Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:09, контрольная работа

Описание

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Содержание

Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...
3
Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………
7
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Контр. работа.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Тема: Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 г.

     СОДЕРЖАНИЕ 

Сущность  государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...  
  3
Формы государственного регулирования предпринимательской  деятельности………………………………………………………………  
  7
Список  литературы……………………………………………………….   15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ.

     В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и  содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы  взаимодействия государственных органов  с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

     Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

     В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  • разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  • повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
  • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
  • сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
  • содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
  • обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

     Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

  1. осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
  2. повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
  3. поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
  4. укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;  
  5. пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
  6. использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

     Регулирование все более направлено на повышение  эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования  спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

     Государственная политика регулирования экономики  направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в  частности, по административному надзору  и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

     Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

     Важным  инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

     Одна  из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов  и осуществление внешнеэкономической  политики страны.

 
 
2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
     Под формами государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.

     Что касается методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском (хозяйственном) праве:

     1. метод автономных решений (метод согласования),

     2. метод обязательных предписаний,

     3. метод рекомендаций.

     Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным. 
Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства. 
Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона). 
Как и направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.

     Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.

     Экономической формой государственного регулирования  предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов.

       К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

     Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности.

     К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот.

     Организационные формы государственного регулирования  необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам — правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.

     Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности — это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

     Государственная поддержка также является одной  из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей.

     Защита  субъектов предпринимательской  деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

     Поскольку, как уже отмечалось выше, формы  государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование — это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п.

     Что касается соотношения форм и методов  государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

     Антимонопольный орган:

     - выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания;

     - направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;

     - дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала.

     Большинство организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности по характеру воздействия являются прямыми. Некоторые формы государственного регулирования (в первую очередь экономические формы) являются косвенными. Однако прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот. 

Государственное регулирование предпринимательской 

деятельности  в регионах

     В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

     По  предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

     Географическое  положение конкретного региона  является одним из факторов, которые  должны влиять на особенности государственного регулирования региональной экономики. Кроме того, к таким факторам можно отнести отраслевую специализацию регионов, а также выполнение регионами определенных федеральных задач (например, транзит). 
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по государственному регулированию конкретных сфер экономики определяются многими федеральными законами, посвященными регулированию соответствующих сфер экономики. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 22 июля 2005 г.) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности относятся:

  • проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федератив-ных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ — с органами государственной власти иностранных государств;
  • содержание своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, который Правительство РФ наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности (в настоящее время таким органом является Минэкономразвития России), и МИД России;
  • открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством РФ;
  • осуществление формирования и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;
  • информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ;
  • создание страховых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ.

     В случае если разрабатываются предложения, касающиеся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, и при этом затрагиваются интересы субъектов РФ, то разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 13 названного закона).

     В соответствии со ст. 34625  НК РФ законами субъектов РФ принимаются решения о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом законами субъектов РФ определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных п. 2 ст. 34625•' НК РФ), по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.

     Органы  исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают соответствующие программы развития и поддержки малого предпринимательства. Финансирование этих программ обеспечивается за счет средств бюджетов и других источников. 
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют в пределах, установленных федеральным законодательством, регулирование цен (тарифов) на некоторые виды товаров и услуг. Например, органы исполнительной власти субъектов РФ регулируют цены на газ, реализуемый населению. Органы местного самоуправления обладают значительными полномочиями в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (см. § 2 настоящей главы учебника). 
Согласно ст. 6 Закона об аудиторской деятельности законом субъекта РФ могут быть понижены финансовые показатели деятельности муниципальных предприятий, являющиеся основанием для проведения обязательного аудита. 
Вступающий в силу с 1 января 2006 г. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определяет, что Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией определяется официальный сайт РФ, официальный сайт субъекта РФ, официальный сайт муниципального образования в сети «Интернет» для сообщения информации о размещении заказов. На официальном сайте субъекта РФ размещается информация об адресах официальных сайтов муниципальных образований, которые расположены в границах данного субъекта РФ. Порядок пользования официальными сайтами и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами устанавливаются Правительством РФ. До установления Правительством РФ названный порядок и требования устанавливаются в соответствии с указанным законом нормативными правовыми актами субъектов РФ.

     Субъекты  РФ начинают внедрять новые правовые формы и интеллектуальные технологии государственного регулирования экономики в регионах. Так, попытка создания государственно-частного партнерства для решения социальных проблем предпринимается в Тверской области. Москва, Санкт-Петербург и Татарстан внедряют интеллектуальные системы управления (на основе международных стандартов), применяемые в условиях неопределенности и рисков, в целях устойчивого развития соответствующих территорий.

 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: ТРТУ, 2003.

2. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник, изд. 1-е дополненное и переработанное. Москва. Изд. РАГС, 2005

3. Учеб. Пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ