Государственное регулирование рыночной экономики механизма и инструмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание

Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Невидимая рука А. Смита……………………………………………………………...5
2. Принципы конкуренции Кейнса………………………………………………………7
3. Рыночная система………………………………………………………………………9
4. Методы регулирования рынка………………………………………………………..10
5. Роль государства в экономике:……………………………………………………….11
6. Экономические функции государства……………………………………………….16
7. Государственное регулирование экономики:……………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование рыночной экономики механизма и инструмента..doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в  систему общественных отношений, без  чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется  посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

  1. Понятие государственного регулирования экономики.

- Сущность государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в  условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Теоретически  понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и  на принципе невмешательства государства  в хозяйственную жизнь. В современных  условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины государственное регулирование экономики и государственная экономическая политика в наше время идентичны.

Объективная возможность ГРЭ появляется с  достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность, заключается в  нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

В современных  условиях ГРЭ является составной  частью процесса воспроизводства. Оно  решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения  в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито  ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где  в отличие от Европы не было социально-экономических  потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению  лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно  важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития.

Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных  интересов.

- Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ).

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный рациональный банк.

В государствах с федеративным устройством (С.Ш.А., Россия, Канада, Индия, Ф.Р.Г., Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; всё более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным  с точки зрения изучения механизма  ГРЭ является слияние субъектов  государственной и частной экономической  политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создаётся орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами выразителями экономических интересов.

- Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов.

Обратная  связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

Во-первых, успех  ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном  балансе, снижении темпов инфляции, повышении  жизненного уровня.

Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному  измерению: уровне напряжённости, оценке ГРЭ средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям это и есть обратная связь между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики.

- Объекты ГРЭ.

Объекты ГРЭ  это сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платёжный баланс;
  • цены;
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные  объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим  важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

В условиях длительного  и бурного подъёма в экономике  страны могут возникнуть опасные  явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом ГРЭ  является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли  всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Одновременно государственное  регулирование накопления опосредованно  служит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности  накопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов  является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты условия накопления, социальные отношения.

Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Ещё один из основных объектов регулирования цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты ГРЭ, например, они  стремятся заинтересовать частные  фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием  государственных регулирующих органов  находятся условия существования  и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики механизма и инструмента