Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:04, реферат

Описание

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3 стр.

Глава 1. Причины государственного регулирования экономики … 5 стр.

Глава 2. Возможности государственного регулирования рыночной экономики ………………………………………………………………. 7 стр.

Глава 3. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики ………………………………………………………………. 10 стр.

Заключение ……………………………………………………………... 12 стр.

Список использованной литературы…………………………………... 13 стр.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ЭКОНОМИКИ  И СОЦИОЛОГИИ ТРУДА 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Национальная экономика»

«Государственное  регулирование рыночной экономики» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва-2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………….  3 стр.

Глава    1. Причины государственного регулирования экономики …  5 стр.

Глава 2. Возможности государственного регулирования рыночной экономики ……………………………………………………………….   7 стр.

Глава 3. Противоречия государственного регулирования рыночной экономики ……………………………………………………………….  10 стр.

Заключение ……………………………………………………………...  12 стр.

Список использованной литературы…………………………………...  13 стр.

 

Введение 

    Современный мир - это мир смешанных экономик, где государство функционирует  в положении партнера и конкурента частных фирм, с одной стороны, с другой - несет ответственность  за нормальное функционирование рынка  и поддержание правопорядка в  экономике в целом. Роль государства тем самым не ограничивается выполнением функций "ночного сторожа", а предполагает более широкое поле деятельности.

    Экономика предшествующего советского этапа  развития общества имела как бы два  уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи). Последнее крайне ограничивало объем ресурсов, направленных на решение первой задачи. Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е. выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объем ресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованности значительной части общества в эффективном труде. Наше государство формировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали и экономические отношения - господство общественной собственности (юридически), которая фактически была государственной. За государством было закреплено право распоряжения производственными ресурсами.

    Противоречие  между объявленными целями и реальностью, неэффективное использование труда  и ресурсов породили необходимость  переориентации в развитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей, на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход к рыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целях обновления производства, структурных изменений технического перевооружения, использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений, поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цель преобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства.

    На  практике поставленные задачи решались путем разгосударствления и приватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственном управлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такие кардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба для основной части населения только при условии наличия детальной взаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизма ее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственника другому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства. При этом экономическая политика в переходный период значительно отличается от экономической политики в стартовом и финальном положении всего периода трансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного, непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когда она сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика.

    Приведенные выше положения подчеркивают необходимость  взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования, государственного управления процессом  трансформации. Этот процесс включает в себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекс проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни общества.

    Снижение  социальных и иных издержек переходного периода связано с глубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей и задач трансформации. Кроме этого, необходим огромная организационная работа по согласованности всех элементов преобразования общества, обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности.

    Все это подчеркивает необходимость  активной роли государства, всех его  институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает. Тип экономики, который сложится в будущей России, пока не ясен. Но ограничительные контуры, рамочные характеристики известны.

 

Глава 1. Причины государственного регулирования экономики

 

    Выделим ряд причин взаимодействия государства и рыночной экономики, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие  в каждой стране общественных  и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются не конкурентностью и не исключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

2. Усиление  общественного характера производства  товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты - население, фирмы, банки - являются таковыми лишь на микро уровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.

    Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макро уровне, является государство.

3. Возникновение  отрицательных внешних эффектов  рынка, именуемых экстерналиями.  Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

    Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней  среде - социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

    К социальным экстерналиям можно отнести  такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть  населения, которая оказывается  за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

    Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением соответствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

5. Государству  необходимо вмешиваться в экономику  и в связи с тенденцией к  монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство  рынка.

    Рынок становится все более несовершенным  и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец,  государственное регулирование  развивается и под воздействием  ожесточенной международной конкуренции.  Даже крупным компаниям не  всегда просто выжить в условиях  этой конкуренции без поддержки государства.

    В целом государственное регулирование  оказывается необходимым для  более устойчивого экономического, социального, экологического и политического  развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых  макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений. 
 
 
 

Глава 2. Возможности государственного регулирования рыночной экономики

 

    К середине ХХ в. необходимость государственного регулирования рыночной экономики  была обеспечена соответствующими возможностями.

К таким  возможностям прежде всего следует  отнести расширение и укрепление государственного сектора в экономике. Данный сектор формирует государственная  собственность и денежные средства, которыми располагает государство.

    Сам по себе государственный сектор возник вместе с появлением государства. У  государства всегда были земли, здания, сооружения, техника (прежде всего военная) и т.д. Всегда был бюджет, который формировался и использовался государством и оказывал влияние на экономику. Однако размеры этого сектора длительное время были незначительными и существенного влияния на экономику он не оказывал. Так, до Первой мировой войны доля государства в национальном доходе большинства стран с рыночной экономикой составляла 3 - 10%.

    Не  произошло радикальных изменений  и после войны, если не считать  СССР, где экономика стала плановой. Ситуация коренным образом изменилась после Второй мировой войны. Объектами  государственной собственности  стали многие промышленные и транспортные предприятия, связь, банки, научные и учебные заведения, учреждения здравоохранения, часть жилищного фонда, объекты коммунального хозяйства, земли, лесные угодья. Правда, если брать долю государства в общих средствах производства, то в разных странах она различна: в США эта доля (без собственности Пентагона) составляет примерно 2%, в Англии -8 - 10%, в ФРГ - свыше 20%, в Японии и Франции - около 30%. Высокий удельный вес государственной собственности явился одним из оснований для характеристики экономик многих западных стран как смешанных.

    Расширению  государственной собственности  способствовала Вторая мировая война, которая обусловила возникновение  многих крупных военных заводов.

    В некоторых странах после войны  произошла национализация, то есть передача в собственность государства ряда частных предприятий.

Заметную  роль в расширении государственной  собственности сыграла НТР, обусловившая возникновение новых и довольно капиталоемких производств с  низкой скоростью оборота капитала. К тому же эти производства требовали значительных средств на НИОКР, не обещавших быстрой отдачи в виде прибыли.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики