия, предприятия, находящиеся на стадии банкротства и т.п.).

Методы косвенного воздействия на предприятия принимают разнообразные формы в зависимости от состояния хозяйственного законодательства, юридической самостоятельности предприятия, действенности, приемлемости и обработанности различных форм воздействия на юридические лица, характера объекта регулирования, задач, стоящих перед органами власти. Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

 

3 Государственный заказ

Государственный заказ - один из важнейших инструментов регулирований рыночной экономики. Государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции работ и услуг. Государственный заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика.

Государственные закупки продукции (работ, услуг) осуществляются для удовлетворения важнейших государственных нужд, имеющих два уровня: федеральный и региональный.

Для организации работы по обеспечению поставок для государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Ими могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие, государственное учреждение, орган исполнительной власть субъекта РФ, коммерческие и некоммерческие организации, корпорации.

Как правило, госзаказы размещаются на конкурсной основе. С поставщиком продукции (работ, услуг), победившим на открытом конкурсе, государственный заказчик заключает государственный контракт.

Государственный контракт - основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для государственных нужд. На основе контакта поставщик продукции для государственных нужд и покупатель подписывают договор поставки.

В настоящее время формируются различные виды государственных заказов:

-          оборонный;

-          на научные исследования;

-          поставку продукции в государственный материальный резерв;

-          поставку в федеральный и региональные фонды сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия;

-          северный завод;

-          подрядные работы.

 

4 Промышленная политика

Промышленная политика - инструмент стратегии развития народного хозяйства, оптимизации отношений государства с хозяйствующими субъектами, регулирования рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях.

Промышленная политика способствует устранению устаревших производственных структур и формированию новых, ускорению научно-технического и управленческого прогресса; повышению приспособляемости к объективным требованиям глобализации мировой экономики.

На современном этапе развития экономики страны целью реализации государственной промышленной политики должен быть переход:

-          от приоритета ТЭК к приоритетам обрабатывающей промышленности;

-          устаревшей организации производства к гибким производственным системам, способным обеспечить быстрое обновление продукции;

-          технологического лидерства в сфере вооружения любой ценой к росту конкурентоспособности гражданской промышленности.

Основой государственной промышленной политики является решение инновационно-инвестиционных проблем экономического роста. Эти два аспекта тесно связаны. Чем больше внедряется инноваций, тем больше необходимость в новых инвестициях

В структурно-отраслевом содержании промышленной политики выделяются три группы отраслей:

 

1. Преимущественно экспортные отрасли:

-          нефтегазовая;

-          алмазная;

-          лесная;

-          металлургия и др.

2. Отрасли, действующие как на внутреннем, так и на внешнем рынке:

-          авиакосмическая;

-          атомная;

-          оборонная и др.

3. Отрасли, работающие преимущественно на внутреннем рынке:

-          автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение;

-          легкая и пищевая промышленность.

 

5        Государственное регулирование материального производства

Под государственным регулированием материального производства понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления регулирования материального производства, обеспечивающей государственные задачи регулирования материального производства.

Материальное производство в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов.

Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др.

Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли материального производсва, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития материального производства страны.

В целом, государственное регулирование осуществляется через:

-          Налоговую политику. В руках государства она может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям, налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развитию материальной сферы;

-          Дифференциацию налоговых ставок (прежде всего на прибыль, добавленную стоимость, за пользование природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры производства. Налоговые ставки для производителей особо дефицитной продукции на период необходимого подъема этого производства могут снижаться до предельно возможного низкого уровня;

-          Государственный заказ;

-          Реализацию соответствующей финансово-кредитной и инвестиционной политики. Выделяя из бюджета средства на государственные закупки (например, размещение заказа на продукцию ВПК), государство стимулирует рост как в отраслях-исполнителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на структуру производства;

Рычагами воздействия на материальное производство так же могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение (увеличение или уменьшение) резервной нормы для коммерческих банков, государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.

Рост резервной нормы увеличивает количество ресурсов, которые должны будут держать коммерческие банки в Центральном банке России. При понижении резервной нормы при прежних размерах финансовых ресурсов коммерческие банки могут выдавать кредиты в больших размерах.

Наиболее радикальным средством влияния на производство является регулирование процентных ставок за кредиты. Решение об изменении ставки рефинансирования Центробанка РФ автоматически отражается на процентных ставках коммерческих банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлекательными оказываются кредиты (особенно долгосрочные), и наоборот. Ставки за кредиты в размере 100, 150% годовых с учетом инфляции становятся непреодолимой преградой для заемщиков средств на осуществление долговременных проектов. Снижение процентных ставок Центробанком страны обычно способствует оживлению капитального строительства, производства строительных материалов и конструкций, машин и оборудования, техническому обновлению предприятий, создает базу экономического роста в целом по стране.

Расходы государства на материальное производство за 2010-2011 гг приведены в Таблице 1 и Таблице 2.

 


Таблица 1 – Расходы бюджета на материальное производство в 2010 году.


 

Расходы - всего

Консолидированный
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

17616,7

из него:

 

федеральный бюджет

 

10117,5

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

 

6636,9

В том числе на национальную экономику

2323,3

1222,7

1103,6

      из нее на:

 

 

 

   топливно-энергетический комплекс

48,5

18,0

30,5

   сельское хозяйство и рыболовство

262,3

35,3

227,0

   транспорт

461,7

303,1

161,5

   дорожное хозяйство

645,0

281,1

363,9

   связь и информатику

69,2

39,3

29,8

   прикладные научные исследования в области 
   национальной экономики

122,9

119,9

3,0

   другие вопросы в области национальной экономики

535,2

347,4

187,8

 

 

 

 

Информация о работе Государственное регулирование материального производства