Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 08:33, реферат

Описание

Применительно к сегодняшним украинским условиям политика государства на

рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины

вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не

должно препятствовать реализации требований экономической эффективности,

которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних

работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна

обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием

новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Работа состоит из  1 файл

украина РТ.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование рынка труда и  его необходимость в

Украине. 

Применительно к сегодняшним украинским условиям политика государства на

рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины

вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не

должно  препятствовать реализации требований экономической эффективности,

которые предполагают мобильность рабочей  силы, высвобождение лишних

работников. Достаточно высокая степень занятости  населения должна

обеспечиваться  не сохранением излишней численности работников, а созданием

новых рабочих мест, снижением потребности  населения в рабочих местах и  т.п.

Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически

эффективной и социально-обоснованной занятости  – неотъемлемая составная

часть процесса восстановления украинской экономики. Стимулами этого

процесса  должны являться рыночные отношения  и целенаправленные меры

хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы

занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений

экономической стратегии, то в Украине для этого  требуется коренное

преобразование  экономики. Это может быть реализовано  лишь при финансовой

стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для

инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо

эффективное взаимодействие работников, работодателей  и государственных

органов для согласования путей решения  проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой  и уровнем экономической

эффективности производства, поэтому более рациональное использование

работников  является приоритетным направлением по сравнению с сохранением

существующих  рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за

счет  этого числа безработных (при  их достаточной материальной поддержке) во

многих  отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого

резерва рабочей силы.

Для решения  всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на

рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в

экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и

инвестиционную  политику, регулировать внешнеэкономические  связи,

способствовать  адаптации работников к  требованиям  рынка труда. Следует

также учитывать, что возможности государства в области создания новых

рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает

роли  государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность

предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать

определенными рамками их поведение на рынке  труда, обеспечивая защиту

социально уязвимых групп населения и регулируя  в сложных ситуациях

высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при  котором возобновление

экономического  роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

Обострение  проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых,

может увеличиться высвобождение рабочей  силы на предприятиях. Для решения

этих  проблем понадобится коренной перелом  в динамике инвестиций,

активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного

предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере

усиления  экономической отдачи от рыночных преобразований будет

увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический

рост, расширяться  потребность народного хозяйства  в рабочей силе.

Для обеспечения  экономического роста, сопровождаемого  увеличением занятости

требуется: 

появление рыночно ориентированного, защищенного  государством и социально

ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов,

поощрение его предпринимательской активности;

привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,

развития  их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения,

а также  соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-

технической базы.

Реализация  этих требований возможна лишь на основе использования развитого

рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным

регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование  территориальной

структуры производства, а именно: преодоление  неравномерности развития

производительных  сил по регионам, чрезмерной специализации  регионов, более

полное  использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного

трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры

регионов  от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность

рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность

усиления  различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности

возрастание дефицита кадров в регионах со сложным  уровнем проживания.

Возможности регионов в улучшении территориального размещения производства

ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала,

взаимодействие  финансового и промышленного  капитала, деятельность финансово-

промышленных  групп и других экономических  объединений.

Для обеспечения  занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до

сих пор  развивается преимущественно одно посредничество, а не

производственные  услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной

системы поддержки малого бизнеса, падения  платежеспособного спроса

населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей

получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции,

проявляющиеся как в старых, так и в новых  формах. Этому способствуют

компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко  возросли различия

между оплатой труда руководящего состава  и рядовых работников. Появилась

необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к

новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные

затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является

целесообразность  увязки заработка различных категорий  работников с

рентабельностью производства.

Условием  решения этих задач является не только увеличение ресурсного

обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства

и соответственное  изменение общественного отношения  к данным проблемам. 
 

.

3. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ НА УКРАИНЕ.

Современная ситуация на рынке труда Украины существенно  отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут и почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.

В связи с  изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости.

Региональная  дифференциация остроты безработицы  с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз.

Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.

Таким образом, по составу безработных можно  судить о продвинутости того или  иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают  ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране

В общем случае все области Украины по остроте  зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким  уровнем безработицы, высокими темпами  его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке  труда.

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность  на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы  выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы  ниже среднего, низка напряженность  на рынке труда, темпы роста безработицы  ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в Украине