Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:19, реферат
Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики. Все приведённые в этой работе данные являются подлинными и взяты из экономических источников.
Введение…………………………………………………………………3
Специфика рынка труда………………………………………....5
Концепции регулирования………………………………………6
Роль государства в регулировании рынка труда……………....7
Методы государственного регулирования…………………….9
Социальная направленность политики государства……….....9
Меры обеспечения занятости населения……………………...11
Содействие занятому населению……………………………...15
Роль государства в механизме социального партнёрства…..17
Заключение……………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………19
Понятие
«социальное государство» впервые
применено в Конституции 1993 года.
Введение данного термина в текст
Конституции подчёркивает обязанность
государства проводить
Социальная
деятельность государства возникла
существенно раньше возникновения
понятия «социальное
Стоящие
пред социально ориентированным
государством трудности связаны
с тем, что государство должно
соблюдать баланс между свободной
экономикой и определёнными способами
воздействия на распределительные
процессы в духе справедливости, «выравнивания
социальных неравенств». Отказываясь
от односторонней роли «ночного сторожа»
и стремясь обеспечить всем гражданам
достойный уровень жизни, государство
не должно переступить черту, за которой
начинается дерзкое вмешательство
в экономику, подавление инициативы
и свободы предпринимательства…
Стараясь создать «общество всеобщего
благосостояния», государство не может
применять административно-
Государство
должно принимать меры, чтобы сгладить
остроту социального
Никакой иной формы социальной защиты, кроме создания для человека условий, гарантирующих ему определённый доход и достойные условия жизни, не имеется.
Меры обеспечения занятости населения
Важнейшим направлением деятельности государства на рынке труда служит разработка и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.
Для осуществления
государственной политики в области
занятости населения и
Государственная
служба занятости является структурой
особых государственных органов, призванных
обеспечить решение вопросов занятости
населения, координацию, регулировать
спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки и оказании
социальной поддержки безработным.
Служба занятости работает как организация
публичной власти в силу прямого
указания закона, и рассматривается
как универсальный поставщик
государственных услуг
Для представителей
вышеперечисленных социальных групп
служба занятости разрабатывает
и реализует специальные
Значительное
внимание службой занятости отводится
работе с инвалидами, составлению
индивидуальных программ профессиональной
реабилитации, трудоустройству с
учётом имеющихся медицинских
Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных – это главный источник средств существования для лиц, потерявших работу.
Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия в полном размере и вовремя.
Обратимся к мировому опыту государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах обширно применяются разнообразные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.
Влияние государственного регулирования в сфере занятости идёт по следующим важнейшим направлениям:
1) программы по стимулированию повышения занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;
2) программы
по подготовке и
3) программы содействия найму рабочей силы.
Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа с неполной рабочей неделей.
Для снижения безработицы практикуется "досрочный" уход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионного возраста. В Англии было основано 750 тыс. рабочих мест за счёт досрочного выхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.
а) Пособие по безработице – это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированные на бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.
Но всё же, пособие по безработице не дотягивает до прожиточного минимума. В силу большого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в США – 30 недель, Япония – 40, ФРГ – 100.
б) Денежная
поддержка. Это вторая ступень финансовой
помощи гражданам, не имеющим работы.
В некоторых странах она
в) Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:
1. получать пособие и денежную поддержку;
2. найти работу;
3. срок получения пособия истёк,
То государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; выдаёт талоны на питание; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату и т.д. Все это проводится, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.
По моему
мнению, при всей значительности работы
по оказанию материальной поддержки
безработным и их трудоустройству
наиболее эффективная мера, направленная
на предупреждение и амортизацию
последствий безработицы –
Расширение переподготовки безработных, как одно из основных направлений активной государственной политики занятости, должно сопровождаться их ориентацией на обучение только по перспективным специальностям в соответствии с приоритетами развития национальной экономики.
Содействие занятому населению
Регулирующая функция государства на рынке труда не может ограничиваться содействием трудоустройству незанятого населения, а охватывает и область «занятого» наёмного труда. Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, так как пространство рынка труда – это ещё и вся совокупность отношений в сфере занятости. «Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные – вакансии, а охватывает всю сферу наёмного труда, имеет сугубо практическое значение. Из этого следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлечённых в него лиц». Политика же помощи безработным обязана являться лишь узкой частью общей стратегии политики государства на рынке труда.
Политика занятости призвана задействовать весь спектр факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат размер заработка, продвижение по службе, стабильность занятости, возможность переобучаться и повышать свою квалификацию непосредственно на производстве.
Если заострить внимание на области трудовых отношений, участниками которых являются работник и работодатель, то и здесь, если общество желает достичь результативного взаимодействия этих субъектов, необходимо вмешательство государства. В этом случае государство обеспечивает защиту интересов работника, как менее сильного партнёра, в рамках законотворческой деятельности, путём установления гарантированного минимума трудовых прав работников и максимума его обязанностей, учреждая правила приёма и увольнения работников. Так, например нормы Кодекса законов о труде Российской Федерации доскональное регламентируют основания и порядок прекращения трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, предусматривает компенсации при увольнении работника, ограничивает условия привлечения к материальной ответственности работника и виды дисциплинарных взысканий.
Говоря
о связи работодателей и
Государство
оказывать влияние на работодателей
путём привлечения их к юридической
ответственности, если ими допускаются
нарушения трудовых договоров, коллективных
договоров, ущемление социальных и
экономических интересов
Роль государства в механизме социального партнёрства
Нельзя
не заострить внимание на роли государства
в механизме социального
1) упорядочить связи социальных партёров;
2) стимулировать
развитие коллективно-
3) содействовать
достижению фактического
Необходимость вмешательства государства в сферу занятости вызвана также предохранением национального рынка труда. Организация работы по выдаче разрешений организациям и предприятиям на право получения лицензии для реализации деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, а также по выдаче разрешений на право выдачи документов работодателям, привлекающим и использующим в России труд иностранных граждан, реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» и Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.95 №1095 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей».
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда