Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:09, контрольная работа
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ………………………………………………………...
3
Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………
7
Список литературы………………………
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Тема:
Государственное регулирование
предпринимательской
деятельности в РФ
|
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность
государственного регулирования |
3 |
Формы
государственного регулирования |
7 |
Список
литературы…………………………………………………… |
15 |
1. Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ.
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Целью
государственного регулирования
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
Характеризуя
государственное регулирование
экономики в современных
Регулирование
все более направлено на повышение
эффективности производства. Акцент
в нем переносится с
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.
Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.
Одна
из важнейших функций
2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности |
Под
формами государственного регулирования
предпринимательской деятельности следует
понимать закрепленные в правовых нормах
и осуществляемые в рамках законодательства
конкретные меры экономического, правового
и организационного воздействия на предпринимательскую
деятельность.
Что
касается методов государственного
регулирования 1. метод автономных решений (метод согласования), 2. метод обязательных предписаний, 3. метод рекомендаций. Все
названные методы присущи и адекватны
отношениям, складывающимся в процессе
регулирования хозяйственной деятельности
и охватываемым предметом предпринимательского
(хозяйственного) права. Выделение других
методов государственного регулирования
предпринимательской деятельности представляется
искусственным. Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности. Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов.
К экономическим формам Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам — правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 НК РФ) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности — это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственная поддержка также является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в определенных сферах экономики. Сюда относятся государственная поддержка субъектов малого предпринимательства, меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей. Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности, характеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты делятся на судебные и внесудебные. Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах. Например, в Законе о техническом регулировании говорится, что техническое регулирование — это правовое регулирование. Кроме того, выделяются и такие правовые меры регулирования, как договор, имущественная ответственность и т.п. Что касается соотношения форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то большинство форм такого регулирования основывается не на одном из методов, а на сочетании элементов трех методов предпринимательского (хозяйственного) права. Так, все три метода предпринимательского (хозяйственного) права применяются при осуществлении антимонопольного регулирования, как одной из основных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольный орган: - выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; - направляет рекомендации о развитии конкуренции органам исполнительной власти и органам местного самоуправления; - дает предварительное согласие (по соответствующему ходатайству) на осуществление определенных действий, направленных на концентрацию капитала. Большинство
организационных форм государственного
регулирования предпринимательской деятельности
по характеру воздействия являются прямыми.
Некоторые формы государственного регулирования
(в первую очередь экономические формы)
являются косвенными. Однако прямые формы
государственного регулирования могут
содержать в себе, в качестве факультативных,
элементы косвенных форм регулирования,
и наоборот. Государственное
регулирование деятельности в регионах В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Географическое
положение конкретного региона
является одним из факторов, которые
должны влиять на особенности государственного
регулирования региональной экономики.
Кроме того, к таким факторам можно
отнести отраслевую специализацию регионов,
а также выполнение регионами определенных
федеральных задач (например, транзит).
В случае если разрабатываются предложения, касающиеся торговой политики РФ, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей, и при этом затрагиваются интересы субъектов РФ, то разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 13 названного закона). В соответствии со ст. 34625 НК РФ законами субъектов РФ принимаются решения о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом законами субъектов РФ определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных п. 2 ст. 34625•' НК РФ), по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Органы
исполнительной власти субъектов РФ
и органы местного самоуправления разрабатывают
соответствующие программы развития и
поддержки малого предпринимательства.
Финансирование этих программ обеспечивается
за счет средств бюджетов и других источников. Субъекты РФ начинают внедрять новые правовые формы и интеллектуальные технологии государственного регулирования экономики в регионах. Так, попытка создания государственно-частного партнерства для решения социальных проблем предпринимается в Тверской области. Москва, Санкт-Петербург и Татарстан внедряют интеллектуальные системы управления (на основе международных стандартов), применяемые в условиях неопределенности и рисков, в целях устойчивого развития соответствующих территорий. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: ТРТУ, 2003.
2. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник, изд. 1-е дополненное и переработанное. Москва. Изд. РАГС, 2005
3. Учеб. Пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ